Методические рекомендации «Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников в программе Power Point»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦДО г. Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
Методические рекомендации
«Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников в программе PowerPoint»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Гасиева Т.Т.,
педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования по информатике
МАУ ДО «ЦДО г. Владикавказа» сп «ЦЭВД «Творчество» Гасиева Татьяна Таймуразовна.
Исходя из актуальности темы и изучения литературы по данной теме, я подготовила методические рекомендации практического занятия по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников в программе Microsoft PowerPoint»
Методические рекомендации «Создание интерактивных дидактических игр в программе Microsoft Office Power Point» включают информацию об основных инструментах программы Microsoft Office Power Point, позволяющих создавать интерактивные игры, а также этапы создания интерактивной игры на конкретном примере.
В работе рассматривается использование эффектов анимации, триггеры в программе Microsoft PowerPoint.
Методическая разработка включает в себя: аннотацию, введение, основную часть, заключение, список литературы.
Методические рекомендации адресованы учителям, воспитателям, методистам, а также обучающимся для самостоятельного изучения.
Информационно-коммуникационные технологии все больше входят в процесс обучения. Одной из составляющих информационных технологий являются мультимедиа-технологии, которые являются эффективными образовательными средствами, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и возможности интеграции различных типов информации, способствующим раскрытию индивидуальных способностей, творческого потенциала обучающихся и повышению их мотивации к учению.
Дидактическая игра — это вид учебного занятия, организуемого в виде учебной игры, реализующей ряд принципов игрового, активного обучения и отличающейся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
В переводе с английского interactive - взаимодействие. Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активнодеятельностных форм обучения. Здесь, под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: эффектов анимации, кнопок перехода, триггеров и т.п.
Интерактивные дидактические игры можно создавать с помощью различных программ и онлайн-сервисов, которых на сегодняшний день существует множество, либо в программе Microsoft Office Power Point любой версии.
Основная часть
Основные инструменты для создания интерактивности в Power Point
Анимация в презентации – это введение специальных визуальных или звуковых эффектов в графический объект или текст.
Установка параметров анимации позволяет контролировать способы появления объектов и текста на слайде во время презентации.
Триггер - средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку.
Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными, т.е. в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.
Этапы создания интерактивной дидактической игры в программе Power Point
Рассмотрим этапы создания на конкретном примере.
Задание. Создать интерактивную дидактическую игру для дошкольников “Сосчитай ракеты”
Шаг 1. Создание новой презентации
На Рабочем столе компьютера кликаем правой клавишей мыши. Из появившегося меню выбираем Создать Презентация Microsoft PowerPoint. Появляется значок презентации. В выделенном текстовом поле пишем название презентации Сосчитай ракеты. Затем нажимаем на клавиатуре клавишу Enter.
Шаг 2. Открываем презентацию. Кликаем два раза левой кнопкой мыши по значку презентации.
Шаг 31. Создание слайда. Выбираем макет слайда. Вкладка Главная — группа Слайды — кнопка Создать слайды — выбираем Пустой слайд.
Шаг 4. Добавляем на слайд фон с изображением звездного неба. Вкладка Вставка — группа Изображения — кнопка Рисунок — Выбираем на Рабочем столе Папку «Игра», в которой хранятся наши картинки. Двойным щелчком мыши открываем папку «Игра». Кликаем левой кнопкой мыши по картинке с фоном Звездное небо — нажимаем внизу кнопку Вставить. На слайде картинку можно растянуть (уменьшить), захватив за края рисунка.
Шаг 5. Напечатаем на слайде задание игры. Вкладка Вставка — группа Текст— кнопка WordArt — в появившемся текстовом поле введите текст Сосчитай ракеты. Для преобразования текста, меняем написание, размер и цвет шрифта во вкладке Главная с помощью группы инструментов «Шрифт», во вкладке Формат выполнить настройку эффектов.
Перемещаем текст в ту часть слайда, в которую нам необходимо: нажимаем и удерживаем на объекте левую клавишу мыши, перемещаем объект в ту часть слайда, в которую нам необходимо, после этого отпускаем левую клавишу мыши.
Шаг 6. На полученный фон вставляем картинки для нашей игры:
Вкладка Вставка — группа Изображения — кнопка Рисунок — выбираем на Рабочем столе Папку «Игра», в которой хранятся наши картинки. Двойным щелчком мыши открываем папку «Игра». По очереди выбираем картинку с изображением ракеты, самолета, вертолета: кликаем левой кнопкой мыши по картинке — нажимаем внизу кнопку Вставить. Уменьшаем (или увеличиваем), потянув за уголок, изображение и перемещаем в ту часть слайда, в которую нам необходимо.
Шаг 7. Создание рабочих кнопок.
Вкладка Вставка выбираем инструмент Фигуры - «Звезда». Курсор станет в виде плюса. Удерживая левую клавишу мыши, рисуем звезду. Перекрасим звезду: вкладка Формат (которая появляется, когда фигура выделена) — группа Стили — выбираем Заливка фигуры и в открывшемся окне выбираем нужный цвет – в данном случае жёлтый.
Выделяем фигуру «звезда», нажимаем правую кнопку мыши, из появившегося меню выбираем Изменить текст, пишем внутри звезды цифру 1.
Методом копирования создаем еще 2 кнопки, соответственно с цифрами 2 и 3. Цифры 1, 2, 3 на звездах – это ответы на вопрос «Сколько ракет?»
Звезды с цифрами 1и 3 – неверные ответы, звезда с цифрой 2 – верный ответ.
