12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3916
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Пояснительная записка

Охранять природу — значит охранять Родину.
Пришвин М. М.

Окружающая среда Хабаровского края, тенденция к её ухудшению требуют от ныне живущих хабаровчан понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Становится ясно, что недостаточна простая фиксация экологических проблем. Нужен постоянный поиск эффективных методов решения (и предотвращения!) экологических проблем разного уровня, от глобальных до локальных. И мы, прежде всего, должны научить решать такие задачи подрастающее поколение, ведь от того, какими будут ценностные приоритеты сегодняшних детей и молодежи, во многом зависит будущее состояние окружающей среды нашего края.

Восстановление динамического равновесия системы «природа – общество» становится в настоящее время одной из актуальных задач и нуждается в формировании единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. При этом региональный аспект предполагает учет целого ряда специфических особенностей: природных, культурологических, этнических, социальноэкономических и т.п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Штурм» создана для трудового отряда старшеклассников, базирующегося в ДЮЦ «Восхождение». Данное занятие является вводным по программе и направленно на развитие у подростков креативного экоориентированного мышления с использованием регионального компонента, с помощью командного решения проблемных задач природоохранной направленности.

Цель: развитие креативного экоориентированного мышления подростков на основе региональных особенностей состояния и проблем окружающей среды Хабаровского края.

Задачи:

способствовать развитию умения креативно решать экологические задачи, современные проблемы экологии и охраны природы;

способствовать развитию коммуникативных умений;

формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Возрастная категория участников: 14-18 лет.

Количество участников: 15 человек.

Продолжительность занятия: 45 минут.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Определение цели, задач и темы занятия.

Подбор материала и разработка заданий.

Составление сценария и презентации для визуальной поддержки.

Подготовка раздаточного материала.

Приглашение творческих коллективов для выступления.

Оформление кабинета, установка мультимедиа, обеспечение фото и видеосъемки.

Необходимые технические условия для проведения занятия:

- помещение со столами и стульями по количеству учащихся;

- мультимедийная установка, компьютер, презентация;

- письменные принадлежности, раздаточный материал.

Особенности организации и проведения занятия

Основным методом проведения занятия выбран коллективный поиск путей решения проблемных ситуаций. Все учащиеся делятся на группы по 5 человек. Группам предлагается поэтапное выполнение задания:

1 этап. Выдвижение креативных идей.

Даётся экологическая проблема и конкретное задание для решения.

Группам дается время (5-10 мин.) чтобы погрузиться в проблему, рассмотреть её с разных точек зрения. В группах дети интерпретируют противоречие, выдвигают разные гипотезы, методы, инструменты для ее решения.

2 этап. Оценка и отбор креативных идей.

Группы свои лучшие идеи должны пропустить через предложенный экспертный лист.

Дети за 5 минут оценивают идеи по готовым разработанным критериям, в процессе они должны «взвесить» сильные и слабые стороны каждой идеи и в итоге аргументировать выбор одной конкретной идеи.

3 этап. Доработка и усовершенствование идеи.

Предлагается подобная ситуация, которую давали на 1 этапе, только с региональным компонентом.

Задание: адаптировать выбранную идею под данную ситуацию (под условия нашего края), устранив обнаруженные на 2 этапе недостатки.

Для системности и максимальной прозрачности оценивания к каждому этапу разработаны свои критерии оценки задания, которые словесно и наглядно представлены учащимся (они должны знать, как их будут оценивать). Экспертная комиссия фиксирует результаты работы групп, и в завершении занятия подводит и оглашает итоги. Так как это вводное занятие по программе, и оно имеет характер стартового события, то желательно по итогам работы группы наградить.

Ожидаемые результаты:

учащиеся проявили умение креативно решать задачи на экологическую тематику, по проблемам экологии и охраны природы края, подходя к их решению с различных сторон;

закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, объективно оценивать свою и чужую работу;

в работе проявили осознанное действенное отношение к природе родного края, чувство сопричастности к ней, желание беречь и охранять её.

Помимо достижения поставленных задач содержание занятия способствует формированию целого комплекса универсальных учебных действий:

развитие способности мыслить разнообразно и оригинально;

развитие умения разрешать проблемные задачи самостоятельно, снятие боязни придумать что-то совершенно новое;

наращивание компетенции в области выработки решений, выдвижения идей, в их ранжировании и доработки;

развитие аналитического мышления, применение анализа в динамике;

привитие практических навыков работы с информацией: вычленение, структурирование и оценки по заданным критериям;

повышение мотивации к изучению данной проблемы, позволяет глубже понять системность окружающего природного мира, закрепляя его познавательное отношение к природе.


Систематическое проведение таких занятий позволяет сделать учебно- воспитательный процесс более эффективным, что сказывается на продуктивности деятельности и удовлетворенности учащихся ее организацией и результатами.


Методическая разработка занятия адресована методистам, учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, и в целом, всем тем, кто стремится развивать экологическую культуру школьников, в региональном аспекте в том числе, стимулируя, развивая и формируя их креативные способности.


Ход занятия

Перед началом занятия ребята получают жетоны, рассаживаются и делятся на группы в соответствии с жеребьевкой.


Вводные слова (5 мин.)

На фоне презентация деятельности трудового отряда «Штурм»

Здравствуйте, ребята! Поздравляю всех с началом трудовой смены. Наш трудовой отряд «Штурм» занимается социально-значимой деятельностью на благо нашего города и края. Основной деятельностью «Штурма» являются экологическое и патриотическое направление.

Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия необычная: «Жизнедеятельность человека и природный мир».

Цель занятия научиться находить креативные решения экологических проблем с учётом региональных особенностей природы нашего края.

Как вы думаете, что такое креативность? (ответы детей, обсуждение критериев креативной идеи).


