Методические рекомендации к проведению практических работ на уроках окружающего мира (3–4 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЕВСУГСКИЙ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
3 -4 класс
Хорошевская Светлана Григорьевна
учитель биологии и географии
ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
с.п.Евсугское Беловодский район
ЕВСУГ 2024
Содержание
Аннотация
Введение
Основная часть
Заключение
Использованные источники
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов 3 – 4 классов курса «Окружающий мир». Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. Практические работы приведены с учётом обновлённых ФГОС, согласно конструктору рабочих программ.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
Практические работы ориентированы на использование учебников «Окружающий мир» 3 -4 класс. Авторы: Окружающий мир 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. / А.А. Плешаков.- 3-е издание — М. : Просвещения, 2022
Данные рекомендации дадут возможность учителям начальных классов сформировать базовые исследовательские действия, среди которых проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя.
Введение
Практические работы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Окружающей мир» на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Запланированные практические работы ориентированы на планируемые результаты программы по окружающему миру, которые включают: личностные, метапредметные предметные достижения обучающегося начального общего образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
Цель: разработать рекомендации к практическим работам, с учётом развития исследовательской компетенции учеников.
В разработке приведены методические рекомендации по выполнению практических работ на уроках в 3, 4 классах «Окружающий мир» по 2 разделу « Человек и природа»
Разработанные практические работы соответствуют структуре, содержат цель, теоретические сведения, таблицы для оформления, методику к опытам.
Основная часть
В программе курса «Окружающий мир» запланированны по две практические работы в 3 и 4 классах.
Класс | Раздел | Номер урока в конструкторе рабочих программ | Номер и тема практической работы |
3 | Раздел 2. Человек и природа | № 16 Вода как вещество | № 1 Определение свойств воды |
№24 Развитие растения от семени до семени | № 2 Развитие растения из семени | ||
4 | Раздел 2. Человек и природа | №4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси | №1 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси |
№5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов | №2 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов |
Для выполнения работ я предлагаю проработать дополнительную литературу, цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html .
Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995 .
Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm
3 класс «Окружающий мир»
Практическая работа 1.
«Определение свойств воды»
Цель: изучить понятие фенологических наблюдений, научиться оформлять данные фенологических наблюдений.
Оборудование: ручка, карандаш, линейка, дневник фенологических наблюдений.
Теоретические дополнения
Жизнь человека тесно связана с водой и зависит от неё. Вода — обязательный компонент живой клетки. Кровь человека содержит % воды, мышцы — %, стекловидное тело глаза — %, кости — %, зубная эмаль — %. Слёзы, слюна, желудочный сок также содержат воду.
Вода обладает многими удивительными свойствами. Её с полным правом можно назвать чудом природы. Глубокие моря, озера, реки не промерзают до дна, а лёд находится на поверхности воды. Это явление можно объяснить тем, что при замерзании вода расширяется, лёд имеет меньшую плотность и массу, чем жидкая вода, поэтому он плавает на поверхности. Благодаря этому свойству воды в водоёмах и зимой сохраняется жизнь.
Водные бассейны регулируют температуру на нашей планете: летом не дают ей перегреваться, а зимой снабжают материки теплом. От космического холода Землю предохраняют те капли воды, которые рассеяны в атмосфере.
Существование воды на Земле в трёх агрегатных состояниях — газообразном, жидком и твёрдом — обязано очень важному обстоятельству: вращению Земли вокруг Солнца на расстоянии 149,6 млн км. Если бы расстояние от Земли до Солнца было бы меньше 134 млн км — вся вода океанов, морей и рек испарилась бы. Если бы расстояние между Землей и Солнцем было более 166 млн км, то жидкая вода превратилась бы в лёд.
Минеральная вода – вода, содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека. Минеральные воды чаще всего бывают подземными, реже – поверхностными. Минеральные воды выходят на поверхность в виде естественных минеральных источников или выводятся при помощи буровых скважин. Изучением минеральных вод и их полезных свойств занимается наука бальнеология.
Физические свойства воды: температура, вкус, запах, цвет, мутность и прозрачность.