Уменьшаем (или увеличиваем), потянув за уголок, кнопки «Звезда» и перемещаем в ту часть слайда, в которую нам необходимо.
Вот, что у нас должно получиться:
Шаг 8. Добавление к изображениям «Звезда» эффектов анимации.
На кнопку «звезда 2» (правильный ответ) добавим анимацию: вкладка Анимация — группа Расширенная анимация — Область анимации — справа открывается дополнительное окно для настройки анимации.
Выделяем кнопку «звезда 2» (левой кнопкой мыши щелкаем по изображению «звезда2») — Добавить анимацию — группа Вход — эффект Увеличение.
Справа в окне «Область анимации» появляется присоединенный эффект.
Нажимаем на стрелочку рядом с ним, открывается дополнительное меню эффекта: левой кнопкой мыши щелкаем «Запускать щелчком».
Далее снова нажимаем на стрелочку и выбираем «Параметры эффектов». Откроется окно с анимацией Увеличение. Вкладка Эффект — Звук — нажимаем на стрелочку справа и из выпадающего списка выбираем Аплодисменты.
Переходим на вкладку Время — Продолжительность - нажимаем на стрелочку справа — выбираем среднюю продолжительность: 2 сек. (средне).
Нажимаем внизу кнопку ОК.
Теперь присоединим эффекты анимации к объектам «звезда 1» и «звезда 3».
Т.к. это неправильные ответы, то их эффекты анимации должны отличаться от эффектов анимации объекта «звезда 2»
Выделяем кнопку «звезда 1» (неправильный ответ) — Добавить анимацию — группа Выделение — эффект Качание.
Справа в окне Область анимации появляется присоединенный эффект.
Нажимаем на стрелочку рядом с ним, открывается дополнительное меню эффекта: левой кнопкой мыши щелкаем Запускать щелчком.
Далее снова нажимаем на стрелочку и выбираем Параметры эффектов. Откроется окно с анимацией Качание. Вкладка Эффект — Звук — нажимаем на стрелочку справа и выбираем Взрыв.
Переходим на вкладку Время — Продолжительность - нажимаем на стрелочку справа — выбираем среднюю продолжительность: 2 сек. (средне).
Нажимаем внизу кнопку ОК.
Аналогичным образом поступаем с эффектом анимации «Звезда 3».
Шаг 9. Создание триггера в презентации.
После того как мы добавили анимацию на объекты «звезда», настроим триггер.
Для удобства откроем еще одну область задач — Выделение и
видимость. В ней перечислены все объекты, находящиеся на слайде. (Нумерация объектов может быть разной в зависимости от последовательности вставки их на слайд).
Эта область упрощает работу при создании триггеров. Если объектов много, мы можем их переименовать, чтобы было понятно, какому объекту мы назначаем триггер.
Для того, чтобы эту область открыть, переходим на вкладку Главная —группа Редактирование — Выделить — Область выделения.
Мы получим еще одну область справа — Выделение и видимость.
Переименуем картинки по их названию. Щелчком левой кнопки мыши выделяем строку с объектом в списке справа, на слайде выделится соответствующий объект. Щелкнем левой кнопкой мыши еще раз по выделенной строке, чтобы надпись с именем выделилась, и пишем название соответствующей картинки, затем нажимаем на клавиатуре клавишу Enter.
Назовите объекты, например, Звезда1, Звезда 2, Звезда 3, Вертолет, Самолет, Ракета разноцветная, Ракета серебристая.
Настроим триггер.
Добавим объекту «Звезда 1» триггер.
Для этого нажатием левой кнопки мыши выделяем объект «Звезда 1» (1 – первый неправильный ответ) и на вкладке Анимация выбираем Триггер — далее наводим курсор мыши по Щелчку — открывается окно справа, и выбираем название картинки «Звезда 1», которую необходимо объединить в триггер.
В итоге у нас получается сформированный триггер для объекта «Звезда 1».
Аналогичным образом создаем триггер для объектов «Звезда 2» и «звезда 3».
Таким образом, мы присвоили триггеры соответственно объектам «Звезда 1», «Звезда 2», «Звезда 3».
Шаг 10. Проверка игры
Теперь посмотрим, что у нас получилось. Выбрать Показ слайдов — С начала. Выберете ответ щелчком по звезде (ответы указаны на кнопках «звезда»). Если ответ правильный, то звучат «аплодисменты», если ответ неправильный, то звучит «взрыв».
Интерактивная игра готова!
Целесообразность использования интерактивных дидактических игр на разных этапах занятия различна. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и формировании умений.
Основными достоинствами интерактивных дидактических игр на занятиях является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.
С помощью инструментов общедоступной программы Power Point можно создавать как простые, так и сложные интерактивные игры, используя инструменты программы Microsoft Office Power Point, позволяющих создавать интерактивные игры.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Дидактические игры.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактические игры
Открытый урок 1 сентября. Педагогическая мастерская [Электронный ресурс] Создание дидактических игр через использование мультимедийной программы Microsoft Power Point. URL: http ://открытыйурок.рф/статьи/662357/
Учебно-методический кабинет - сайт для педагогов [Электронный ресурс] Мастер-класс по созданию интерактивной презентации в Power Point "Найди 10 отличий". URL: http ://ped-kopilka.ru/blo gs/yelmira- rafailovna-murzakaeva/master-klas-po-sozdaniyu-interaktivnoi-prezentaci-v- power-point-naidi- 10-otlichii.html
Владикавказ
Ирина Владимировна Казарцева