12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровикова Галина Александровна374
Россия, Марий Эл респ., поселок Мариец
7

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными»

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района Республики Марий Эл



Республиканский семинар

«Современные образовательные технологии формирования

читательской грамотности
в контексте требований ФГОС общего образования
»






Открытый урок:

методическая разработка урока русского языка в 5 классе:

«Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными»









Разработчик:

учитель русского языка и литературы

первой категории

Боровикова Галина Александровна













29 ноября 2022 г.



Содержание:

Аннотация

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение







































Аннотация:


Целевая группа детей: 5 класс, 11 лет

На прохождение темы: «Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными» в рабочей программе по русскому языку в 5 классе выделяется 1 час в разделе «Морфемика. Орфография».

Тип урока: урок-практикум

Краткая характеристика материала:

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы. Приведен конкретный пример методической разработки урока (из собственной практики) с целью закрепления основных знаний учащихся по теме «Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными». Особенностью данного урока является то, что в его основе лежит работа с дидактическим материалом по теме «Дети Великой Отечественной войны». Методическая разработка урока предполагает использование таких современных образовательных технологий, как технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления. В материале разработки представлены все этапы урока с определением деятельности учителя, учащихся, различные типы дидактических заданий, дается их содержательное наполнение. Четко определены формы и приемы работы на каждом этапе (используется фронтальная, индивидуальная работа). Методическая разработка дополнена видеороликом, презентацией, приложение содержит раздаточные материалы для учащихся. Материал предлагаемой разработки может быть использован другими педагогами, так как его содержательную часть легко адаптировать к иным условиям.

















Введение:


Тема: «Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными »

УУД:
Личностные: умение правильно оценивать себя: это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач;

Регулятивные: умение ставить себе конкретную цель, концентрировать внимание;

Познавательные: умение выделять главную и второстепенную информацию, проводить наблюдения, делать вывод;

Коммуникативные: донесение своей точки зрения до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Цель: практическое совершенствование орфографических навыков в правописании корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными с использованием материала о Великой Отечественной войне (о детях войны)

Задачи:

Образовательные: проверить, как учащиеся ориентируются в изученном ранее учебном материале, закрепить полученные орфографические навыки; расширить кругозор учащихся, реализовывать межпредметные связи;

Развивающие: развивать языковую и коммуникативную компетентность обучающихся; работать над формированием читательской грамотности;

Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества учеников через содержание учебного материала.

Основной дидактический метод: деятельностный

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления.

Описание методов оценивания: самооценка, оценка учителем.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение уровня развития гражданско-патриотических и нравственных качеств, создание ситуации успеха, способствующей повышению учебной мотивации;

Предметные: анализ своей учебной деятельности, умение применять полученные знания в практической деятельности;

Метапредметные: совершенствование умения извлечения информации из текстов, содержащих необходимые сведения, расширение кругозора и уровня осведомленности о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, презентация, видеоролик.









































Основная часть

Ход урока:

Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, настрой учеников на продуктивную деятельность.

Длительность этапа: 1 минута

Функция преподавателя на данном этапе: организаторская

Приемы и формы работы: приветствие учителя, проверка готовности учеников к работе.

Форма контроля: контроль учителя.

Актуализация знаний, введение в тему.

Цель: подведение учеников к теме урока.

Длительность этапа: 4 минуты

Иллюстративные и дидактические материалы: фрагмент мультфильма,

презентация к уроку.

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая.

Приемы и формы работы: Прием «Ориентиры предвосхищения»

мозговой штурм, форма работы – фронтальная.

Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.

Просмотр фрагмента мультфильма– 1 мин.26с.

https://youtu.be/zQwj8qsSamo

Слайд 1

Фотографии прабабушек


Проблемный вопрос: Как содержание фрагмента мультфильма и фото прабабушек связаны между собой?

(ответы детей)

Слово учителя: Вы правы, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. они были детьми – юными тружениками тыла. Прабабушке Дамира в 1941 году было 14 лет, а прабабушке Альмира - 9 лет.

Про таких, как они, говорят «Дети войны»

А чтобы определить тему урока, нам поможет название мультфильма, отрывок из которого вы посмотрели.

