Методическая разработка занятия «Жизнедеятельность человека и природный мир» для детей 14-18 лет
Пояснительная записка
Охранять природу — значит охранять Родину.
Пришвин М. М.
Окружающая среда Хабаровского края, тенденция к её ухудшению требуют от ныне живущих хабаровчан понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Становится ясно, что недостаточна простая фиксация экологических проблем. Нужен постоянный поиск эффективных методов решения (и предотвращения!) экологических проблем разного уровня, от глобальных до локальных. И мы, прежде всего, должны научить решать такие задачи подрастающее поколение, ведь от того, какими будут ценностные приоритеты сегодняшних детей и молодежи, во многом зависит будущее состояние окружающей среды нашего края.
Восстановление динамического равновесия системы «природа – общество» становится в настоящее время одной из актуальных задач и нуждается в формировании единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. При этом региональный аспект предполагает учет целого ряда специфических особенностей: природных, культурологических, этнических, социальноэкономических и т.п.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Штурм» создана для трудового отряда старшеклассников, базирующегося в ДЮЦ «Восхождение». Данное занятие является вводным по программе и направленно на развитие у подростков креативного экоориентированного мышления с использованием регионального компонента, с помощью командного решения проблемных задач природоохранной направленности.
Цель: развитие креативного экоориентированного мышления подростков на основе региональных особенностей состояния и проблем окружающей среды Хабаровского края.
Задачи:
способствовать развитию умения креативно решать экологические задачи, современные проблемы экологии и охраны природы;
способствовать развитию коммуникативных умений;
формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Возрастная категория участников: 14-18 лет.
Количество участников: 15 человек.
Продолжительность занятия: 45 минут.
На подготовительном этапе была проведена следующая работа:
Определение цели, задач и темы занятия.
Подбор материала и разработка заданий.
Составление сценария и презентации для визуальной поддержки.
Подготовка раздаточного материала.
Приглашение творческих коллективов для выступления.
Оформление кабинета, установка мультимедиа, обеспечение фото и видеосъемки.
Необходимые технические условия для проведения занятия:
- помещение со столами и стульями по количеству учащихся;
- мультимедийная установка, компьютер, презентация;
- письменные принадлежности, раздаточный материал.
Особенности организации и проведения занятия
Основным методом проведения занятия выбран коллективный поиск путей решения проблемных ситуаций. Все учащиеся делятся на группы по 5 человек. Группам предлагается поэтапное выполнение задания:
1 этап. Выдвижение креативных идей.
Даётся экологическая проблема и конкретное задание для решения.
Группам дается время (5-10 мин.) чтобы погрузиться в проблему, рассмотреть её с разных точек зрения. В группах дети интерпретируют противоречие, выдвигают разные гипотезы, методы, инструменты для ее решения.
2 этап. Оценка и отбор креативных идей.
Группы свои лучшие идеи должны пропустить через предложенный экспертный лист.
Дети за 5 минут оценивают идеи по готовым разработанным критериям, в процессе они должны «взвесить» сильные и слабые стороны каждой идеи и в итоге аргументировать выбор одной конкретной идеи.
3 этап. Доработка и усовершенствование идеи.
Предлагается подобная ситуация, которую давали на 1 этапе, только с региональным компонентом.
Задание: адаптировать выбранную идею под данную ситуацию (под условия нашего края), устранив обнаруженные на 2 этапе недостатки.
Для системности и максимальной прозрачности оценивания к каждому этапу разработаны свои критерии оценки задания, которые словесно и наглядно представлены учащимся (они должны знать, как их будут оценивать). Экспертная комиссия фиксирует результаты работы групп, и в завершении занятия подводит и оглашает итоги. Так как это вводное занятие по программе, и оно имеет характер стартового события, то желательно по итогам работы группы наградить.
Ожидаемые результаты:
учащиеся проявили умение креативно решать задачи на экологическую тематику, по проблемам экологии и охраны природы края, подходя к их решению с различных сторон;
закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, объективно оценивать свою и чужую работу;
в работе проявили осознанное действенное отношение к природе родного края, чувство сопричастности к ней, желание беречь и охранять её.
Помимо достижения поставленных задач содержание занятия способствует формированию целого комплекса универсальных учебных действий:
развитие способности мыслить разнообразно и оригинально;
развитие умения разрешать проблемные задачи самостоятельно, снятие боязни придумать что-то совершенно новое;
наращивание компетенции в области выработки решений, выдвижения идей, в их ранжировании и доработки;
развитие аналитического мышления, применение анализа в динамике;
привитие практических навыков работы с информацией: вычленение, структурирование и оценки по заданным критериям;
повышение мотивации к изучению данной проблемы, позволяет глубже понять системность окружающего природного мира, закрепляя его познавательное отношение к природе.
Систематическое проведение таких занятий позволяет сделать учебно- воспитательный процесс более эффективным, что сказывается на продуктивности деятельности и удовлетворенности учащихся ее организацией и результатами.
Методическая разработка занятия адресована методистам, учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, и в целом, всем тем, кто стремится развивать экологическую культуру школьников, в региональном аспекте в том числе, стимулируя, развивая и формируя их креативные способности.
Ход занятия
Перед началом занятия ребята получают жетоны, рассаживаются и делятся на группы в соответствии с жеребьевкой.
Вводные слова (5 мин.)
На фоне презентация деятельности трудового отряда «Штурм»
Здравствуйте, ребята! Поздравляю всех с началом трудовой смены. Наш трудовой отряд «Штурм» занимается социально-значимой деятельностью на благо нашего города и края. Основной деятельностью «Штурма» являются экологическое и патриотическое направление.
Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия необычная: «Жизнедеятельность человека и природный мир».
Цель занятия научиться находить креативные решения экологических проблем с учётом региональных особенностей природы нашего края.
