МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Памятные даты в истории космонавтики»

13
2
Материал опубликован 12 April в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Синекинчерская основная общеобразовательная школа» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики


429413, Чувашская Республика, Урмарский муниципальный округ, д. Сине -Кинчеры, Школьная, д.6













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:  «Памятные даты в истории космонавтики»
для учащихся  5–7 классов (11–13 лет)


















Хмелев Сергей Геннадьевич,

учитель информатики








Сине - Кинчеры, 2025 год


2. Пояснительная записка

Цель: Создание условий для патриотического воспитания учащихся и формирования у них познавательного интереса к истории освоения космоса.

Задачи:

Обучающие: 

Расширить знания учащихся о космическом пространстве и истории космонавтики .

Обогатить словарный запас учащихся терминами, связанными с космосом .

Развивающие: 

Развивать речь, логическое мышление, восприятие и память учащихся .

Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны в области космонавтики.

Формировать уважительное отношение к труду космонавтов и ученых.

Возраст обучающихся: 5-7 классы .

Форма занятия: Занятие «Игра-путешествие» .

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический .

Оборудование: ИКТ (проектор, экран, презентация), аудиозаписи, картинки по теме "Космос".

Ожидаемые результаты:

Учащиеся познакомятся с историей космонавтики и важными датами.

Расширят свои знания о космосе и космических объектах.

Закрепят навыки работы в команде и решения проблем .

Проявят интерес к изучению космоса и истории космонавтики .


3. Конспект занятия

Тема: Памятные даты в истории космонавтики.

Цель: Расширить знания обучающихся о космосе .

Задачи:

Познакомить с важными датами и событиями в истории космонавтики.

Развивать интерес к исследованию космоса .

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны .


План занятия:

Организационный момент:

Мотивация: «Добрый день, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие по страницам истории космонавтики. Космос всегда манил людей своими тайнами и загадками. Мы с вами будем говорить о тех великих моментах, когда человечество сделало первые шаги к звездам.

Вводная беседа: Педагог начинает беседу о космосе, задавая вопросы о том, что знают дети о космосе, планетах, космонавтах.

Актуализация знаний : Вопросы для обсуждения:

Почему 12 апреля отмечается День космонавтики?

Кто был первым человеком в космосе?

Объявление темы и целей занятия

Действия учителя:

Объявление темы:
«Ребята, сегодня наше занятие посвящён памятным датам в истории космонавтики. Мы узнаем, какие события изменили мир, и познакомимся с людьми, которые первыми покорили космос».

Демонстрация слайда с темой и целями:

Цели для учащихся:

Узнать ключевые события космической эры.

Понять, как эти события повлияли на науку и нашу жизнь.

Научиться работать в команде.

Мотивация через вопрос:
«Как вы думаете, почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? И что бы вы хотели узнать о покорении космоса?»
(Короткое обсуждение ответов учащихся, 1-2 реплики).

Понять их значение для науки.


Основная часть:

Историческая справка: Рассказ о первых шагах в освоении космоса, о пионерах космонавтики (К.Э. Циолковский, С.П. Королев), о запуске первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года).

Полет Ю.А. Гагарина: Подробный рассказ о первом полете человека в космос (12 апреля 1961 года), о корабле "Восток-1", о значении этого события для всего мира 2.

Первая женщина-космонавт: Рассказ о полете Валентины Терешковой (16 июня 1963 года), о ее вкладе в развитие космонавтики .

Выход в открытый космос: Рассказ о первом выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов (18 марта 1965 года).

Современные достижения: Информация о современных космических станциях, исследованиях, новых открытиях в космосе.

Слайд 4:

Заголовок: «От мечты к звёздам: история и современность космонавтики»

Изображение: Фото Земли из космоса, стилизованная ракета.

Подзаголовок: «Изучаем прошлое, чтобы понять будущее».

t1744491002aa.gif

Слайд 5: Пионеры космонавтики

К.Э. Циолковский:

Фото учёного.

Цитата: «Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Вклад: Теория реактивного движения, идея космических станций.

С.П. Королёв:

Фото конструктора.

Роль: Главный конструктор СССР, «отец» советской космонавтики.

t1744491002aa.gif

Слайд 6: Первый спутник Земли

Дата: 4 октября 1957 г.

