МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Памятные даты в истории космонавтики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Синекинчерская основная общеобразовательная школа» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики
429413, Чувашская Республика, Урмарский муниципальный округ, д. Сине -Кинчеры, Школьная, д.6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Памятные даты в истории космонавтики»
для учащихся 5–7 классов (11–13 лет)
Хмелев Сергей Геннадьевич,
учитель информатики
Сине - Кинчеры, 2025 год
2. Пояснительная записка
Цель: Создание условий для патриотического воспитания учащихся и формирования у них познавательного интереса к истории освоения космоса.
Задачи:
Обучающие:
Расширить знания учащихся о космическом пространстве и истории космонавтики .
Обогатить словарный запас учащихся терминами, связанными с космосом .
Развивающие:
Развивать речь, логическое мышление, восприятие и память учащихся .
Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны в области космонавтики.
Формировать уважительное отношение к труду космонавтов и ученых.
Возраст обучающихся: 5-7 классы .
Форма занятия: Занятие «Игра-путешествие» .
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический .
Оборудование: ИКТ (проектор, экран, презентация), аудиозаписи, картинки по теме "Космос".
Ожидаемые результаты:
Учащиеся познакомятся с историей космонавтики и важными датами.
Расширят свои знания о космосе и космических объектах.
Закрепят навыки работы в команде и решения проблем .
Проявят интерес к изучению космоса и истории космонавтики .
3. Конспект занятия
Тема: Памятные даты в истории космонавтики.
Цель: Расширить знания обучающихся о космосе .
Задачи:
Познакомить с важными датами и событиями в истории космонавтики.
Развивать интерес к исследованию космоса .
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны .
План занятия:
Организационный момент:
Мотивация: «Добрый день, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие по страницам истории космонавтики. Космос всегда манил людей своими тайнами и загадками. Мы с вами будем говорить о тех великих моментах, когда человечество сделало первые шаги к звездам.
Вводная беседа: Педагог начинает беседу о космосе, задавая вопросы о том, что знают дети о космосе, планетах, космонавтах.
Актуализация знаний : Вопросы для обсуждения:
Почему 12 апреля отмечается День космонавтики?
Кто был первым человеком в космосе?
Объявление темы и целей занятия
Действия учителя:
Объявление темы:
«Ребята, сегодня наше занятие посвящён памятным датам в истории космонавтики. Мы узнаем, какие события изменили мир, и познакомимся с людьми, которые первыми покорили космос».
Демонстрация слайда с темой и целями:
Цели для учащихся:
Узнать ключевые события космической эры.
Понять, как эти события повлияли на науку и нашу жизнь.
Научиться работать в команде.
Мотивация через вопрос:
«Как вы думаете, почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? И что бы вы хотели узнать о покорении космоса?»
(Короткое обсуждение ответов учащихся, 1-2 реплики).
Понять их значение для науки.
Основная часть:
Историческая справка: Рассказ о первых шагах в освоении космоса, о пионерах космонавтики (К.Э. Циолковский, С.П. Королев), о запуске первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года).
Полет Ю.А. Гагарина: Подробный рассказ о первом полете человека в космос (12 апреля 1961 года), о корабле "Восток-1", о значении этого события для всего мира 2.
Первая женщина-космонавт: Рассказ о полете Валентины Терешковой (16 июня 1963 года), о ее вкладе в развитие космонавтики .
Выход в открытый космос: Рассказ о первом выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов (18 марта 1965 года).
Современные достижения: Информация о современных космических станциях, исследованиях, новых открытиях в космосе.
Слайд 4:
Заголовок: «От мечты к звёздам: история и современность космонавтики»
Изображение: Фото Земли из космоса, стилизованная ракета.
Подзаголовок: «Изучаем прошлое, чтобы понять будущее».
Слайд 5: Пионеры космонавтики
К.Э. Циолковский:
Фото учёного.
Цитата: «Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».
Вклад: Теория реактивного движения, идея космических станций.
С.П. Королёв:
Фото конструктора.
Роль: Главный конструктор СССР, «отец» советской космонавтики.
