Материал на проверке

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Космическое путешествие»

2
0
Материал опубликован Сегодня в 14:45

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черкасская средняя общеобразовательная школа»














Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме:

«Космическое путешествие»

 


 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовила и провела

                                                                       учитель начальных классов

                                                      Хохлова Д.Н.

 

 

 

 

 

 

 ​​​​​​​







Тема: «Космическое путешествие»


Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о космосе, строении Солнечной системы.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить и расширить представления обучающихся о космосе (звёздах, планетах) и его первооткрывателях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать ее этапы, вносить коррективы, оценивать ее результат, эффективность способов деятельности.

Познавательные УУД: применять логические действия сравнения, анализа, обобщения, осуществлять группировку, определять самостоятельно основания для группировки, проводить аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию умения слушать и понимать других; умения формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выражать свои мысли в устной форме; умения договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе.

Личностные УУД: знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; понимание значения знаний в собственной жизни; навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

Форма проведения: путешествие.

Методы и приемы работы: Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ – технологии, индивидуально – дифференцированный подход.

Оборудование: Презентация, ноутбук , карточки задания, наглядность .

Формируемые понятия: космос, 12 апреля - День космонавтики, Солнце, звёзды, планеты, Луна., Венера, Меркурий, Марс, Уран, Земля, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун, телескоп, ракета.






Ход мероприятия

I.Мотивационный этап (Слайд1-4)

Создание мотивационной основы деятельности обучающихся

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

- «Космос» – это совсем коротенькое слово, но как велико его значение. С давних пор он притягивает к себе людей.  Словно завороженные они обращают свои взоры в небо, пытаясь понять, что же таит в себе эта неизвестность. А тайн и загадок  в космосе очень много.

Людям  нравится любоваться звёздным небом, а многие из вас, ребята,  не раз мечтали побывать на разных планетах, познакомиться с жителями других галактик. И вот, сегодня, ребята, я вам предлагаю стать космонавтами. Мы все вместе отправимся в космическое путешествие по планетам. Вы согласны?

Актуализация знаний обучающихся

-Ребята, а какими должны быть космонавты?

Дети: Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными, выносливыми, находчивыми, любознательными, трудолюбивыми, сообразительными...

Космонавтом чтобы стать,

Надо многое узнать,

Надо быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

-А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду. Проверим дружные ли вы ребята? Капитаном космического корабля назначена Виктория. Её имя означает «Победа». Думаю, что вместе с ней вы справитесь с любыми испытаниями.

Игра «Космическая команда».

- Сейчас встаньте все в круг и крепко возьмитесь за руки. Запомните, кто ваши соседи. Потом под музыку («Свет звезд») гуляйте по залу, но когда прозвучит команда «В ракету!», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.

Капитан: - В ракету! Вижу, команда получилась у нас дружная, сплоченная.

Но все-таки вы должны пройти последнюю проверку на Земле.
Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать.

-Итак, первое испытание для настоящих космонавтов. Мы проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие, а это очень важно для космонавта. Внимание, вы должны развести руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять так на счет от 1 до 10. Приготовились, начали! Считаем! (Дети выполняют задание.)
-Молодцы, с первым испытанием вы справились!
-Теперь проверим вашу физическую подготовку:

Сели.

Встали.

Сели.

Встали.

Сели.

Встали.

Шаг на месте.

Бег на месте.

Прыжки на месте.

Бег на месте.

Шаг на месте.

Встали.

-Молодцы, и со вторым испытанием вы справились!
-Можем отправляться в путешествие на нашем космическом корабле.

Капитан: А теперь слушай мою команду:

- Космонавты, к запуску космического корабля приготовиться!

Дети: Есть приготовиться!

Капитан: Космонавты, включить контакты!

Дети: Есть включить контакты!

Капитан: Космонавты, включить двигатели!

Дети: Есть включить двигатели.

Капитан: Начинаем обратный отсчет! 5, 4, 3, 2, 1! Старт!
(Звучит фонограмма летательного аппарата)


Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (Слайд 5-11)


-Итак, наш полёт начался. Пока мы не попали на ближайшую планету, я хочу проверить ваши знания о космосе. Сейчас я буду задавать вам космические вопросы.

