Методическая разработка внеклассного мероприятия «Охрана природы – святой долг и обязанность каждого!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Охрана природы – святой долг и обязанность каждого!»
Составила:
Черкова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 6
г. Канск, Красноярский край
Цель:
расширить знания об окружающей среде, о влияние человека на природу,
формировать правильное отношение к природе и экологическую культуру.
Задачи:
Обучающая:
показать влияние человека на окружающую среду;
формировать систему знаний об экологических проблемах современности.
Развивающая:
развитие потребностей к изучению экологических проблем, необходимости защиты природы;
развитие внимания, умственной активности, воображения;
развивать умения групповой работы.
Воспитательная:
формировать бережное отношение к окружающей среде;
воспитывать потребность и мотивацию к охране окружающей среды;
воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Планируемые результаты.
Предметные: осознание целостности окружающего мира и влияния человека на природу, освоение основ экологической грамотности, поведения людей в природе.
Личностные: проявлять интерес к изучению окружающей среды, формировать гражданскую идентичность, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, делать собственные выводы, оценивать достижения.
Познавательные: умение наблюдать и делать выводы, составлять план рассказа, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: участвовать в групповом обсуждении, вступать в диалог, выстраивать продуктивное взаимодействия, применять правила социокультурного взаимодействия со сверстниками, освоения способами решения творческих поисковых задач.
Формы организации образовательного процесса: групповая работа, творческая работа.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, игровые.
Тип занятия: внеклассное занятие.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Начинается наше занятие. Проверим свою осанку. Поприветствуем друг друга.
Ребята, посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает: зеленые леса, поля, горы, реки, моря, животные и птицы. Все это мы называем одним словом – Природа. Сколько же радости дарит нам окружающий мир!
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Все в нашем доме по имени Земля взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнет наносить ей раны, что же станет с природой?! Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас. Чтобы сохранять природу, нужно, прежде всего, ее изучать. На каких уроках в школе открывается нам мир природы? (Дети отвечают: «Окружающий мир», «Биология», «Экология».)
Ребята, а знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе? (Ответы детей: «Человек, растения, животные, грибы – живая природа; солнце, воздух, вода, почва – неживая природа»).
Трудно представить себе нашу Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он помогает сохранять в почве влагу; в нем растут грибы и ягоды, живут звери и птицы. Листья деревьев и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Можно-нельзя»:
• Ломать деревья и ветки. (Нельзя)
• Сажать больше деревьев. (Можно)
• Ходить только по тропинкам. (Можно)
• Оставлять мусор в лесу. (Нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать. (Можно)
• Разжигать костры в лесу. (Нельзя)
• Беречь лес от пожара. (Можно)
• Шуметь в лесу. (Нельзя)
• Развешивать кормушки для птиц. (Можно)
Животные играют огромную роль в жизни людей. И не только потому, что они дают человеку продукты питания и одежду, но еще и потому, что многие из них красивы и привлекательны. Ребята, а как вы считаете, все ли животные нужны в природе? Комары и мухи нас кусают, змеи, жабы и лягушки – пугают. Может, их просто нужно уничтожить? (Дети отвечают: «Нет, они все нужны!»)
Правильно, в природе все взаимосвязано, каждый из них по-своему полезен.
Все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Да если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Предлагаю вам найти ошибку в загадках и исправить ее:
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать муравей. (Свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая лисица. (Белка)
Быстрее всех от страха
Несется черепаха. (Заяц)
Вырубая леса и загрязняя воду в водоемах, люди невольно губят многих диких животных. Из-за неосторожной хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты на животных, многие виды навсегда исчезли, другие стали редкими. Их занесли в Красную книгу. Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? Красный цвет – сигнал тревоги, запрета. Красная книга – это книга об исчезающих животных и растениях. Все растения и всех животных, которые в нее занесены, необходимо защищать. Для этого создаются заповедники, строго охраняемые государством. А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ на следующие вопросы.
Игра «Выбери правильный ответ»:
• Почему нельзя загрязнять воду? А) В такой воде погибают живые организмы. Б) Будет некрасивый цвет воды.
• Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа? А) Да, например, комар. Б) Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
• Какие растения занесены в Красную книгу? А) Самые красивые. Б) Те растения, которых на Земле осталось очень мало.
Вы, конечно, хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут: в реки и ручьи бросают мусор и бутылки, в моря и океаны стекаются тонны нефти и топлива. Бесценный дар – чистую воду надо беречь и разумно расходовать, чтобы на Земле всегда была голубая и чистая вода!
Предлагаю вашему вниманию еще одну игру, которая называется «Передай капельку».
(Дети передают друг другу по кругу шарик, наполненный водой.) Молодцы, ребята, мы все убедились, что вы бережно относитесь к воде.
Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, художников и композиторов. Многие стихи, рассказы, картины и музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Они учат нас тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья и животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя Константина Георгиевича Паустовского, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через все его произведения, написанные для детей.
Виталий Валентинович Бианки побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Обо всем, что увидел и узнал, он решил рассказать девчонкам и мальчишкам в своих замечательных произведениях.
Николай Иванович Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие».
А сейчас я хочу рассказать еще об одном писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. В детстве вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках он мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать, как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря этим ярким впечатлениям Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.
«Правила поведения на природе»
Рассказать по картинкам о правилах поведения на природе.
Рефлексия
- Ребята, на листе бумаги нарисуйте яблоньки.
- А теперь приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном саду. (Дети приклеивают яблочки)
- Вот какой получился у нас яблоневый сад. Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома.
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
Итог занятия
- Ребята, мы должны сберечь природу нашего родного края для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей. Ведь только, живя в согласии с природой, мы будем счастливы.
Использованные Интернет-ресурсы:
Сценарий внеклассного мероприятия «Сохраним планету чистой» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://blogs.masterclassy.ru/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-sohranim-planetu-chistoy.html (17.04.2019)
Сценарий экологического часа: «Береги природу» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/462/15492.php (17.04.2019)
Ногина В.А. Сценарий экологического мероприятия «Лес – наш друг» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shkola-1.ucoz.net/publ/vospitatelnaja_rabota/scenarij_ehkologicheskogo_meroprijatija_quot_les_nash_drug_quot/2-1-0-139 (18.04.2019)
Сценарий экологического вечера «Сохраним природу вместе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gri-shkola.ucoz.ru/2016-2017/scenarij_ehkologicheskogo_vechera.pdf (17.04.2019)