Методическая разработка занятия курса ОРКСЭ (4 класс)
Методическая разработка занятия курса ОРКСЭ
Автор: Чувилкина Елена Юрьевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей–интернат»
г.Владикавказ
Тема занятия: «В тебе рождается патриот и гражданин».
Тип занятия: комбинированный.
Цель: способствовать получению и расширению знаний обучающихся о страницах истории России.
Задачи:
расширять знания обучающихся об истории своей страны;
дать определение ценности и традиции;
развивать личность, обладающую качествами гражданина - патриота Родины;
воспитывать в обучающихся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Отечества, к традициям своей Родины.
Оборудование:
записи песен о Родине;
шаблоны для аппликации;
свеча;
портреты прадедушек и прабабушек – участников ВОВ;
Георгиевские ленточки.
Предварительная работа:
дома дети выделяют слова, символизирующие Россию, при работе с картой России и головоломкой;
дети готовят рассказы о своих прабабушках и прадедушках – участниках ВОВ.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Самоопределение к деятельности, организационный этап.
- Сегодня я хочу с вами поговорить по душам. О чём можно говорить по душам? О самом важном, самом дорогом и любимом. А что для нас является самым дорогим и любимым? (Мама, семья, Родина)
Постановка цели.
- Что вы представляете, когда слышите слово Родина? (ответы детей)
Ученица читает стихотворение З.Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Как называется наша родина? (Россия)
- Мама, папа, Родина – это то, что даётся нам от рождения, то, что мы не выбираем.
Слушание песни о Родине.
2. Основная часть.
- Дома вы работали с картой России и головоломкой. Какие слова, символизирующие Россию вы выделили? (Родина, Москва, Храм Василия Блаженного, Юрий Алексеевич Гагарин, Кремль, Федерация, Байкал, берёза, Гжель, Хохлома, матрёшка, былины, патриотизм, сарафан, кокошник)
- А на что или на кого похожа карта нашей страны? Пофантазируйте. (Ответы детей)
- А какая она, наша страна?(Ответы детей)
Ученик читает стихотворение М. Макатаева «Родина».
Родина - одна,
Она - родная мать.
Её нельзя купить.
Её нельзя продать.
В ней жить и умирать.
И снова воскресать.
О, если б это
Все могли понять.
Ученик читает стихотворение В.Степанова «Необъятная страна».
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель:
- Родина – это наша общая земля, наша общая история, общие законы, общий язык, общие ценности, духовные традиции.
- Мы нежно и горячо любим свою Родину как сыновья и дочери. Эта любовь обозначена понятиями патриот, патриотизм (от греческого слова patris– родина, отечество). Иными словами, патриот – сын Отечества, тот, кто любит свою Родину, предан ей и живёт её интересами.
- Патриотизм в полной мере проявился в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). В опасности оказалась Родина, Отечество, и миллионы советских людей встали на её защиту, исполняя свой долг гражданина.
- В истории нашей Родины было много великих страниц, наше Отечество богато духовными традициями. Одна из этих традиций – память народа о тех, кто в разные времена вставал на защиту Родины, о тех, кто отдал на поле брани свои жизни.
- И сегодня, когда в мире неспокойно, мы вспомним о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Что вы знаете о Дне Победы? (Ответы детей)
- День Победы, наверное, самый любимый праздник в нашей стране.
- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра вероломным нападением немецко-фашистских войск гитлеровской Германии на СССР, и продолжалась 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей. Нелёгким был путь к победе. Но мы выстояли, мы победили!
- Я говорю «мы», потому что нет в нашем Отечестве семьи, которую не затронула война. И герои этой войны – это не какие-то супер-герои из фильмов. Это наши родные и близкие. Мои дедушки – Ларин Пётр Фёдорович, Семёнов Иван Семёнович, моя бабушка – Семёнова Александра Фёдоровна - были участниками этой войны.
- Я знаю, что в ваших семьях тоже были или есть участники той войны.
Ученики рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, показывают их портреты.
- А за что воевали ваши прадедушки и прабабушки? За что многие из них не вернулись в этой войны? (Ответы детей)
- На уроке сегодня мы сделаем открытки с символами Победы. Эти открытки будут напоминать вам о том, что во все времена мир и счастье даются очень тяжёлой ценой.
Раздаю заготовки. Дети собирают элементы открытки. Звучит песня о родине.
- Цветы всегда дарят на праздники. А в День Победы их дарят в знак благодарности ветеранам и возлагают к могилам погибших воинов. А как называется чёрно-оранжевая лента, которая стала символом Дня Победы? (Георгиевская лента)
- Георгиевская лента - выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому наша страна победила в 1945 году.
- Существует даже акция, которая так и называется «Георгиевская ленточка». Перед праздником Победы волонтёры раздают на улице всем людям Георгиевские ленточки.
- Вот и я сегодня хочу вам подарить этот символ Великой Победы. Прикрепите эту ленту к форме в знак памяти.
Раздаю Георгиевские ленточки.
Ученик читаем отрывок из стихотворения Р.Гамзатова «Журавли».
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
- А ещё я хочу передать вам огонь свечи, как лепесток пламени Вечного огня.
- Что означает Вечный огонь? (Ответы детей)
Дети передают друг другу зажженную свечу. Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли».
Ученик читает стихотворение М.Исаковского «Вечная слава»
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Верные Долгу, себя на щадили
Ради победы её.
Чтобы жила она в славе и силе,
Отдали сердце своё;
Отдали жизнь, чтоб лихая недоля
К нам никогда не пришла,
Чтоб на земле, что любили до боли,
Каждая ветка цвела.
Пусть же проходят за годами годы,
Вас не забудет страна:
Свято и ревностно память народа
Ваши хранит имена.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою.
- Давно отгремела Великая Отечественная война. Много лет наша страна жила под мирным небом. Но враг опять поднимает голову, нацисты угрожают людям. Россия не даст фашизму возродиться. Каждый день мы узнаём имена новых героев – героев нашего времени.
- За что сегодня сражаются наши солдаты? (Солдаты нашей страны сражаются за то, чтобы все мы могли жить в мире и не бояться за свою свободу.)
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
- Вот и состоялся наш разговор по душам.
- О чем узнали сегодня, что запомнилось больше всего?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Звучит песня о родине.
Список использованной литературы:
Основы светской этики (учебник для 4-го класса) – А.И.Шемшурина, Москва «Просвещение» 2018
Максимова Т.Н. Классные часы. М: ВАКО, 2014г.
Список использованных интернет-ресурсов:
Развитие ребенка - сайт для умных родителей (childdevelop.info)
Поурочные разработки ОРКСЭ для 4 класса Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Конспекты уроков по ОРКСЭ - каталог (prezentacii.org)
«Россия – наша Родина» ОРКСЭ 4 класс (prezentacii.org)
9