Фото: Спутник «ПС-1».

Факты:

Масса: 83,6 кг.

Сигнал: «Бип-бип» — услышан по всему миру.

Значение:

Начало космической эры.

СССР стал первой космической державой.

t1744491002aa.gif

Слайд 7: Полет Юрия Гагарина

Дата: 12 апреля 1961 г.

Фото: Гагарин в скафандре.

Факты:

Корабль: «Восток-1».

Время полёта: 108 минут.

Фраза: «Поехали!».

Значение:

Первый человек в космосе.

СССР выиграл «космическую гонку».

Видео: Старт ракеты (10 секунд).

t1744491002aa.gif

Слайд 8: Первая женщина-космонавт

Дата: 16 июня 1963 г.

Фото: Валентина Терешкова.

Факты:

Позывной: «Чайка».

48 витков вокруг Земли.

Значение:

Женщины доказали: космос доступен всем.

Символ равенства в науке.

t1744491002aa.gif

Слайд 9: Выход в открытый космос

Дата: 18 марта 1965 г.

Фото: Алексей Леонов в открытом космосе.

Факты:

Длительность: 12 минут.

Инцидент: Раздувание скафандра.

Значение:

Возможность работы вне корабля.

Шаг к строительству МКС.

t1744491002aa.gif

Современные достижения

Слайд 10: Международная космическая станция (МКС)

Фото: МКС на орбите.

Факты:

Запущена в 1998 г.

Совместный проект 15 стран.

Эксперименты: биология, физика, медицина.

Интерактив: «Как вы думаете, зачем нужна МКС?»

t1744491002aa.gif

Слайд 11: Исследования Марса

Фото: Марсоход Perseverance (NASA, 2021).

Факты:

Поиск следов жизни.

Производство кислорода на Марсе (эксперимент MOXIE).

Видео: Посадка марсохода (20 секунд).

t1744491002aa.gif

Слайд 12: Частная космонавтика (SpaceX)

Фото: Ракета Falcon 9.

Факты:

Повторное использование ступеней.

Проект Starship: полёты на Марс.

Цитата Илона Маска: «Жизнь должна стать межпланетной».

t1744491002aa.gif

Слайд 13: Новые открытия

Фото: Черная дыра (изображение от NASA).

Факты:

Первый снимок тени чёрной дыры (2019).

Изучение экзопланет (TESS, Kepler).

Вопрос: «Есть ли жизнь за пределами Земли?»

t1744491002aa.gif

Слайд 14: Будущее космонавтики

Контент: Лунная база (проект Artemis).

Колонизация Марса.

Космический туризм.

Изображение: Концепт лунной станции.




Слайд 15: Космическая викторина для 5-7 классов

Эта интерактивная игра направлена на проверку и закрепление знаний учащихся о космосе и космонавтике. Она включает в себя разнообразные вопросы, которые будут интересны детям младшего возраста. Игру можно проводить как в классе, так и дома, используя компьютеры или планшеты.

t1744491002ab.gif

Правила игры

Участники: Учащиеся делятся на команды (3-5 человек).

Оборудование: Проектор или интерактивная доска для отображения вопросов и ответов.

Ход игры:

Ведущий (учитель) задает вопросы, показывая их на экране.

Команды обсуждают и выбирают ответ.

За каждый правильный ответ команда получает баллы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.


Разминка: «Космический блиц»

Формат: 10 вопросов с вариантами ответов (да/нет или выбор из 3 вариантов).

Примеры:

«Солнце — это звезда?» (Да).

Какой газ преобладает в атмосфере Марса?» (Углекислый).

«Первый спутник Земли назывался «Восток»?» (Нет, «Спутник-1»).

Луна светит собственным светом?»
→ 
Нет (отражает солнечный свет).

«Юпитер — самая маленькая планета Солнечной системы?»
→ 
Нет (это самая большая).

«В космосе можно плакать?»
→ 
Нет (слезы не стекают из-за невесомости, а скапливаются в глазах).

«МКС движется медленнее самолета?»
→ 
Нет (скорость ~28 000 км/ч).

t1744491002aa.gif

Вопросы с выбором из 3 вариантов:

«Сколько длится год на Венере?
а) 88 дней
б) 225 дней
в) 365 дней**
→ 
б) 225 дней.