Как вы думаете, что такое креативность? (ответы детей, обсуждение критериев креативной идеи).
Основная часть занятия (35 мин.)
В ходе долгой эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате развития науки и техники человек стал преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах окружающую среду.
Попробуем в группах решить последствия такого влияния жизнедеятельности человека на природу на конкретном примере.
I ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ
Задание №1.
В графстве Бекингэмшир в Великобритании проложили шоссе, которое рассекло пополам лягушачьи владения между двух больших озёр. Лягушки целыми колоннами переходили из одного озера в другое, пересекая шоссе, и тысячами гибли под колёсами машин. Масса погибших за год животных составила около двадцати тонн! Как быть?
Предложите три оригинальных идеи спасения животных от гибели на автомобильных дорогах и кратко опишите их.
Критерии оценки задания:
2 балла – предложено не менее 3 оригинальных и эффективных вариантов спасения.
1 балл – предложено 1-2 варианта с описанием способов спасения.
0 баллов – ни одна идея не была предложена, или была озвучена одна идея без описания, или выдвинутые идеи не могли помочь лягушкам.
Работа в группах 5 минут, с последующим озвучиванием идей групп и реализованной на практике идеи.
Реализованная идея: В местах массовых переходов животных строят навесную дорогу. А для мелких животных в дорожную насыпь вставляют трубы.
II ОЦЕНКА И ОТБОР КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ
Задание №2.
Свои идеи по спасению животных пропустите через экспертный лист.
Критерии оценки идеи | Показатели | идеи | ||
1 | 2 | 3 | ||
Новизна Уникальность/ Оригинальность Гибкость | Дает новый взгляд на проблему, новый путь ее решения, предлагает новые концепции, способы и материалы. Выделяется среди других идей, обладает своеобразием, необычностью. Способна к изменению и модификации. | | | |
Адекватность Логичность | Достаточность идеи, насколько отвечает идея сути и сложности проблемы. Насколько идея соотносится с общепризнанными научными фактами. | | | |
Применимость Ценность | Она характеризует степень удобства использования идеи для решения данной задачи. Любая идея, применимая к решению даже некоторых проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность идеи. | | | |
Проработанность и комплексность | Эстетические качества идеи, определяется степенью учета ею различных элементов - компонентов проблемы - и сведением их в единое целое. Если идея объединяет множество элементов в одну систему, то мы говорим о ее комплексности. | | | |
Эстетичность | Идея обладает привлекательностью, характеризуется простотой, доступной формой представления, ясностью изложения сути идеи. | | | |
Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта. | | | |
Экономичность | Оптимальные затраты на реализацию идеи. | | | |
Возможность реализации | При рассмотрении хорошо проработанной идеи иногда становится очевидным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация. | | | |
Выберите самую результативную идею по совокупности отмеченных позиций и детально обоснуйте свой выбор.
Критерии оценки:
2 балла – были оценены все три идеи по спасению животных по экспертному листу и выбрана самая результативная по совокупности отмеченных позиций.
1 балл – идеи были оценены не по всем критериям, но в итоге была выбрана самая результативная идея.
0 баллов – не произведена оценка всех идей, не сделан выбор в пользу лучшего варианта.
Экспертиза идей в группах (5 мин.).
Выбор и обоснование самой результативной идеи.
III ДОРАБОТКА И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИДЕИ
Задание №3.
Участились случаи выхода диких животных на трассы Хабаровского края. Недавно был сбит «краснокнижный» Амурский тигр, перебегавший дорогу в городе Комсомольск-на-Амуре. Этот случай стал третьим в Хабаровском крае с января 2020 по январь 2021.
В нашем крае очень многообразный животный мир, в Красной книге Хабаровского края находятся Амурский тигр, Красный волк, Дальневосточный аист, Дальневосточная черепаха, Амурский полоз, Тигровый уж и многие другие.
Улучшите свою идею спасения животных, устранив обнаруженные вами недостатки, и адаптируйте её для условий нашего края: влажность воздуха, ливневые дожди большой интенсивности летом, сильные морозы, промерзание почвы зимой, удаленность населенных пунктов, болотистая местность, многообразие растительного и животного мира и т.д.
Критерии оценки:
2 балла – идея может быть реально применима на практике для условий Хабаровского края, устранены недостатки, или усовершенствования перекрывают слабые стороны идеи.
1 балл – идея может быть реально применима для условий Хабаровского края, но имеются недостатки.
0 баллов – идея не применима, имеются существенные недостатки.
Доработка и усовершенствование идеи в группах (5 мин.)
Публичное представление своей идеи
Резюме основной части занятия
Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды.
Рефлексия (5 мин.)
Сейчас последнее задание. Подумайте и ответьте на вопросы:
1. Полезно ли вам было такое занятие?
2. Узнали ли вы что-то новое сегодня?
3. Что было наиболее интересным? (ответы ребят)
Закончить наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Действительно, природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь. Без защиты природы невозможно хорошее отношение к своему Отечеству, эти понятия взаимосвязаны. Сегодня это наша с вам первостепенная задача. Надеюсь, в ходе нашего сегодняшнего занятия вы это поняли.
Спасибо всем за занятие. Желаю всем удачи на трудовой смене!
Список литературы
Афанасьева И.М. Устойчивое развитие человечества. Часть 2. [Текст]: монография / И.М. Афанасьева, А.В. Иванов, Е.Н. Петрова; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.– 202 с.
Гин А. Необычное в обычном: 100 креативных решений / Школа креативного мышления. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 144 с.
Зейналов Г.Г., Рябова Е.В., Миронов В.Ю. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-i-puti-ee-formirovaniya-regionalnyy-aspekt-problemy (дата обращения: 24.05.2021).
Поляков Александр Васильевич