12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куприянова Татьяна Михайловна34
3

Методическая разработка урока по теме "Употребление наречий в речи", 7 класс

Употребление наречий в речи

7 класс

Цели урока

- обобщить знания по теме «Наречие»;

-формировать умение определять роль наречий в тексте;

- формировать умение уместно употреблять наречия в собственной речи.

- развивать и закреплять умения и навыки работы учащихся с текстом;

- создавать условия для развития устной речи учащихся.

- формировать у учащихся потребности в познавательной деятельности;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: повторения и обобщения

Оборудование: эпиграф, тексты для комплексного анализа, творческие работы учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие, оформление записей в тетради (число, вид работы, тема урока).

II.Работа с эпиграфом.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого

сердца, так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь

– Каково отношение к языку Н.В.Гоголя, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
– Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)
– Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)

III.Объявление целей урока.

– Сегодня мы практически заканчиваем изучение наречия. Какова цель нашего урока? (Нам важно выяснить, какова роль наречий в речи, как их уместно использовать, чтобы сделать речь более разнообразной).
Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.Пушкина.
Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
– Наша задача – увидеть эти качества наречия в тексте и научиться ими пользоваться.

IV.Актуализация знаний.

1.Анализ текста. Беседа.

– Обратимся к отрывку из произведения Б.Полевого. Выразительно прочитайте текст.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

– Как бы вы озаглавили отрывок? («Рассвет», «В лесу» и др.)
– Чем интересна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.)
– Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)
2.Работа в тетрадях и у доски: определите способ образования наречий. (От качественных прилагательных с помощью суффикса .)

t1709462966aa.png

-Вспомните, какую роль в художественном тексте чаще всего играют имена прилагательные? (Характеризуют не только признак предмета, но и помогают выразить отношение автора к нему. Эпитеты.).

-И наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Лингвисты такие наречия называют определительными.

-Почему писатель выбрал именно эти наречия? (Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом сверкать).

3.Составление таблицы.

Наименование наречия

Роль в предложении

Примеры

Определительные

Эмоционально окрашивают действие, уточняют, конкретизируют его ( как, каким образом совершается действие).


Обстоятельственные

Указывают на время, причину, место, цель протекания действия.


4.Работа с текстом.

-Наречие выполняет ещё одну важную роль в предложении. О ней мы с вами узнаем, проанализировав следующий текст.

Родина…Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.

Родина…Благослови меня, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

-Каким чувством проникнут этот текст? Какова позиция автора? Согласны ли вы с ней?

-Найдите наречия. (Когда-нибудь, всегда, куда, некуда, там; навсегда, постоянно, невмоготу).

-Что они обозначают? (Время: когда-нибудь, всегда; место: куда, некуда, там.)

– Представьте себе, что у нас в языке нет наречий, обозначающих место, время, ориентацию в пространстве, направление, степень. Что бы случилось? (Наречия придают речи особую точность, детальность). Лингвисты такие наречия называют обстоятельственными.

– Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания.

-Орфографическая работа с текстом.

4.Заполнение таблицы. (Продолжение начатой работы).

V.Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа. Проверка.

– Прочитаем отрывок из поэмы А.Твардовского «Страна Муравия». Выпишите наречия, распределяя их в зависимости от роли в предложении. Заполнение таблицы примерами.


Батька задом отступает,
Заводила знак дает.
Батька сына вызывает,
Выступает наперед.

Вышли биться
Насовсем.
Батьке – тридцать,
Сыну – семь.

Батька – щелком,
Батька – дробью,
Батька с вывертом пошел,
Сын за батькой исподлобья
Наблюдает, как большой.

Батька кругом,
Сын волчком.
Не уступает нипочем.

А батька – рядом,
Сын вокруг
И не дается на испуг.

А батька – этак,
Сын вот так
И не отходит ни на шаг.

И оба пляшут от души,
И оба вместе хороши,
И оба – в шутку и всерьез,
И оба дороги до слез.

-О чем говорится в этом тексте? (В этом отрывке описывается зажигательная пляска отца и сына, показана связь поколений, что важно для сохранения семейного уклада жизни.)

-Прочитать выписанные наречия, объяснить их роль в тексте.

– Итак, сделаем вывод. Какова роль наречий в тексте А.Твардовского? (Наречия всесторонне, точно описывают движения людей, помогают создать картину зажигательной пляски, при этом передают и различные чувства – радости, праздничности.)

VI.Творческое задание.

Вы, ребята, тоже активно используете в своей речи наречия. Послушайте, как это у вас получается.

Вчера с друзьями я ужасно весело провел время.

Мы с моей подругой жутко дружно решали задачу.

Я выполнил поручение мамы ништяк.

Учитель в пух и прах хвалит нас на уроке.


- в чем проблема?

- выскажите своё мнение о том, как надо относиться к слову. Учащиеся читают свои творческие работы (домашнее задание). Записать словосочетания с наречиями. Определить их роль.


VII.Итоги урока.

- что нового вы узнали на уроке? Обобщим все, открытое нами.

Наречие, характеризуя действие или признак, придает им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописует» глагол.

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной…» - говорил М.Горький.


VIII. Оценивание работы учащихся, домашнее задание (Упр. 261, стр.116), комментирование.
















































Текст № 2

Родина…Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.

Родина…Благослови меня, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.



Текст № 2

Родина…Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.

Родина…Благослови меня, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.






Текст № 2

Родина…Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.

Родина…Благослови меня, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.