Что означает слово космос? (Вселенная)

1.Кто из животных отправился первым в космос?

(Первой в космос отправилась собака Лайка)

2. Кто, когда, на каком корабле первым побывал в космосе? (Ю.А.Гагарин, 12 апреля 1961г., на корабле «Восток».)

3.Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)

4.Назовите первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова)

5.Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

6.Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)

-На все ли вопросы удалось ответить?

3.Формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений

- Как вы думаете, какое главное слово в нашем путешествии?

- Давайте, попробуем определить цель и задачи нашего занятия.

-Что хотелось бы узнать о космосе?


II .Поисковый этап

Построение проекта выхода из затруднения

Игра «Да-нет» (Слайд 12-23)


Инструкция: обучающимся нужно выбрать верно утверждение или нет. При выборе верного ответа звезда перемещается в новое образующее созвездие, при ошибочном варианте ответа звезда падает. В результате правильных ответов обучающихся на небе загорается новое созвездие «ОТЛИЧНО»

-Звёзды – это маленькие небесные тела.

-Звёзды – это огромные огненные шары.

-Звёзды находятся очень далеко от нас.

-Звёзды находятся очень близко друг от друга.

-Звёзды иначе называют небесными телами или светилами.

-Метеоры – это падающие звёзды, которые, не долетая до поверхности Земли, сгорают.

-Звёзды отличаются по размерам, цвету и температуре.

-Учёные различают голубые, красные, жёлтые и белые звёзды.

-Солнце – обычная, но самая далёкая к нам звезда. Самая близкая к нам звезда – СолнцеСолнце – обычная звезда, похожая на многие другие. Но оно кажется нам огромным по сравнению с другими звёздами, потому что находится гораздо ближе к нам

- Солнце кажется крупнее звёзд, потому что оно находится гораздо ближе к нам.

-Это созвездие Большой и Малой Медведицы. Самая яркая звезда в созвездии – Полярная

-Весь необъятный звёздный мир называют Вселенной или Космосом.

Поздравляю, друзья! Для вас на небе засияло новое созвездие «ОТЛИЧНО»


III. Практический (Слайд 24-43)


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Молодцы! На все мои вопросы ответили. И вот на нашем пути уже встретилась первая планета. Она является самой яркой на небе ночью. Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год — 255 дней. Средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. В отличие от Земли, на ней жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. Что это за планета?

-Это Венера. Она - самая близкая к Земле и в то же время самая таинственная планета. Поэтому здесь вас ждут космические загадки.


Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный … (телескоп).


Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном).

Астроном — он звездочёт,
Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна).


До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета).

У
ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт).


В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…(комета).


Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная …(дыра).


В чёрных дырах темнота
Чем-то чёрным занята.
Там окончил свой полёт
Межпланетный …(звездолёт).


Звездолёт - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звёздные …(галактики).


А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная -
Эта вся … (вселенная)!


Осколок от планеты
Средь звёзд несётся где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …(метеорит)


Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля).


Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный …(спутник).


Молодцы! Все загадки отгадали. Летим дальше.

(Звук летательного аппарата.)


-Теперь мы летим на следующую планету Солнечной системы. Эта планета имеет бледно-желтый окрас. Вокруг она окружена множеством светящихся колец. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

-Ребята, чтобы отгадать название планеты, вы должны разгадать шифровку. Перед вами набор букв.

Б И В СЛА Я Т В И З УБ Я Л ГРГ З Н (на доске)

Задание. Убираем буквы, которые два раза встречаются, и тогда прочтёте получившееся слово.

-Молодцы! Шифровка разгадана. Это слово САТУРН.

(Звук летательного аппарата.) Эту планету окружает малое по толщине и широкое кольцо, которое состоит из песчинок, камней и глыб, вращающихся вокруг планеты. Это кольцо напоминает пластинку.

Космонавты, перед вами стоит задача. Вы должны забросить метеорит в кольцо Сатурна.


