Методическая разработка урока по профилактике употребления наркотических средств, формированию здорового образа жизни среди подростков «Независимы»
Методическая разработка урока по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни подростков.
|
Чайка Светлана Александровна, учитель первой категории, МБОУ «СОШ №12» (г. Абакан, республика Хакасия, Россия) |
Распространение наркомании в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры. Особенное тревожное положение по незаконному употреблению и распространению наркотических веществ отмечается среди школьников.
В современных условиях необходимо обучение несовершеннолетних, молодежи в семье, школе, образовательных учреждениях жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует употребление и незаконное распространение наркотических веществ.
План-конспект классного часа «Независимы»
Цель урока: формирование у подростков негативного отношения к курению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ.
Задачи:
формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний
формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни
формирование активной жизненной позиции
Целевая группа: учащиеся школ в возрасте 13,14 лет
Форма проведения: беседа с элементами игры.
1.Этап мотивационный
Учитель мотивирует учащихся. Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.
Здоровье – самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни.
Учащиеся дополняют высказывания и пословицы.
В здоровом теле (здоровый дух)
Кто курит табак (тот сам себе враг)
Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
2.Этап. Определение темы и цели классного часа
А сейчас пришло время открыть вам тему и цель урока. А, может быть, кто-то из вас уже догадался и сам может сказать мне, о чем, сегодня мы хотели бы поговорить с вами. (Ученики отвечают на вопрос учителя, называют тему и цель урока).
3.Этап. Основная часть урока
Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных воздействий окружающей среды, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила должна войти в привычку. Сохранить здоровье на долгие годы поможет соблюдение правил здорового образа жизни, и о них я хочу вам рассказать. Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций.
Одной из причин нарушения здоровья являются вредные привычки.
Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков.
О влиянии этих пагубных привычек мы уже говорили неоднократно, но сегодня поговорим еще раз.
Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Все это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и еще много других вредных веществ. Алкоголь, который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевание желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для растущего организма. Даже несколько глотков могут вызвать у ребенка сильное отравление.
Наркотики - особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может обходиться без него. У него развивается тяжелая болезнь- наркомания, вылечить которую очень трудно. Все знают о пагубном влиянии алкоголя и наркотических веществ на организм человека, все осведомлены о необратимых последствиях наркомании и алкоголизма. Как вы думаете, почему, несмотря на это, люди, выбирают для себя путь саморазрушения? Как не встать на опасный путь, как защитить себя и своих близких.
Наиболее типичные ответы: любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми); давление группы, отсутствие навыка отказа; попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками; возможность привлечь внимание; скука, неумение интересно проводить свободное время.
Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.
Игра «Марионетка»
Участники разбиваются на группы. Каждой группе дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, остальные участники играют роль куклы. Куклы-марионетки повторяют все движения кукловода.
Обсуждение:
Что чувствовали участники во время игры, когда были куклами?
Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
Игра «Зависимость – независимость»
Назовите чувства, которые возникают у вас при слове «зависимость». Ответы ребят фиксируются на доске.
Подберите синонимы к слову «независимость». Акцент делается на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность).
Какие слова вызывают больше позитива?
Игра «Антиреклама»
Учитель. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков и сигарет.
Задание: придумайте рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий, которая сообщала бы правду о продукте.
Нарисуйте такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.
Игра «Умей сказать: НЕТ»
Это задание носит характер психологического тренинга. Руководителем является психолог.
Участникам предлагаются ситуации, в которых им необходимо отказаться от тех или иных предложений. Задание командам: придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. Учитель предлагает в каждой ситуации использовать три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
4.Этап заключительный. Подведение итогов, рефлексия
Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные. Хочется узнать ответ на следующий вопрос: «В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных?»
Благодарю вас за активную работу.
Литература:
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256.
Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.