Слайд 2

Слово учителя: Кто-нибудь его запомнил? (ответы детей)

ВоспОминание (детям вОенных лет посвЯщается)

Слово учителя: Почему я выделила именно эти гласные буквы? В какой части слова они расположены? (в корне) - ответы детей

Слово учителя: Почему в названии месяца выделена буква О? – ответы детей

Запись числа, темы урока в тетрадях

Слайды 3, 4

Практикум

Цель: обеспечение условиями для восприятия, осмысления и обобщения изучаемого материала и умения применить его в практической учебной деятельности.

Длительность этапа: 35 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: презентация, раздаточный материал.

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая, консультативная.

Приемы и формы работы: фронтальная, индивидуальная работа.

Форма контроля: самоконтроль, оценка учителем правильности рассуждения.

Работа с отрывками из стихотворений, посвященных детям войны

Слайд 5

Слово учителя: детям, выросшим в годы Великой отечественной войны, поэты посвятили немало стихотворений, с некоторыми из них мы познакомимся сегодня:

Дети войны, как же вы голодали

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топталиВойна

(Светлана Сирена) – 1 ряд



Вы в поле работали за четверых,

Вы ждали, молились за ваших родных,

Вы тылом надежным были отцам,

Опорой вы стали своим матерям.

(Наталья Бессонова) – 2 ряд



Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,

Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной

(Валентина Салий) -3 ряд







Слово учителя:

- Что вы можете сказать о жизни ваших ровесников в те годы, опираясь на стихотворный материал? (ответы детей)

- Докажите свою точку зрения примерами из стихотворений (ответы детей)

- Поставьте ударение в выделенных словах с проверяемой безударной гласной, обозначая корень, устно подберите проверочные слова (ответы детей)

- Какие два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы использовали? (ответы детей)

Вывод: Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.

Работа со сплошным (составным) текстом ( воспоминания о детстве Красновой Халимы Минебаевны и жизнь современных детей)

Слово учителя:

- Внимательно прочитайте текст, разделите его на две части, в зависимости от темы

- Сформулируйте тему каждого из текстов

- Есть ли связь у этих двух текстов? (описание жизни детей)

- Над предложениями текста по теме «Воспоминания о детстве в годы войны» поставьте знак +

- Спишите, не нарушая хронологии, предложения текста, в котором представлены воспоминания прабабушки Дамира



Я проснулась от радостного «ку-ка-ре-ку» и выключила будильник на телефоне.

Когда началась в..йна с немцами, мне было всего четырнадцать лет. Встала, побрела на кухню, по дороге включила интернет. До первого урока еще час, вполне можно посмотреть, что нового в чате написали. Мы работали в колхозе: п..лили лес, выращивали хлеб, к..рмовые культуры. Как обычно, интернет поздно вечером жил насыщенной жизнью. Всё выращенное отправляли на фронт. Кушать приходилось мороженую картошку, из которой п..кли л..пешки. В школу идти страшно не хотелось, тем более что первым уроком намечалась проверочная работа по математике. Мы х..дили на п..ля собирать к..лоски, чтобы потом, перемолов и смешав с лебедой, мама могла испечь хлеб. Ох, и зачем только в школу ходить, если вот она – в интернете – настоящая жизнь.



Слайд 6

Найдите верные утверждения:

Дети во время Великой Отечественной войны мало работали.

Дети во время Великой Отечественной войны трудились наравне со взрослыми.

У детей во время войны еды было достаточно.

У детей во время войны питание было недостаточным.



- Какова основная мысль полученного текста? ( ответы детей)



- Выпишите в столбик слова с пропущенными гласными в корне слова;

- Обозначьте изученную орфограмму, т.е.: 1) подчеркните её одной чертой 2) выделите корень; 3) поставьте ударение; 4) запишите проверочное слово и подчеркните в нём двумя чертами ударную гласную (смотрите образец)



Деревья – дерево, косить – косит, лесной – лес, колосок - колос

Слайд 7

Слово учителя:

- Внимательно прочитайте предложения второго текста, найдите слова с непроверяемой гласной в корне слова, выделите в них корень

- Написание подобных слов нужно запоминать, а в случае затруднения, что будет нам помощником? (орфографический словарь)



Слово учителя:

Но ни голод, ни холод, ни тяжелый труд не мешал труженикам тыла приближать победу.

Сейчас Красновой Халиме Минебаевне, 95 лет. У нее семь внуков, двенадцать правнуков. Она является старейшей труженицей тыла в нашем поселке.

Динамическая пауза (развитие орфографической зоркости)

Новинка, местечко, минута, накормить, командир, берега, балкон, помидоры, далеко, низина.