Ход работы:
Для проведения опытов нужно взять три образца воды:
- водопроводная
- речная вода
- дистилированная вода
- минеральная вода
2. После проведения опытов, результаты нужно занести в таблицу
Свойства | Водопро водная | Дистили рованная | Речная вода | Минеральная вода |
Температура | ||||
Прозрачность | ||||
Запах | ||||
Цвет | ||||
3. Сделать вывод о физических свойствах воды.
Опыт № 1 Определение прозрачности воды.
Оборудование: плоскодонный стеклянный мерный цилиндр, печатный текст, линейка, образцы воды
Ход работы.
Проведите опыт сначала с дистиллированной водой, водопроводной водой, минеральной водой, а затем с водой из водоема и сравните результаты.
Установите плоскодонный стеклянный цилиндр на печатный текст.
Вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст.
Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт или шрифт будет расплываться.
Измерьте высоту столбцов линейкой.
Результаты занесите в таблицу
Опыт 2 Определение интенсивности запаха воды.
Оборудование: 4 пробирки, 4 пробки, штатив для пробирок, дистиллированная вода, водопроводная вода, минеральная вода, вода из водоёма.
Ход работы.
Проведите опыт сначала с дистиллированной водой, водопроводной водой, минеральной водой, а затем с водой из водоема и сравните результаты.
Налейте исследуемую воду в пробирку до 2/3 объёма.
Закройте пробкой.
Сильно встряхните в закрытом состоянии.
Отметьте характер и интенсивность запаха.
Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 1.
Таблица 1.
Характеристика запаха | Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 |
Результаты занесите в таблицу
Сделайте выводы.
Опыт 3 Измерение температуры различных образцов воды
Оборудование: 4 пробирки, 4 пробки, штатив для пробирок, термометр жидкостный дистиллированная вода, водопроводная вода, минеральная вода, вода из водоёма.
Ход работы.
Проведите опыт сначала с водопроводной водой, минеральной водой, а затем с водой из водоема (желательно при отборе воды с реки измерить ёё температуру и воздуха.)
1.Налейте исследуемую воду в пробирку до 2/3 объёма.
2. Вставьте термометр в пробирку и оставьте на 1 минуту
3. Результаты занесите в таблицу
Опыт 4 Определение цвета воды
Оборудование: 4 пробирки, 4 пробки, штатив для пробирок, чистый белый лист бумаги, дистиллированная вода, водопроводная вода, минеральная вода, вода из водоёма.
Ход работы
Для определения относительной степени окраски воды ее сравнивают с дистиллированной водой. Для этого берут два одинаковых цилиндрических сосуда из чистого бесцветного стекла, диаметром 20–30 мм, и длиною 30–40 см, и наполняют один в исследуемую, а другой в дистиллированную воду, и затем смотрят через цилиндры на подложенную под дно белую бумагу. Таким образом сравнить и другие образцы. Приборы для определения окраски воды называются колориметрами. Результаты занести в таблицу.
Практическая работа№ 2
Развитие растения из семени
Цель работы: исследовать условия прорастания семян и сравнить различные образцы семян и сроки их проростания .
Оборудование: семя фасоли, пшеницы, ячменя, ватные диски, чашки петри фотоаппарат, линейка, блокнот, карандаш.
Рекомендации к выполнению работы № 2
Прорастание семян можно определить как фундаментальный процесс, начальный этап онтогенеза растений, посредством которого из одного семени формируется росток и впоследствии взрослое растение. Этот процесс влияет как на урожайность, так и ее на качество. Распространенным примером прорастания семян является образование ростка из семян покрытосеменных или голосеменных растений. Одним семенам требуется больше времени для прорастания, чем другим.
1.Чтобы ученики смогли наблюдать и фиксировать результаты, опыты нужно заложить как минимум за 7 дней до проведения.
2. Дать задание каждой группе.
3. Для опытов нужно выбрать место, где прямые солнечные лучи не попадают.
4. Назначить ответственных, которые будут следить за образцами и заполнять таблицу
№ опыта | Условия | Фасоль | Пшеница | Ячмень | ||||
Сроки проро стания | Размер про - ростков | Сроки проро стания | Размер про ростков | Сроки проро стания | Размер про - ростков | |||
1 | Вода | |||||||
2 | Свет | |||||||
3 | Тепло |
Опыт № 1 Как вода влияет на прорастание семян
Смочить ватные диски водой комнатной температуры; один диск положить на дно неглубокой стеклянной чашки; поместить на середину диска семя исследуемые образцы, накрыть вторым диском; долить в чашку воду так, чтобы она слегка покрывала нижний диск; наблюдать за происходящими изменениями.