«Кто первым высадился на Луну?
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Валентина Терешкова**
→ 
б) Нил Армстронг.

«Как называется галактика, в которой мы живем?
а) Андромеда
б) Млечный Путь
в) Туманность Ориона**
→ 
б) Млечный Путь.

 Раунд «Космические шифры»

Задания:

1. Анаграммы

Расшифруйте перепутанные слова, связанные с космосом:

«РАКЕТСА» → «РАКЕТА»

«ТОМАСРО» → «АСТРОНОМ»

«ГАЛКАИТА» → «ГАЛАКТИКА»

«ВЕСЕЗДОС» → «СОЗВЕЗДИЕ»

«ТЕЛЕКОП» → «ТЕЛЕСКОП»

2. Числовой код

Расшифруйте слова, где каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите (А=1, Б=2… Я=33):

18-1-12-6-20-1 → Р-А-Л-Е-Т-А → «РАКЕТА»

16-18-2-10-20-1 → П-Р-Б-Й-Т-А → «ОРБИТА»

12-21-14-1 → Л-У-Н-А → «ЛУНА»

11-16-15-6-20-1 → К-О-М-Е-Т-А → «КОМЕТА»

19-10-1-18-1-15-1 → С-Й-А-Р-А-О-А → «СИЯНИЕ» (подсказка: северное ___).

Совет:
Используйте таблицу алфавита на экране или раздайте участникам для удобства.

3. Задание: «Шифр Морзе»

Расшифруйте космические термины с помощью азбуки Морзе:

.--. .-.. .- -. . - .-  → «ПЛАНЕТА»

-.-. --- ... -- --- .--.  → «КОСМОС»

Совет:
Используйте звуковые сигналы (короткие/длинные) для повышения интерактивности.

Бонус: Команда, первой расшифровавшая слово, получает +5 баллов

4.Вопросы на скорость

За ограниченное время (30 секунд) ответить на вопрос. Если команда правильно отвечает, она получает двойной балл.

Кто был первым человеком, вышедшим в открытый космос?

A) Алексей Леонов B) Юрий Гагарин C) Нил Армстронг D) Джон Гленн

Правильный ответ: A) Алексей Леонов

Какой космический телескоп известен своими потрясающими снимками космоса?

A) Хаббл B) Спитцер C) Гершель D) Чандра

Правильный ответ: A) Хаббл


Слайд 29: Физкультминутка "Космическая зарядка":

Выполнение упражнений под музыку на космическую тематику .

Примеры упражнений:

"Ракета" (подтягивания вверх), "Невесомость" (махи руками), "Планеты" (вращение корпусом) .


Если время останется, то можно предложить учащимся Творческое задание:

«Миссия на Марс»

Игра «Собери ракету»:
Из предложенных материалов (бумага, скотч, фольга) команды за 5 минут создают модель ракеты. Оценивается креативность и устойчивость конструкции.

Игра «Невесомость»:
Участники передают «космический груз» (воздушный шарик) без помощи рук (дуют на него или подбрасывают головой). Уронивший шарик выбывает.


Подведение итогов.

С друзьями в небо ты глядишь,

Конечно, твёрдо веря,

Что подрастёшь, и полетишь

К загадочной Венере.

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре.

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом скафандре.


Подсчет баллов. Учащиеся слушают звуки космоса.

Объявление итогов. Награждение.

Учитель: Мы узнали многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. Космос продолжает загадывать человечеству загадки.

Знаменитый ученый, изобретатель К. Э. Циолковский говорил: «Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стать хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могущественен и свободен».


Домашнее задание к занятию:


Составление кроссворда: Учащиеся составляют кроссворд на тему "Космос", используя термины и понятия, изученные на уроке .

Написание рассказа: Учащиеся пишут небольшой рассказ о своем представлении о космосе или о своей мечте стать космонавтом.



