Методические рекомендации по теме: «Развитие познавательных процессов внимания, мышления, памяти на всех этапах урока русского языка».

1
0
Материал опубликован 21 March 2022

Методические рекомендации по теме: «Развитие познавательных процессов внимания, мышления, памяти на всех этапах урока русского языка».

Специфика проведения минутки чистописания Первый вариант: НОС, ЛАК, ЛЕН. Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Специфика проведения минутки чистописания Второй вариант:ЛАМПА, ВЕТКА, ОТЛЕТЕЛ. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Специфика проведения минутки чистописания Третий вариант: БЕРЕЗА, ПЕСОК, ГЛАЗ, СУББОТА, БЕДА, ПАЛЬТО, ЛЕС, СОБАКА, РАБОТА, ОКНО И ШИФР (1- 4 -1) Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдете искомую букву. Какая это буква? В каких словах она встречается?

Специфика проведения минутки чистописания Четвертый вариант: Большой – Маленький Сухой - ? Война - ? Глубокий - ? Старый - ? Гладить - ? Твердый - ? Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Специфика изучения нового материала Первый вид - обобщение учащихся изученного по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов. «Правописание непроизносимых согласных» может быть использован следующий план: Что такое стечение согласных? Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных? Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Специфика изучения нового материала Второй вид – использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. Один предмет несколько или много предметов.

Специфика изучения нового материала Третий вид - самостоятельного составления ими обобщающих схем. «Род имен существительных» учащиеся могут составить схему такого типа: РОД. ИМ. СУЩ. ↓ ↓ ↓ МУЖ. ЖЕН. СРЕД. Он, мой Она ,моя Оно, мое

Специфика изучения нового материала Четвертый вид – при освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно. «Число имени существительных» Как изменялись имена существительные? В каком числе они употребляются? Что обозначают имена существительные в единичном числе? Что обозначают имена существительных во множественном числе? Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? После формулирования правила учащиеся составляют схему: Число Им.сущ. ↓ ↓ Ед. число Мн. Число ↓ ↓

Закрепление изученного учебного материала Дальнейшее развитие психических процессов осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико - орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Учащиеся овладевают такими категориями абстрактного мышления, как понятие и суждение не только в практическом но и в первично – теоретическом плане. У них вырабатывается представление об уровнях абстрагирования свойств и качеств разных предметов и явлений. В связи с этим школьники овладевают понятиями: род – вид, вид – род, часть – целое, последовательность, причина – следствие и т.д. Поэтому большое внимание уделяется использованию заданий с новыми комплексами формируемых интеллектуальных качеств и умений.

Формируемый комплекс (вариант 1): сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ, формирование понятий "вид", "род" И установление характера их взаимосвязи. При мер задания, осуществляемого в рамках темы "Суффикс": "Напишите пары слов, которые состояли бы из видового и родового понятий. Используйте образец: тополь - дерево. В словах выделите их составные части: ЩУКА ТАРЕЛКА ЛАНДЫШ ДИВАН МИШКА ДРОЗД МАЛИНА ПТИЦА КУСТАРНИК ПОСУДА ИГРУШКА МЕБЕЛЬ ЦВЕТОК РЫБА

Формируемый комплекс (вариант 1): сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ, формирование понятий "вид", "род" И установление характера их взаимосвязи. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Правописание звонких и глухих согласных перед согласными": "Заполните таблицу, подбирая к каждому родовому понятию по два видовых. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы".

Слова: т.. .бурет, кр.. .ва...ка, ча...ка, ре…ка, тя...ка, тя...ка, алма..., кру...ка, рома...ка, РЯ...чик, конфе...ка, морко...ка, лопа...ка, изумру..., пряни..., незабу…ка. Родовое понятие Видовые понятия Орудия труда Сладости Цветы Посуда Мебель Овощи Драгоценные камни Птицы

Формируемый комплекс (вариант 4): устойчивость и сосредоточенность внимания, речевые способности, умение осуществлять классификацию, умение переходить на более высокий уровень обобщения, абстрагировать путем сравнительного анализа двух предметов. Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы "Число имен существительных": Прочитайте, сравните между собой две пары слов под одним номером; каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий найдите одно общее; укажите род и число имен существительных 1)платок, ке... ка - ? шуба , варе...ки - ? 2) ре... ка, м ...рков... - ? пш...ница, ...вес - ? 3) су... ...ота, в...скресен..е -? вmорн...к, ч...твер...-? 4) куры, индюки - ? лебед..., с...л...вей - ?