Прием «Индукция»

Работа с невербальным и вербальным текстом. К фотографиям на слайдах необходимо подобрать пословицу

Слово учителя:

Но не только стихотворения посвящали детям войны, создавались пословицы и поговорки о труде в тылу в то непростое время. Некоторые из них перед вами.

На слайдах, которые я вам сейчас покажу, фотографии, на которых показан детский труд …Ваша задача – подобрать наиболее подходящую пословицу к каждому из слайдов

Слайды 8,9,10,11

Больше рук молодых – больше успехов трудовых.

Хоть и не в боевой роте, да на важной работе.

В войну одна забота: ударная работа.

На полях не ленись, для фронта потрудись.



- О чем говорят нам пословицы и фотографии тех лет? (ответы детей)

- Найдите в пословицах слова с проверяемой безударной гласной

- Выделите корень, поставьте ударение

- Подберите проверочные слова (измените слово или подберите однокоренное)

Слайд 12

Игра «Выдели слово» (по принципу игры «Четвертый лишний»)

ребёнок, апельсин, банан, мандарин

поколение, телефон, компьютер, плеер

победа, шоколад, конфеты, зефир



Слово учителя:

- Что общего у всех этих слов? (слова с непроверяемой безударной гласной)

- Какие слова выделяются? (ребёнок, поколение, победа) Почему?

- Было ли всё перечисленное у ребят военного времени? (нет) Почему?





Подведение итогов урока:

Цель: обобщение учебного материала, комментарий к домашнему заданию, рефлексия деятельности.

Длительность этапа: 6 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: презентация, раздаточный материал.

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая, консультативная.

Приемы и формы работы: фронтальная.

Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.

«Исправь ошибки»

Слово учителя: Дано правило по теме нашего урока, в нем допущены ошибки (в объяснении), необходимо их исправить.

Слайд 14


Чтобы ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно запомнить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы без ударения.

Правописание непроверяемых ударных гласных в суффиксе слова нужно запоминать. В случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать. В случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Слайд 15

дежурный ученик раздает тетради с заданием

Вывод по теме «Дети войны» делают сами ученики

Слово учителя: Неумолимое время всё дальше в прошлое отводит от нас дату величайшего события в истории нашего государства – День Победы. Вместе со временем уходят в прошлое и те, кто своим мужеством, стойкостью, героизмом, трудом выстрадал, выковал, сотворил Великую Победу. Да, они уходят, но они остаются в благодарной памяти людей, продолжают жить в нас, своих детях, внуках, правнуках. Вспомните надпись на обелиске в центре нашего поселка: «Никто не забыт, ничто не забыто». К сожалению, на территории нашего поселения не осталось ветеранов Великой Отечественной войны, но 14 тружеников тыла проживают на территории нашего поселения – в 1941 старшей из них было 15, мы должны не только не забывать о них, но и помогать им, так как многие из них нуждаются в нашей с вами помощи и внимании.

Домашнее задание

Правило стр.21,23

Грамматическое задание:

Внимательно прочитать текст. Выписать в два столбика 1) слова с проверяемой безударной гласной в корне слова 2) слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. (в выписанных словах выделить корень и поставить ударение)


Воспоминания Виноградовой Зои Михайловны

(фрагмент сочинения правнучки)

Лето 1941 года лишило нас пусть и трудного, но счастливого детства. Мне было девять лет. Первого сентября 1941 года мы, ученики третьего класса, встретились в родной школе…Учились четыре урока без обеда, потом уходили домой. Особенно запомнились уроки письма. Писали в старых газетах, в книгах между строчек. У отца остались амбарные книги. Мне хоть в этом повезло. Но была проблема с чернилами. Дома, втайне от матери, разводила краску для покраски валенок. Самодельные чернила очень сильно растекались, поэтому несколько раз приходилось переписывать. После уроков ходили помогать одиноким и больным людям…



Рефлексия. Прием «Самооценка» (метод незаконченных предложений)


Свою работу на уроке могу оценить на…, потому что…

Знаю…

Было трудно…






Заключение


Методическая разработка урока является лишь примером того, как можно использовать возможности урока русского языка для развития читательской грамотности младших подростков. Следует отметить, что предлагаемый вид работы должен носить системный характер.

Использование в учебном процессе материалов о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов способствует не только расширению кругозора и повышению уровня осведомленности о событиях тех лет, но и воспитанию гражданско-патриотических и нравственных качеств учеников, формированию чувства гордости за свой родной край.


