Информационные ресурсы:


Веб-сайты:

Роскосмос: Официальный сайт российской государственной корпорации по космической деятельности. Здесь можно найти актуальные новости, архивные материалы, а также образовательные ресурсы по истории космонавтики. Сайт: roscosmos.ru

NASA: Один из ведущих мировых ресурсов по астрономии и космонавтике. На сайте представлены материалы о миссиях, галерея изображений, научные публикации и многое другое. Сайт: nasa.gov

Календарь космических событий :Специальный ресурс, содержащий хронологию важнейших событий в истории космонавтики. Удобен для быстрого поиска дат и фактов. Сайт: spacecalendar.info

Энциклопедия космонавтики: Большой сборник статей и материалов по истории освоения космоса, биографиям космонавтов и ученых, а также современным космическим программам. Сайт: cosmos-online.ru

Книги о космосе и космонавтах .

Энциклопедии о космосе .

Документальные фильмы о космосе .


Приложения (задания к уроку и др. материалы).

Разминка: «Космический блиц»

Формат: 10 вопросов с вариантами ответов (да/нет или выбор из 3 вариантов).

Примеры:

«Солнце — это звезда?» (Да).

Какой газ преобладает в атмосфере Марса?» (Углекислый).

«Первый спутник Земли назывался «Восток»?» (Нет, «Спутник-1»).

Луна светит собственным светом?»
→ 
Нет (отражает солнечный свет).

«Юпитер — самая маленькая планета Солнечной системы?»
→ 
Нет (это самая большая).

«В космосе можно плакать?»
→ 
Нет (слезы не стекают из-за невесомости, а скапливаются в глазах).

«МКС движется медленнее самолета?»
→ 
Нет (скорость ~28 000 км/ч).

t1744491002aa.gif

Вопросы с выбором из 3 вариантов:

«Сколько длится год на Венере?
а) 88 дней
б) 225 дней
в) 365 дней**
→ 
б) 225 дней.

«Кто первым высадился на Луну?
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Валентина Терешкова**
→ 
б) Нил Армстронг.

«Как называется галактика, в которой мы живем?
а) Андромеда
б) Млечный Путь
в) Туманность Ориона**
→ 
б) Млечный Путь.


Приложения (задания к уроку и др. материалы).

 Раунд «Космические шифры»

Задания:

1. Анаграммы

Расшифруйте перепутанные слова, связанные с космосом:

«РАКЕТСА» → «РАКЕТА»

«ТОМАСРО» → «АСТРОНОМ»

«ГАЛКАИТА» → «ГАЛАКТИКА»

«ВЕСЕЗДОС» → «СОЗВЕЗДИЕ»

«ТЕЛЕКОП» → «ТЕЛЕСКОП»

2. Числовой код

Расшифруйте слова, где каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите (А=1, Б=2… Я=33):

18-1-12-6-20-1 → Р-А-Л-Е-Т-А → «РАКЕТА»

16-18-2-10-20-1 → П-Р-Б-Й-Т-А → «ОРБИТА»

12-21-14-1 → Л-У-Н-А → «ЛУНА»

11-16-15-6-20-1 → К-О-М-Е-Т-А → «КОМЕТА»

19-10-1-18-1-15-1 → С-Й-А-Р-А-О-А → «СИЯНИЕ» (подсказка: северное ___).

Совет:
Используйте таблицу алфавита на экране или раздайте участникам для удобства.

3. Задание: «Шифр Морзе»

Расшифруйте космические термины с помощью азбуки Морзе:

.--. .-.. .- -. . - .-  → «ПЛАНЕТА»

-.-. --- ... -- --- .--.  → «КОСМОС»


​​​​​​​


Презентация к занятиюPPTX / 5.3 Мб

Вопросы на скорость

За ограниченное время (30 секунд) ответить на вопрос. Если команда правильно отвечает, она получает двойной балл.

Кто был первым человеком, вышедшим в открытый космос?

A) Алексей Леонов B) Юрий Гагарин C) Нил Армстронг D) Джон Гленн Правильный ответ: A) Алексей Леонов

Какой космический телескоп известен своими потрясающими снимками космоса?

A) Хаббл B) Спитцер C) Гершель D) Чандра

Правильный ответ: A) Хаббл



Физкультминутка "Космическая зарядка":

Выполнение упражнений под музыку на космическую тематику .

Примеры упражнений:

"Ракета" (подтягивания вверх),

"Невесомость" (махи руками),

"Планеты" (вращение корпусом) .




Презентация к занятиюPPTX / 5.3 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень интересный материал! Актуально

4
13 April

Спасибо за вашу благодарность — всегда рад быть полезным!

1
13 April