Методические приёмы и способы обучения иностранному языку школьников начальной ступени. Активный Метод Обучения «АМО»
Методические приемы и способы обучения иностранному языку школьников начальной ступени. Активный Метод Обучения "АМО".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.
В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия.
О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе ФГОС. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.
Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех.
Например
1. Инициация («Кто ты?»)
Цель: приветствие и знакомство
Численность: вся группа
Время: 5-7 минут
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку
Проведение: каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает вас с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I love my dog. I like to play football. My favorite season is summer. И так далее по очереди каждый должен сказать о себе.
Это упражнение можно изменить. Например, с помощью разных предметов можно рассказать о настроении на данный момент или чтобы вам хотелось в будущем. Инициация может рассматриваться и как речевая зарядка. ИЛИ
Метод «Комплименты».
Цель: Выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом (orange – happy, beautiful; green – calm, good; black –restless, boring).После этого ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте (I'm happy. You're beautiful. Be happy!) У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно. Этот АМО дети очень любят.
Метод «Входной билет».
Цель: ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.
Что же касается использования ИКТ на уроках, то незаменимыми бывают рифмовки, песенки, небольшие мультфильмы, которые также повышают мотивацию и улучшают психологическое состояние учащихся, являются незаменимыми при проведении физкультминуток.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.
Например
2. Вхождение или погружение в тему («Угадай тему»)
Цель- совместное целеполагание.
Время: 3-4-минуты.
Количество: вся группа, класс.
Проведение: для начала учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой -туча, у третьей- дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».
Метод «Отгадайте слово».
Цель: Обеспечить концентрацию на начало урока, повысить интерес к уроку, внимание учащихся.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы.
ИЛИ: Метод «Таинственные шаги».
Цель: Повысить интерес к уроку, внимание учащихся, сформулировать тему урока.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.
Активный метод «Ключевые слова».
Цель: сформулировать цели урока, настроить обучающихся на рабочий лад.
Участники: все учащиеся.
Проведение: После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов: например-Фонетическая разминка-вспоминаем изученную лексику по теме-читаем-пишем-слушаем-разговариваем-делаем вывод, чему научились и над чем следует ещё поработать. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.
Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия».
Например
3. Формирование ожиданий и опасений учеников («Погода в доме»)
Цель – собрать полученные материалы, проанализировать и использовать при подготовке и проведении урока, внеклассного мероприятия с использованием личностно- ориентированного подхода.
Численность – вся группа или класс
Время – 7 минут
Подготовка: подготовить шаблоны туч и облаков.
Проведение: учащимся раздаются шаблоны туч и облаков и предлагается написать, что они ожидают от урока, какие методы, приемы, атмосфера в классе и что, на их взгляд, может помешать им раскрыться на уроке. Если учащиеся не достаточно владеют языком (младшие школьники), можно написать на русском языке. Учитель озвучивает их, обсуждает с учениками, делают выводы.
Метод «Шахматная доска», («Салфетка в клетку»)
Цель: Определить ожидания и опасения учащихся.
Участники: все учащиеся.
Проведение: На макет шахматной доски (салфетки) учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный.
Данный метод очень хорош и на этапе Вхождение в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. На белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, а на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе Рефлексия подводится итог работы.
Метод «Почтовый ящик»
Цель: Выяснить ожидания и опасения учащихся.
Материалы: цветные карточки, коробка.
Проведение: Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия.
Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока. Это может быть «Письмо от Айболита» (от зарубежного друга) «Пригласительный билет» и др. Кстати, инпут также можно сделать активным. Например, дать учащимся это или своё сообщение на карточках, но в виде «Дырявого текста». Учащиеся восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова (буквы), и сами формулируют предстоящую тему урока.
Например:
4. Интерактивная лекция («Следопыты»)
Цель: научить работать с различными источниками информации.
Время: 7 минут.
Количество: все группы.
Проведение: учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например «Еда». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой: например: полезная и вредная еда, что мы едим на завтрак, (обед и т.д.), праздничная еда, любимые блюда и т.д. Причем каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.
При самостоятельной проработке новой темы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Например
5. Проработка содержания темы («Карусель»)
Цель- раскрыть содержание темы и закрепить полученные знания.
Время: 15 минут
Оборудование: различные источники информации: вырезки газет, интернет, аудиозапись, видеофрагменты.
Каждая группа собирает ответы на поставленные для этой группы вопросы. Одна группа слушает аудиозапись и находит ответ, записывает на доске. Другая группа находит ответ из текста, третья группа из видеофрагмента, четвертая ищет ответ в интернет- источниках. Все записывается на доске, дополняя ответы других. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.
6. Релаксация (Игра «МИМ»)
Цели использования АМО: снятие утомляемости, переключение на другой вид речевой деятельности, повышение настроения.
Количество учащихся: класс или группа.
Необходимое оборудование: отсутствует.
Время проведения: 3-5 минут
Правило: учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.
или
(Динамическая пауза «Отдохни с пользой»)
Цель- Релаксация учащихся для переключения на другой вид речевой деятельности
Развитие памяти и быстрой реакции, внимания. Усвоение любой лексики.
Время проведения-3-5 минут.
Проведение: Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный- сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «Деформированный текст».
Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания).
Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока.
Проведение: Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста.
Метод «Крестики-нолики».
Цель: отработка лексики, грамматики и страноведческого материала.
Материалы: заготовки из бумаги.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом.
Проведение: правила игры – как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей.
Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».
Вариант с лексикой: Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечатель-ностей, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-немецки, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на немецком языке то задание, которое заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.
Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.
Метод «Киндер-сюрприз».
Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу.
Материалы: коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока.
Проведение: в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаются те материалы, которые требуются для решения задач на том или ином этапе урока (разрезанные слова, цепочки для игры в лото, картинки, разрезанные на части для определения темы урока, для задания, которое нужно выполнить группе и т.д.) Например, в одной из коробочек размещена картинка Букингемский дворец, в другой – Московский кремль, в третьей – Достопримечательность родного города. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о какой достопримечательности ей предстоит подготовить рассказ, затем учащиеся ищут информацию в интернете, в дополнительной литературе, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.
Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Например:
7.
Метод «Лесенка успеха».
Цель: подвести итог своей работы на уроке.
Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).
Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.
Подведение итогов ( «Анкета»)
Цель — проверить, что и как учащиеся запомнили на уроке, провести рефлексию.
Время проведения – 3 минуты.
Проведение: учитель раздаёт анкету с кратко расписанными этапами урока. Учащиеся отмечают галочками те пункты, которые по их мнению они усвоили достаточно хорошо. Крестиками можно отметить те пункты, которые не запомнились прочно. Это позволит учителю выстроить следующий урок, учитывая те моменты, которые не усвоены учащимися и на которые нужно обратить внимание.
Данные методы являются образцами. Эффективность использования АМО позволяет вовлечь в познавательную деятельность всех учащихся, к чему мы и стремимся на уроках.
Включайте свою фантазию и творите.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока иностранного языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.
Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.
Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках иностранного языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися.
Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД. Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Использованная литература
1. Лазарев Т.В.«Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» Петрозаводск “Verso”, 2012 г.
2. Электронная книга «Копилочка Активных методов обучения» http://moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/
3. Козлова В.А. Материалы мастер-класса «Создание интерактивных упражнений на сервере LearningApps. Сайт Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка, 2014 г.
5. Козлова В.А. Методическая копилка.