Опыт № 2 Как свет влияет на прорастание семян
Условия как и в первом опыте, разница только в том, что нужно приготовить два опыта, один оставить на свету, другой поставить в тёмное место.
Опыт № 3 Как тепло влияет на прорастание
Условия как и в первом опыте, разница только в том, что нужно приготовить два опыта, один оставить в тёплом месте, другой поставить в холодильник.
Сделать общий вывод
4 класс «Окружающий мир»
Практическая работа №1,2
Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг
своей оси
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов
Цель: научить анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений, объяснять смену дня и ночи, времён года, показывать на схеме положение планеты в дни равноденствия и солнцестояния.
Оборудование: схемы осевого и орбитального вращения Земли, модель «Солнечная система», телурий, глобус.
Теоретический материал
Рекомендуется провести практические на двух уроках, первый урок – теоретическое осмысление темы с изготовлением моделей, а другой – проверка знаний учеников, умение анализировать схемы и заполнять таблицу.
Помимо вращения земли вокруг солнца (календарный год) земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками
Сутки - это цикл времени, в течении которого солнце поднимаясь с востока проходит по небосклону и заходит на западе, затем, когда на нашей половине земли наступает ночь, солнце проходит оборот с другой части планеты и вновь восходит со стороны востока.
При этом находясь на поверхности Земли мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд, относительно Земли.
Просмотр видео «Смена дня и ночи» (https://youtu.be/1vNtMkvrS80?si=csjTwR6QqqoQ_yza)
Демонстрация учителем модели телурия ( Теллурий (от лат. tellus — «Земля») — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси), Солнечная система
Ход работы
1.Изготовление модели «Солнечная система»
- класс делится на группы, создаёт свою модель, потом презентует ёё
Задание: с помощью пластилина, цветной бумаги сделайте модель и правильно разместите планеты относительно Солнца.
2. Рассмотрите предложенные схемы, какую информацию на них можно узнать, какие результаты вы увидели, на основании этого заполните таблицу
Схема | Какое движение | Направление движения | Следствие |
Схема 1 | |||
Схема 2 |
Время полного оборота Земли вокруг своей оси (звёздные сутки) – 23 часа 56 минут 4 секунды.
ВРАЩАЕТСЯ С ЗАПАДА НА ВОСТОК
Следствие осевого движения Земли – смена дня и ночи
Наклон земной оси – 66,5*Земля освещается солнцем по разному И ПРИВОДИТ К НЕРАВЕНСТВУ ДНЯ И НОЧИ
СПЛЮЩИВАНИЕ У ПОЛЮСОВ
ОТКЛОНЯЮЩАЯ СИЛА ЗЕМЛИ
СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ –ВПРАВО
ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ –ВЛЕВО
Схема 1 ………………………………………….
З емля двигается по своей орбите вокруг Солнца со средней скоростью 30 км /с.
Один оборот вокруг Солнца она совершает за 365 суток 6 ч 9мин.9 сек.
Каждый четвёртый год приобретает 366-й день(29 февраля)
Его называют високосным.
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов
Схема 2 …………………………………………..
Заключение
Курс «Окружающий мир» должен сформировать базовые логические и исследовательские действия в основе которых будут выработаны умения:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Большая часть этих умений формируется в ходе выполнения практических работ, опыты которые учитель проводит на своих уроках, работа с интернет ресурсами, дополнительной литературой, все эти практические навыки учеников дадут ученикам в 5 классе на уроках географии и биологии изучать, анализировать, систематизировать более сложные темы по сравнению с «Окружающим миром».
Рекомендации к практическим работам, которые были предложены, помогут ученикам правильно оформлять работы, выполнять по инструкции, подводить итоги, формируя целостную картину раздела «Человек и природа».
Использованные источники
Атлас – определитель. «От земли до неба». Книга для учащихся начальных классов. (Зелёный дом) / Автор А.А. Плешаков. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2022
Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. (Зелёный дом). / Автор А.А. Плешаков. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2019.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс, к УМК Плешакова А.А. («Школа России»).-Автор Васильева Н. Ю. – М.: ВАКО, 2020.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3346869) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3-4 классов
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.
18