Слайд 6: Первый спутник Земли
Дата: 4 октября 1957 г.
Фото: Спутник «ПС-1».
Факты:
Масса: 83,6 кг.
Сигнал: «Бип-бип» — услышан по всему миру.
Значение:
Начало космической эры.
СССР стал первой космической державой.
Слайд 7: Полет Юрия Гагарина
Дата: 12 апреля 1961 г.
Фото: Гагарин в скафандре.
Факты:
Корабль: «Восток-1».
Время полёта: 108 минут.
Фраза: «Поехали!».
Значение:
Первый человек в космосе.
СССР выиграл «космическую гонку».
Видео: Старт ракеты (10 секунд).
Слайд 8: Первая женщина-космонавт
Дата: 16 июня 1963 г.
Фото: Валентина Терешкова.
Факты:
Позывной: «Чайка».
48 витков вокруг Земли.
Значение:
Женщины доказали: космос доступен всем.
Символ равенства в науке.
Слайд 9: Выход в открытый космос
Дата: 18 марта 1965 г.
Фото: Алексей Леонов в открытом космосе.
Факты:
Длительность: 12 минут.
Инцидент: Раздувание скафандра.
Значение:
Возможность работы вне корабля.
Шаг к строительству МКС.
Современные достижения
Слайд 10: Международная космическая станция (МКС)
Фото: МКС на орбите.
Факты:
Запущена в 1998 г.
Совместный проект 15 стран.
Эксперименты: биология, физика, медицина.
Интерактив: «Как вы думаете, зачем нужна МКС?»
Слайд 11: Исследования Марса
Фото: Марсоход Perseverance (NASA, 2021).
Факты:
Поиск следов жизни.
Производство кислорода на Марсе (эксперимент MOXIE).
Видео: Посадка марсохода (20 секунд).
Слайд 12: Частная космонавтика (SpaceX)
Фото: Ракета Falcon 9.
Факты:
Повторное использование ступеней.
Проект Starship: полёты на Марс.
Цитата Илона Маска: «Жизнь должна стать межпланетной».
Слайд 13: Новые открытия
Фото: Черная дыра (изображение от NASA).
Факты:
Первый снимок тени чёрной дыры (2019).
Изучение экзопланет (TESS, Kepler).
Вопрос: «Есть ли жизнь за пределами Земли?»
Слайд 14: Будущее космонавтики
Контент: Лунная база (проект Artemis).
Колонизация Марса.
Космический туризм.
Изображение: Концепт лунной станции.
Слайд 15: Космическая викторина для 5-7 классов
Эта интерактивная игра направлена на проверку и закрепление знаний учащихся о космосе и космонавтике. Она включает в себя разнообразные вопросы, которые будут интересны детям младшего возраста. Игру можно проводить как в классе, так и дома, используя компьютеры или планшеты.
Правила игры
Участники: Учащиеся делятся на команды (3-5 человек).
Оборудование: Проектор или интерактивная доска для отображения вопросов и ответов.
Ход игры:
Ведущий (учитель) задает вопросы, показывая их на экране.
Команды обсуждают и выбирают ответ.
За каждый правильный ответ команда получает баллы.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Разминка: «Космический блиц»
Формат: 10 вопросов с вариантами ответов (да/нет или выбор из 3 вариантов).
Примеры:
«Солнце — это звезда?» (Да).
Какой газ преобладает в атмосфере Марса?» (Углекислый).
«Первый спутник Земли назывался «Восток»?» (Нет, «Спутник-1»).
Луна светит собственным светом?»
→ Нет (отражает солнечный свет).
«Юпитер — самая маленькая планета Солнечной системы?»
→ Нет (это самая большая).
«В космосе можно плакать?»
→ Нет (слезы не стекают из-за невесомости, а скапливаются в глазах).
«МКС движется медленнее самолета?»
→ Нет (скорость ~28 000 км/ч).
Вопросы с выбором из 3 вариантов:
«Сколько длится год на Венере?
а) 88 дней
б) 225 дней
в) 365 дней**
→ б) 225 дней.
«Кто первым высадился на Луну?
