Методические рекомендации по работе с сенсорными коробками
МАОУ СОШ №17 с УИОП ГОЩ
(структурное подразделение
Детский сад «Карамелька»)
Кондратьева Г.А.
Методические рекомендации
по работе с сенсорными коробками
Щелково
2022 г.
Введение
Все виды деятельности ребенка сопровождает речь, как ведущее средство общения, которое является основой познания и коммуникации.
От качества речи, умения пользоваться ею в различных жизненных ситуациях зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Ни для кого не является секретом, что контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития, в том числе есть дети с тяжелыми нарушениями речи. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода и специализированной помощи учителя-логопеда. У специалиста возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Предлагаем ознакомиться с методическими рекомендациями по использованию сенсорных коробок. Специально для вас, мы разработали картотеку дидактических игр, которая поможет вам организовать работу с дошкольниками.
Рекомендовано для воспитателей, учителей-логопедов и родителей детей дошкольного возраста.
Сенсорная коробка. О главном.
Сенсорная коробка – это многозадачное средство развития речи детей. Игры с сенсорными коробками направленны на развитие речи, тактильных ощущений, креативного и логического мышления, познавательной активности и коммуникативных навыков, а также цветосложения и художественных навыков.
Рекомендовано
Воспитателям, учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста.
Как пользоваться?
Перед началом использования ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
Сенсорные коробки представляют собой емкости с разнообразными наполнителями. Это могут быть контейнеры или любая другая коробка. Наполнителем служит сенсорный материал, имеющий символическое значение. Когда основа подобрана, добавляются готовые или сделанные руками детей атрибуты, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.
Цель использования сенсорной коробки - создание символического целостного образа, объединяющего и обобщающего информацию от нескольких сенсорных систем (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние) для решения развивающих задач.
Для какого возраста подходят сенсорные коробки?
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
• Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям.
• Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать, как с ними играть (что с ними делать).
• Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр.
• Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, речевого развития, но и пространством для фантазий.
Меры предосторожности
• Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.
• Занятие (игра) проводится группами или индивидуально.
• Лучше заранее обговорить правила игры.
• Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
• Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
• Для детей до 3-х лет предметы должны быть более крупными.
Использование сенсорных коробок
Использование сенсорных коробок облегчает процесс усвоения на занятиях лексико-грамматических понятий, способствует развитию связной речи, с их помощью возможна коррекционная работа над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков. В процессе сбора сенсорных коробок дети овладевают коммуникативными навыками, навыками сотрудничества, активизируют познавательные процессы, развивают воображение, используя предложенные и придумывая свои собственные игровые сюжеты.
Как играть? С чего начать?
Всё просто! С привлечения внимания ребенка. Закопайте бусины, ракушки в наполнитель коробки. Приготовьте отдельную шкатулку, куда ребенок будет складывать находки. Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком. Не скупитесь на эмоции, и вы обязательно получите эмоциональный отклик от ребенка. Процесс игры с коробками помогает разнообразить и "оживить" занятия, в ходе которого развивается речь и коммуникативные навыки, познавательная активность детей. Игровой процесс стимулирует внутреннюю мотивацию детей, повышает их интерес к занятиям.
ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты сенсорных коробок с описанием наполнения и картотекой игр.
Сенсорная коробка «Весёлый огород»
Приготовьте контейнер, кинетический песок, инструменты (маленькие лопатку и грабли), мелкие игрушечные овощи, емкость для сбора урожая. Для разыгрывания сюжетно-ролевой игры приготовьте фигурки домашних животных, палочки для создания забора и т.д. Занятие в данной сенсорной коробке развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, образное и логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки и речь.
ВНИМАНИЕ!
Необходимо выяснить, есть ли у детей на песок аллергия!
Перед началом занятия можно самостоятельно создать символическое пространство «Огород», а можно предложить ребенку вместе собрать коробку для игры. Далее:
1. Начните с пальчиковой игры (смотреть картотеку пальчиковых игр по лексической теме «Овощи») используйте игры из картотеке, а можно предложить ребенку:
- пересыпать песок, помять его;
- оставить на песке следы от пальчиков, ладошек и кулачков;
- порисовать дорожки и линии;
- походить по песку пальчиками-ножками.