Формируемый комплекс (вариант 10): внимание, сообразительность, наблюдательность, воображение, образное мышление, гибкость мышления ... полезный, а табак… ... квадратный, а кольцо... … хитрая, а осел … ... большой, а мышка ...

Второй путь - увеличение количества лексико - орфографических упражнений со знаковым кодированием, обеспечивающим дополнительное осмысление изучаемого материала и его когнитивную переработку. Формируемый комплекс (вариант VIII, первый год обучения, см.: там же. - С. 24): устойчивость, сосредоточенность внимания, аналитико - синтетические способности, речь, абстрактное мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Части речи": "Прочитайте предложения; напишите их в соответствии с шифром; вставьте нужные буквы; раскройте скобки. 1. Густели ранние д( е,И )кабр( ь, - )ские сумерки. 2.В(а,о)р(а,о)б(ь,-)и ч(и,е)рикают (около) темных скир(т,д). 3. Небо з( а,О )стилается ровной пел( е,И )ной св( е,И )нцового света. , 4. Белые ч(я,а)йки ( с) криком н( а,О )силис(ь,-) (над) (Д,д)оном. 5. (А,о )леет-край неба. № Существительные Прилагательные Глаголы Предлоги 1 2 --- 1 --- 2 3 1 1 2 3 3 2 1 --- 4 1 3 1 --- 5 2 1 1 1

Формируемый комплекс "б": сосредоточенность, распределение внимания, аналитико - синтетическое мышление, речевые способности. Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы «Правописание непроизносимых согласных» «Прочитайте пословицы; устно сгруппируйте их в соответствии со смыслом; напишите пословицы, ориентируясь на первую букву в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Человек трудолюбивый – самый счастливый Рукам работа, а душе праз ... дник. Тайна, извес...тная троим, уже не тайна. Сол...це л ...дон ...ю не з ...кроешь. Поз … но встанешь - мало сделаешь.

Формируемый комплекс "в": сообразительность, наблюдательность, устойчивость и сосредоточенность внимания, аналитико - синтетические способности, речь. Пример задания, выполняемого в рамках изучения темы "Части речи": "Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово. Как в … канул Толочь … в ступе Решетом …черпать Много … утекло Выйти сухим из … Тише … ниже травы … век … осень … руки …дно сулить … горы … мастер не … в обиду … маху … слово Как пить… не … спуску Ни … дать ни взять Слова для справок: дать, золотой, вода. К каждому слову для справок подберите слова этой же части речи всех групп фразеологизмов.

Формируемый комплекс "г": сообразительность, устойчивость, сосредоточенность, распределение внимания, аналитико - синтетическое мышление, речь, оперативная память. Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы "Части речи": "Прочитайте; объясните смысл пословиц; напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи, в следующем порядке: пословицы, в которых имен прилагательных; пословицы, в которых нет глаголов; пословицы, в которых нет предлогов. Закончите упражнение пословицей, в которой есть все перечисленные части речи. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (У) л.. .нивого всегда пр аз .. .ник.. (За) мален... ким п... гнался, б...л... шое п... т.. .рял. Не бойся с...баки бр...хливой, а бойся м...лч...ливой. Хв .. .лис ... ур... жаем, когда рожь в засеку насыпешь. Злой ч...л...век плачет (от) з...в...сти, а добрый (от) радости.

Описание и обсуждение полученных результатов Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – анаграмма - экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительных операций – существенное (констатирующий этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - существенное экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – сравнение (констатирующий этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - сравнение экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – классификация (констатирующий этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - классификация экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – обобщение (констатирующий этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - обобщение экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – аналогия Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - аналогия экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Общий уровень развития мышления (констатирующий этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мышления экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – анаграмма (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - анаграмма экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – анаграмма на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – анаграмма на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Контрольная группа

Уровни развития мыслительной операции – существенное (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - существенное - экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – существенное – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Контрольная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – существенное – на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – сравнение (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - сравнение - экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – сравнение – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Контрольная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – сравнение – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – классификация (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - классификация - экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – классификация – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Контрольная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – классификация – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития мыслительной операции – обобщение (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - обобщение - экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – обобщение – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Контрольная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – обобщение – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень развития мыслительной операции – аналогия (контрольный этап эксперимента) Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции - аналогия - экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – аналогия – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительная диаграмма уровня развития мыслительной операции – аналогия – на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Общий уровень развития мышления (контрольный этап) Сравнительная диаграмма уровня развития мышления экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Сравнительная диаграмма общего уровня развития мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.