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Валентина Терешкова**
→ б) Нил Армстронг.
«Как называется галактика, в которой мы живем?
а) Андромеда
б) Млечный Путь
в) Туманность Ориона**
→ б) Млечный Путь.
Раунд «Космические шифры»
Задания:
1. Анаграммы
Расшифруйте перепутанные слова, связанные с космосом:
«РАКЕТСА» → «РАКЕТА»
«ТОМАСРО» → «АСТРОНОМ»
«ГАЛКАИТА» → «ГАЛАКТИКА»
«ВЕСЕЗДОС» → «СОЗВЕЗДИЕ»
«ТЕЛЕКОП» → «ТЕЛЕСКОП»
2. Числовой код
Расшифруйте слова, где каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите (А=1, Б=2… Я=33):
18-1-12-6-20-1 → Р-А-Л-Е-Т-А → «РАКЕТА»
16-18-2-10-20-1 → П-Р-Б-Й-Т-А → «ОРБИТА»
12-21-14-1 → Л-У-Н-А → «ЛУНА»
11-16-15-6-20-1 → К-О-М-Е-Т-А → «КОМЕТА»
19-10-1-18-1-15-1 → С-Й-А-Р-А-О-А → «СИЯНИЕ» (подсказка: северное ___).
Совет:
Используйте таблицу алфавита на экране или раздайте участникам для удобства.
3. Задание: «Шифр Морзе»
Расшифруйте космические термины с помощью азбуки Морзе:
.--. .-.. .- -. . - .- → «ПЛАНЕТА»
-.-. --- ... -- --- .--. → «КОСМОС»
Совет:
Используйте звуковые сигналы (короткие/длинные) для повышения интерактивности.
Бонус: Команда, первой расшифровавшая слово, получает +5 баллов
4.Вопросы на скорость
За ограниченное время (30 секунд) ответить на вопрос. Если команда правильно отвечает, она получает двойной балл.
Кто был первым человеком, вышедшим в открытый космос?
A) Алексей Леонов B) Юрий Гагарин C) Нил Армстронг D) Джон Гленн
Правильный ответ: A) Алексей Леонов
Какой космический телескоп известен своими потрясающими снимками космоса?
A) Хаббл B) Спитцер C) Гершель D) Чандра
Правильный ответ: A) Хаббл
Слайд 29: Физкультминутка "Космическая зарядка":
Выполнение упражнений под музыку на космическую тематику .
Примеры упражнений:
"Ракета" (подтягивания вверх), "Невесомость" (махи руками), "Планеты" (вращение корпусом) .
Если время останется, то можно предложить учащимся Творческое задание:
«Миссия на Марс»
Игра «Собери ракету»:
Из предложенных материалов (бумага, скотч, фольга) команды за 5 минут создают модель ракеты. Оценивается креативность и устойчивость конструкции.
Игра «Невесомость»:
Участники передают «космический груз» (воздушный шарик) без помощи рук (дуют на него или подбрасывают головой). Уронивший шарик выбывает.
Подведение итогов.
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь, и полетишь
К загадочной Венере.
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре.
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом скафандре.
Подсчет баллов. Учащиеся слушают звуки космоса.
Объявление итогов. Награждение.
Учитель: Мы узнали многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. Космос продолжает загадывать человечеству загадки.
Знаменитый ученый, изобретатель К. Э. Циолковский говорил: «Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стать хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могущественен и свободен».
Домашнее задание к занятию:
Составление кроссворда: Учащиеся составляют кроссворд на тему "Космос", используя термины и понятия, изученные на уроке .
Написание рассказа: Учащиеся пишут небольшой рассказ о своем представлении о космосе или о своей мечте стать космонавтом.