2. Познакомьте ребенка с фигурками овощей. Загадайте загадки (картотека загадок по теме «Овощи»). Пусть ребенок самостоятельно поиграет с ними. Предложите описать каждый овощ по схеме (используйте схему «Расскажи про овощи по схеме»)
3. Спрячьте овощи в песок. Предложите ребенку отыскать фигурки и назвать их (можно предложить ребенку закрыть глаза). Возьмите лопатку, предложите закопать или откопать овощи.
4. Возьмите карточку (картотека дидактических игр), прочитайте задание и попросите ребенка выполнить его.
5. Устройте поучительную сюжетно-ролевую игру: дайте ребенку посадить огород по своему желанию, добавьте фигурок животных. Можно построить забор, чтобы, например, кролики не съели морковку.
Сенсорная коробка «Море и его обитатели»
Приготовьте контейнер, гидрогелиевые шарики (арбизы) синего цвета, мелкие игрушки обитатели моря, воздушный пластилин (для создания суши), большие камни-скалы в море.
Занятие в данной сенсорной коробке развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, образное и логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки и речь.
ВНИМАНИЕ!
Необходимо следить, чтобы дети не проглотили шарики!
Перед началом занятия можно самостоятельно создать символическое пространство «Море», а можно предложить ребенку вместе собрать коробку для игры.
1. Начните с пальчиковой игры (смотреть картотеку пальчиковых игр по лексической теме «Море») используйте игры из картотеке, а можно предложить ребенку:
- погрузить руки в арбизы;
- собрать в ладошку несколько шариков;
- кидать шарики по одному в коробку;
- кидать шарики в пустое ведерко и наблюдать как они весело подскакивают.
2. Познакомьте ребенка с фигурками морских обитателей. Загадайте загадки (картотека загадок по теме «Морские обитатели»). Пусть ребенок самостоятельно поиграет с ними. Предложите описать каждую игрушку.
3. Спрячьте игрушки в арбизы. Предложите ребенку отыскать фигурки и назвать их (можно предложить ребенку закрыть глаза).
4. Возьмите карточку (картотека дидактических игр), прочитайте задание и попросите ребенка выполнить его.
5. Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру, дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.
Сенсорная коробка «Волшебный свет»
Приготовьте контейнер, внутренние стенки контейнера и дно обклейте фольгой, на внутреннюю поверхность крышки (крышка должна быть прозрачная и гладкая) необходимо наклеить пергаментную бумагу. Внутрь контейнера положите несколько небольших светильников или гирлянду (избегаем разноцветных огоньков, только белые). Закрываем контейнер крышкой и насыпаем на неё соль (можно песок обычный или цветной, манку, цветная соль, арбизы, покрашенный рис).
Занятие в данной сенсорной коробке развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, образное и логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки и речь, цветосложение, художественные навыки.
ВНИМАНИЕ!
Необходимо следить, чтобы дети не проглотили мелкие детали!
1. Начните с пальчиковой игры (смотреть картотеку пальчиковых игр для сенсорной коробки «Магия света») используйте игры из картотеке, а можно предложить ребенку:
- пересыпать песок, помять его;
- оставить на песке следы от пальчиков, ладошек и кулачков;
- порисовать дорожки и линии;
- походить по песку пальчиками-ножками.
2. Для ознакомления дайте ребенку разнообразную мелочевку: россыпь стеклянных бусин, камешков, желудей, кусочков мозаики, цветных пластиковых стаканчиков или ракушек. Пусть ребенок выложит на плоском световом столе какой-нибудь узор. Перекладывая и сочетая мелкие предметы, ребенок будет исследовать взаимосвязь цвета, формы и текстуры и создаст неповторимые узоры и композиции.
3. Игры с солью. Насыпьте в световой ящик соль и предложите ребенку порисовать на ней пальцами. Когда ребенок поймет, как взаимодействуют соль и свет, можете предложить ему кисти и штампы. Дети быстро осваивают эту игру и могут самостоятельно подбирать предметы для дальнейших исследований.
4.Выкладываем узоры по заранее нарисованному контуру. Для занятия подготовьте рисунок на бумаге.
5. Возьмите карточку (картотека дидактических игр), прочитайте задание и попросите ребенка выполнить его.
6. Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру, дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать игрушки и действовать с ними.
Ссылка на методический материал
Творите, фантазируйте, разрабатывайте!