Библиографический список:


1. Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б.Время всегда хорошее: повесть/ А.В Жвалевский, Е.Б.Пастернак, - М.: Время, 2021, - С.7-8

2. Русский язык: 5-й класс: учебник часть 1 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова – Москва: Просвещение, 2022, - С.18-23


Интернет – источники:

Мультфильм «Воспоминание (детям военных лет посвящается)»

         https://youtu.be/zQwj8qsSamo

600 стихов о детях войны. Тыл. Труд. Учеба. https://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/530-3.html

Фото «Дети в годы Вов» https://foto-history.livejournal.com/9043578.html

Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны. П.Ф.Лебедев https://www.4italka.ru/folklor/poslovitsyi,_pogovorki/368719/fulltext.htm



Сочинение ученицы 9 класса Хамидуллиной Самиры

Сочинение ученицы 7 класса Сабировой Амалии

Фото из семейного архива семьи Красновых, семьи Сабировых



























Приложение

Раздаточный материал

1.

Дети войны, как же вы голодали

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топталиВойна

(Светлана Сирена) – 1 ряд



Вы в поле работали за четверых,

Вы ждали, молились за ваших родных,

Вы тылом надежным были отцам,

Опорой вы стали своим матерям.

(Наталья Бессонова) – 2 ряд



Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,

Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной

(Валентина Салий) -3 ряд

2. Я проснулась от радостного «ку-ка-ре-ку» и выключила будильник на телефоне.Когда началась в..йна с немцами, мне было всего четырнадцать лет. Встала, побрела на кухню, по дороге включила интернет. До первого урока еще час, вполне можно посмотреть, что нового в чате написали. Мы работали в колхозе: п..лили лес, выращивали хлеб, к..рмовые культуры. Как обычно, интернет поздно вечером жил насыщенной жизнью. Всё выращенное отправляли на фронт. Кушать приходилось мороженую картошку, из которой п..кли л..пешки. В школу идти страшно не хотелось, тем более что первым уроком намечалась проверочная работа по математике. Мы х..дили на п..ля собирать к..лоски, чтобы потом, перемолов и смешав с лебедой, мама могла испечь хлеб. Ох, и зачем только в школу ходить, если вот она – в интернете – настоящая жизнь.



- Спишите, не нарушая хронологии, предложения текста, в котором представлены воспоминания прабабушки Дамира

- Выпишите в столбик слова с пропущенными гласными в корне слова;

- Обозначьте изученную орфограмму, т.е.: 1) подчеркните её одной чертой 2) выделите корень; 3) поставьте ударение; 4) запишите проверочное слово и подчеркните в нём двумя чертами ударную гласную (смотрите образец)



Деревья – дерево, косить – косит, лесной – лес, колосок - колос



3.

Больше рук молодых – больше успехов трудовых.

Хоть и не в боевой роте, да на важной работе.

В войну одна забота: ударная работа.

На полях не ленись, для фронта потрудись.



- Найдите в пословицах слова с проверяемой безударной гласной

- Выделите корень, поставьте ударение

- Подберите проверочные слова (измените слово или подберите однокоренное)



«Исправь ошибки»



4. Чтобы ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно запомнить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы без ударения.

Правописание непроверяемых ударных гласных в суффиксе слова нужно запоминать. В случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Домашнее задание:

Внимательно прочитать текст. Выписать в два столбика 1) слова с проверяемой безударной гласной в корне слова2) слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. (в выписанных словах выделить корень и поставить ударение)


Воспоминания Виноградовой Зои Михайловны

(фрагмент сочинения правнучки)

Лето 1941 года лишило нас пусть и трудного, но счастливого детства. Мне было девять лет. Первого сентября 1941 года мы, ученики третьего класса, встретились в родной школе…Учились четыре урока без обеда, потом уходили домой. Особенно запомнились уроки письма. Писали в старых газетах, в книгах между строчек. У отца остались амбарные книги. Мне хоть в этом повезло. Но была проблема с чернилами. Дома, втайне от матери, разводила краску для покраски валенок. Самодельные чернила очень сильно растекались, поэтому несколько раз приходилось переписывать. После уроков ходили помогать одиноким и больным людям…



Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 08.10.23 в 16:03 2Ответить Пожаловаться
Не увидела презентации, хотя ссылаетесь на слайды
Боровикова Галина Александровна, 08.10.23 в 18:24 1Ответить Пожаловаться
Добрый вечер) только что добавила презентацию к уроку
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.