Информационные ресурсы:
Веб-сайты:
Роскосмос: Официальный сайт российской государственной корпорации по космической деятельности. Здесь можно найти актуальные новости, архивные материалы, а также образовательные ресурсы по истории космонавтики. Сайт: roscosmos.ru
NASA: Один из ведущих мировых ресурсов по астрономии и космонавтике. На сайте представлены материалы о миссиях, галерея изображений, научные публикации и многое другое. Сайт: nasa.gov
Календарь космических событий :Специальный ресурс, содержащий хронологию важнейших событий в истории космонавтики. Удобен для быстрого поиска дат и фактов. Сайт: spacecalendar.info
Энциклопедия космонавтики: Большой сборник статей и материалов по истории освоения космоса, биографиям космонавтов и ученых, а также современным космическим программам. Сайт: cosmos-online.ru
Книги о космосе и космонавтах .
Энциклопедии о космосе .
Документальные фильмы о космосе .
Приложения (задания к уроку и др. материалы).
Разминка: «Космический блиц»
Формат: 10 вопросов с вариантами ответов (да/нет или выбор из 3 вариантов).
Примеры:
«Солнце — это звезда?» (Да).
Какой газ преобладает в атмосфере Марса?» (Углекислый).
«Первый спутник Земли назывался «Восток»?» (Нет, «Спутник-1»).
Луна светит собственным светом?»
→ Нет (отражает солнечный свет).
«Юпитер — самая маленькая планета Солнечной системы?»
→ Нет (это самая большая).
«В космосе можно плакать?»
→ Нет (слезы не стекают из-за невесомости, а скапливаются в глазах).
«МКС движется медленнее самолета?»
→ Нет (скорость ~28 000 км/ч).
Вопросы с выбором из 3 вариантов:
«Сколько длится год на Венере?
а) 88 дней
б) 225 дней
в) 365 дней**
→ б) 225 дней.
«Кто первым высадился на Луну?
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Валентина Терешкова**
→ б) Нил Армстронг.
«Как называется галактика, в которой мы живем?
а) Андромеда
б) Млечный Путь
в) Туманность Ориона**
→ б) Млечный Путь.
Приложения (задания к уроку и др. материалы).
Раунд «Космические шифры»
Задания:
1. Анаграммы
Расшифруйте перепутанные слова, связанные с космосом:
«РАКЕТСА» → «РАКЕТА»
«ТОМАСРО» → «АСТРОНОМ»
«ГАЛКАИТА» → «ГАЛАКТИКА»
«ВЕСЕЗДОС» → «СОЗВЕЗДИЕ»
«ТЕЛЕКОП» → «ТЕЛЕСКОП»
2. Числовой код
Расшифруйте слова, где каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите (А=1, Б=2… Я=33):
18-1-12-6-20-1 → Р-А-Л-Е-Т-А → «РАКЕТА»
16-18-2-10-20-1 → П-Р-Б-Й-Т-А → «ОРБИТА»
12-21-14-1 → Л-У-Н-А → «ЛУНА»
11-16-15-6-20-1 → К-О-М-Е-Т-А → «КОМЕТА»
19-10-1-18-1-15-1 → С-Й-А-Р-А-О-А → «СИЯНИЕ» (подсказка: северное ___).
Совет:
Используйте таблицу алфавита на экране или раздайте участникам для удобства.
3. Задание: «Шифр Морзе»
Расшифруйте космические термины с помощью азбуки Морзе:
.--. .-.. .- -. . - .- → «ПЛАНЕТА»
-.-. --- ... -- --- .--. → «КОСМОС»
Презентация к занятиюPPTX / 5.3 Мб
Вопросы на скорость
За ограниченное время (30 секунд) ответить на вопрос. Если команда правильно отвечает, она получает двойной балл.
Кто был первым человеком, вышедшим в открытый космос?
A) Алексей Леонов B) Юрий Гагарин C) Нил Армстронг D) Джон Гленн Правильный ответ: A) Алексей Леонов
Какой космический телескоп известен своими потрясающими снимками космоса?
A) Хаббл B) Спитцер C) Гершель D) Чандра
Правильный ответ: A) Хаббл
Физкультминутка "Космическая зарядка":
Выполнение упражнений под музыку на космическую тематику .
Примеры упражнений:
"Ракета" (подтягивания вверх),
"Невесомость" (махи руками),
"Планеты" (вращение корпусом) .
Ирина Владимировна Казарцева
Хмелев Сергей Геннадьевич