-Молодцы!

А сейчас, ребята, следующее задание . Перед вами кроссворд из 15 слов, располагающихся по кругу. Это тоже одно из «колец Сатурна».

-Ваша задача пока звучит мелодия, отгадывать слова. Затем по очереди называть их. Важен порядок расположения слов.


Слова: колесо, собака, капкан, антенна, насос, остановка, карман, ананас, астра, ракета, тарелка, карандаш.


-Молодцы! Занимайте свои места. Продолжаем наш путь.

-Эта планета имеет синий цвет. Она названа в честь римского бога морей.

Дети: Нептун

-Открыл эту планету Леверье, французский астроном. Год на планете длится 165 земных лет. Так что на данной планете вы больше года не протянете. Температура на поверхности -200 градусов. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, Ураганы на Нептуне – довольно частое явление. Ветра летают над поверхностью с огромной скоростью, которая в среднем равна 1000 км/ч. Но чтобы нам выбраться с этой планеты, мы должны выполнить задание


-Вам необходимо составить звёздную дорожку.

-Молодцы!

-Друзья, у нас проблема: у ракеты обнаружены неисправности, требуется срочный ремонт. Если мы будем работать дружно, то справимся быстро.

Капитан:

- Команда приступить к выполнению своей задачи.

Конкурс «Собери ракету»

- Отлично. Мы летим на следующую планету Солнечной системы. Эта планета самая маленькая и расположена ближе всех к Солнцу. Атмосферы нет, дождей нет, температура днем +430 градусов. Загар можно получить отличный.

Дети: Меркурий

- Мне необходимы самые внимательные космонавты, чтобы выполнить следующее задание. Капитан, выбери пятерых самых внимательных. Я приглашаю вас встать за столы.

Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все данные предметы (10-12 штук: скафандр, стакан, ложка, вилка, расчёска, зубная щётка в футляре, мяч, тюбик с питанием, игрушка, ручка). Победит тот участник, который составит наиболее полный список предметов необходимых космонавту в космосе. Приготовились, начали!


-Проверяем ваши списки. (Ответы детей.)

-Правильно. У космонавтов очень долгий и сложный полет. И ему обязательно захочется перекусить. Космонавт пищу берет с собой, и ему не нужны ложки и вилки, потому что пища запаяна в тубы.  Космонавты пищу выдавливают прямо в рот. А сейчас мы сможем перекусить.

-А пока вы набираетесь сил, я вам расскажу интересные факты.

-Чистят зубы работники станции при помощи обычных зубных щеток, тюбиков с водой и зубной пасты. Для космических полетов разработана паста, которую безопасно глотать. Поэтому астронавты либо глотают воду с зубной пастой, либо выплевывают ее в специальную салфетку. Вода из неё отжимается и делается пригодной для нового использования. Щетка ополаскивается в пакете с водой.
«Командир, не можем никак состыковать шланг кислородный». Оказывается, кислородный шланг Батурина не пристыковывается к скафандру. То есть, он без кислорода остается на спуск. Что делать? В спускаемом аппарате вообще нет никаких инструментов, по инструкции не положено, только ручка для записей. И все. В шланге, в разъеме, один из зубьев загнулся и ничего не сделаешь. Вот кошмар! А программа-то идет! Надо уже отстыковываться, уже вот-вот пойдет команда. И тут я говорю: « Где расческа? Она ж металлическая!» И раз, хлопаю себя по скафандру - расческу-то оставил в отсеке. И тут Батурин: « Так у меня есть расческа!» и достает этот спасительный инструмент из бортдокументации. Первым попробовал выпрямить загиб Коля, не получилось. Затем я взялся за дело. Разогнул, выпрямил зуб и состыковал шланг. Таким образом, Батурин теперь был с кислородом.

-И снова в путь.

(Звук летательного аппарата.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Дальше наш путь лежит на Красную планету. Эту планету называют красной из-за ржаво-красного цвета её поверхности.

-Что это за планета?

Дети: Марс.

- Марс назван в честь бога войны, хотя она меньше вашей Земли в диаметре в 2 раза. Атмосфера имеется, хотя кислорода там маловато. Много пыли, бури постоянные.