Основная часть занятия (35 мин.)

​​​​​​​В ходе долгой эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате развития науки и техники человек стал преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах окружающую среду.

Попробуем в группах решить последствия такого влияния жизнедеятельности человека на природу на конкретном примере.

I ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ

Задание №1.

В графстве Бекингэмшир в Великобритании проложили шоссе, которое рассекло пополам лягушачьи владения между двух больших озёр. Лягушки целыми колоннами переходили из одного озера в другое, пересекая шоссе, и тысячами гибли под колёсами машин. Масса погибших за год животных составила около двадцати тонн! Как быть?

Предложите три оригинальных идеи спасения животных от гибели на автомобильных дорогах и кратко опишите их.

Критерии оценки задания:

2 балла – предложено не менее 3 оригинальных и эффективных вариантов спасения.

1 балл – предложено 1-2 варианта с описанием способов спасения.

0 баллов – ни одна идея не была предложена, или была озвучена одна идея без описания, или выдвинутые идеи не могли помочь лягушкам.

Работа в группах 5 минут, с последующим озвучиванием идей групп и реализованной на практике идеи.

Реализованная идея: В местах массовых переходов животных строят навесную дорогу. А для мелких животных в дорожную насыпь вставляют трубы.


II ОЦЕНКА И ОТБОР КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ

Задание №2.

Свои идеи по спасению животных пропустите через экспертный лист.

Критерии оценки идеи

Показатели

идеи

1

2

3

Новизна



Уникальность/

Оригинальность

Гибкость

Дает новый взгляд на проблему, новый путь ее решения, предлагает новые концепции, способы и материалы.

Выделяется среди других идей, обладает своеобразием, необычностью.

Способна к изменению и модификации.




Адекватность


Логичность


Достаточность идеи, насколько отвечает идея сути и сложности проблемы.

Насколько идея соотносится с общепризнанными научными фактами.




Применимость



Ценность

Она характеризует степень удобства использования идеи для решения данной задачи.

Любая идея, применимая к решению даже некоторых проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность идеи.




Проработанность и комплексность

Эстетические качества идеи, определяется степенью учета ею различных элементов - компонентов проблемы - и сведением их в единое целое. Если идея объединяет множество элементов в одну систему, то мы говорим о ее комплексности.




Эстетичность

Идея обладает привлекательностью, характеризуется простотой, доступной формой представления, ясностью изложения сути идеи.




Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта.




Экономичность

Оптимальные затраты на реализацию идеи.




Возможность реализации

При рассмотрении хорошо проработанной идеи иногда становится очевидным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация.




Выберите самую результативную идею по совокупности отмеченных позиций и детально обоснуйте свой выбор.

Критерии оценки:

2 балла – были оценены все три идеи по спасению животных по экспертному листу и выбрана самая результативная по совокупности отмеченных позиций.

1 балл – идеи были оценены не по всем критериям, но в итоге была выбрана самая результативная идея.

0 баллов – не произведена оценка всех идей, не сделан выбор в пользу лучшего варианта.

Экспертиза идей в группах (5 мин.).

Выбор и обоснование самой результативной идеи.


III ДОРАБОТКА И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИДЕИ

Задание №3.

Участились случаи выхода диких животных на трассы Хабаровского края. Недавно был сбит «краснокнижный» Амурский тигр, перебегавший дорогу в городе Комсомольск-на-Амуре. Этот случай стал третьим в Хабаровском крае с января 2020 по январь 2021.

В нашем крае очень многообразный животный мир, в Красной книге Хабаровского края находятся Амурский тигр, Красный волк, Дальневосточный аист, Дальневосточная черепаха, Амурский полоз, Тигровый уж и многие другие.

Улучшите свою идею спасения животных, устранив обнаруженные вами недостатки, и адаптируйте её для условий нашего края: влажность воздуха, ливневые дожди большой интенсивности летом, сильные морозы, промерзание почвы зимой, удаленность населенных пунктов, болотистая местность, многообразие растительного и животного мира и т.д.

Критерии оценки:

2 балла – идея может быть реально применима на практике для условий Хабаровского края, устранены недостатки, или усовершенствования перекрывают слабые стороны идеи.

1 балл – идея может быть реально применима для условий Хабаровского края, но имеются недостатки.

0 баллов – идея не применима, имеются существенные недостатки.


Доработка и усовершенствование идеи в группах (5 мин.)

Публичное представление своей идеи

Резюме основной части занятия

Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды.

Рефлексия (5 мин.)

Сейчас последнее задание. Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Полезно ли вам было такое занятие?

2. Узнали ли вы что-то новое сегодня?

3. Что было наиболее интересным? (ответы ребят)

Закончить наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Действительно, природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь. Без защиты природы невозможно хорошее отношение к своему Отечеству, эти понятия взаимосвязаны. Сегодня это наша с вам первостепенная задача. Надеюсь, в ходе нашего сегодняшнего занятия вы это поняли.

Спасибо всем за занятие. Желаю всем удачи на трудовой смене!


Список литературы

Афанасьева И.М. Устойчивое развитие человечества. Часть 2. [Текст]: монография / И.М. Афанасьева, А.В. Иванов, Е.Н. Петрова; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.– 202 с.

Гин А. Необычное в обычном: 100 креативных решений / Школа креативного мышления. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 144 с.

Зейналов Г.Г., Рябова Е.В., Миронов В.Ю. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-i-puti-ee-formirovaniya-regionalnyy-aspekt-problemy (дата обращения: 24.05.2021).

Опубликовано


Комментарии (1)

Поляков Александр Васильевич, 09.11.23 в 16:43 0Ответить Пожаловаться
Работа выполнена с чувством переживания за общее дело....
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.