-Ребята, Марс – один из ближайших соседей нашей планеты. Наш космический сосед очень загадочный . Для вас загадки-обманки. Готовы? Будьте внимательны.

Задача команды составить слова.

Командам раздаются карточки со словами.

Слова перевёртыши: СОСОМК – космос, АНАФКСДР – скафандр, ИДОНАМУГ – гуманоид, АТИОРБ – орбита, ОНАВТКОСМ – космонавт, ЦЕОЛСН – солнце.

Проверка по эталону

Физкультминутка

-Планета, которая имеет бирюзово-голубой окрас, названа в честь греческого бога неба.

Дети: Уран.

Гигант Уран – планета-лежебока,

Уж точно не подобен он волчку.

Урана ось наклонена настолько,

Что будто движется он лёжа на боку.

-Здесь вас ждёт космический танец «Я -ракета».

Включение в систему знаний и повторение

-Теперь мы летим на самую большую планету Солнечной системы. Она тяжелее всех остальных планет вместе взятых. Как она называется?

Дети: Юпитер.

-Правильно, Юпитер – планета гигант, самая крупная в Солнечной системе. И на самой большой планете живут огромные космические животные. Земляне их не видели. Но я точно знаю, что у вас прекрасно развито воображение и вы сможете нарисовать этих невиданных зверей.

Капитан, выбери из своих экипажа двух-трёх ребят – художников.

Задание. В течение 5 минут команда должна нарисовать космического зверя, назвать его .

- А сейчас давайте проверим, как справились с заданием наши художники.

- Молодцы! Садитесь на свои места. Теперь снова в путь!

(Звук летательного аппарата.)


- Ребята, мы пролетаем над планетой, которую называют «голубой планетой», потому что большая часть её поверхности покрыта водой морей и океанов. Что это за планета?

Дети: Земля.

-Ребята, на нашем корабле экипажу сейчас предстоит выйти в открытый космос. (Звук летательного аппарата.)

-Без скафандра в открытый космос нам нельзя. Поэтому предлагаю соорудить его самим. Вам дается фольга и скотч. 1 игрок станет космонавтом, а двое других будут помощниками. Ваша задача обмотать фольгой космонавта и прикрепить это скотчем. Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (дети в «скафандрах» делают несколько шагов).
- Теперь у нас есть скафандры. Давайте запечатлеем этот момент. (Фото на память). И мы смело можем отправиться в космос. Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2".

-Итак, ребята, мы в открытом космосе.

-Так выглядит Солнечная система. На следующем слайде определите названия планет, для проверки кликните на цифру с нужным номером и тогда наш корабль сможет приземлиться.

-На какой планете нам не удалось побывать?

Дети: Плутон.

- Правильно, это Плутон – самая дальняя, девятая планета Солнечной системы и самая маленькая из девяти планет Солнечной системы. Нам пока туда не долететь

IV. Рефлексивный этап (Слайд 44-45)

-Ребята, на этом наше космическое путешествие заканчивается, и мы возвращаемся домой. Итак, внимание! Закройте глаза. Начинаем обратный отсчет 5…4…3…2…1. Прошу всех открыть глаза, мы успешно финишировали на Землю. Дорогие друзья, вот и закончилось космическое путешествие. Я благодарю всех вас за участие, и думаю, что вы сможете стать отличными космонавтами.

Рефлексия относительно достижения результата.

- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

Рефлексия относительно способов учебной деятельности.

- Какие открытия мы сделали на занятии?

- Что было интересного на занятии?

- С какими трудностями вы сегодня столкнулись?

Рефлексия относительно мотивов деятельности

Я предлагаю каждому участнику нашего путешествия взять картинку. Красная – занятие не понравилось, зеленая - понравилось

Приложение


t1758973451aa.png


t1758973451ab.png




t1758973451ac.pngt1758973451ad.jpg



t1758973451ae.png



t1758973451af.pngt1758973451ag.pngt1758973451ah.pngt1758973451ai.pngt1758973451aj.png

16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.