Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Основы исследовательской деятельности»
по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер;
43.01.02 Парикмахер
Иркутск 2015
Рассмотрены Дисциплинарно-цикловой комиссией ___________________________ Протокол № ______ от «__» _____________ 20__ г.
Председатель ДЦК ______________ / ФИО / |
Утверждаю Зам. директора по УР _____________
|
Разработчик:
Рылова К. Ю., преподаватель первой категории
Рецензент:
___________________ __________________ _____________________
(ФИО) (занимаемая должность) (подпись)
Перечень практических (лабораторных) работ
№ |
Название работы
|
Объём часов на выполнение работы |
1 |
Исследовательская деятельность и ее этапы |
2 |
2 |
Выбор темы исследования, постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования |
2 |
3 |
Теоретические методы исследования |
2 |
4 |
Эмпирические методы исследования |
2 |
5 |
Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках |
2 |
6 |
Переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы |
2 |
7 |
Сообщение, его структура, основные требования. Проект |
2 |
8 |
Реферат. Структура реферата, основные требования |
2 |
9 |
Курсовая работа. Структура курсовой работы, основные требования |
2 |
10 |
Дипломная работа и дипломный проект. Структура, основные требования |
2 |
11 |
Презентация, основные требования к презентации |
2 |
12 |
Общие требования к оформлению и стилю исследовательской работы |
2 |
13 |
Оформление введения и заключения |
2 |
14 |
Оформление цитат и ссылок |
2 |
15 |
Оформление списка литературы |
2 |
16 |
Публичная речь. Требования к публичной речи |
2 |
17 |
Этапы подготовки публичного выступления, его структура |
2 |
18 |
Ведение научной дискуссии |
2 |
19 |
Процедура защиты исследовательской работы. Дифференцированный зачет |
4 |
Практическое занятие №1
Название занятия: Исследовательская деятельность и ее этапы
Цель работы: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.
Исходные данные (задание): Определить и описать этапы работы над проектом (исследованием).
Порядок выполнения:
На основе изученного материала определите этапы работы над собственным исследованием, опишите виды деятельности в каждом из этапов. Заполните предложенную таблицу.
Этап работы |
Вид работы |
|
|
Литература:
Памятка по работе над исследовательским проектом. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/pamyatki-po-rabote-nad-issledovatelskim
Этапы выполнения исследовательской работы. – Режим доступа: http://obuchonok.ru/etap
Этапы работы над исследовательским проектом. – Режим доступа: http://erokina.volsk-sch11.edusite.ru/p27aa1.html
Практическое занятие № 2
Название занятия: Выбор темы исследования, постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования
Цель работы: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.
Исходные данные (задание): Определить цель, задачи, объект и предмет исследования в рамках предложенных ниже тем.
Заимствованные слова профессиональной сферы
Профессиональный жаргон в речи автомеханика (судомеханика, повара, парикмахера и др.)
Особенности языка SMS.
Порядок выполнения:
Изучите предложенную литературу, определите определите цель, задачи, объект и предмет исследования.
Литература:
Памятка по работе над исследовательским проектом. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/pamyatki-po-rabote-nad-issledovatelskim
Лекции по теме.
Практическое занятие № 3
Название занятия: Теоретические методы исследования
Цель работы: сформировать понятия о исследовательской деятельности, ее методах и приемах.
Исходные данные (задание): Осуществите классификацию методов исследовательской деятельности
Порядок выполнения:
Изучите литературу по теме, выделите теоретические и практические методы исследования, осуществите их классификацию на основе их особенностей.
Литература:
Лекции по теме.
Методы исследования. – Режим доступа: http://obuchonok.ru/metody
Методы исследования. – Режим доступа: http://tvv.narod.ru/web_m/2-4.htm
Практическое занятие № 4
Название занятия: Эмпирические методы исследования
Цель работы: сформировать понятия о исследовательской деятельности, ее методах и приемах.
Исходные данные (задание): разработайте анкету для проведения анкетирования по выбранной теме исследования.
Порядок выполнения:
Изучите литературу по теме, выделите теоретические и практические методы исследования, осуществите их классификацию на основе их особенностей.
Литература:
Лекции по теме.
Методы исследования. – Режим доступа: http://obuchonok.ru/metody
Методы исследования. – Режим доступа: http://tvv.narod.ru/web_m/2-4.htm
Практическое занятие № 5
Название занятия: Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках
Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Исходные данные (задание): Подготовьте список литературы по своей теме, включающий печатные и электронные источники (7-10 источников).
Порядок выполнения:
Подберите литературу по теме, включающую печатные и электронные источники.
Практическое занятие № 6
Название занятия: Переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы
Цель работы: уметь перерабатывать полученную информацию, представлять ее в виде конспекта
Исходные данные (задание): Напишите конспект по теме.
Порядок выполнения: Подберите статью по теме, напишите на ее основе конспект. Текст статьи приложите к работе.
Литература:
Как написать конспект. – Режим доступа: http://svetgorod.ru/1147
Как составить конспект. – Режим доступа: http://www.treko.ru/show_article_2154
Лекции по теме.
Практическое занятие № 7
Название занятия: Сообщение, его структура, основные требования. Проект
Цель работы: уметь осуществлять переработку информации, представлять полученную информацию в виде сообщения;
Исходные данные (задание): Подготовьте мини-сообщения по теме (не более 3 минут)
Порядок выполнения:
Определите структуру сообщения, подберите необходимую информацию, подготовьте сообщение.
Практическое занятие № 8
Название занятия: Структура реферата, основные требования
Цель работы: уметь анализировать текст, подвергать его информационной переработке, выделять необходимую информацию.
Исходные данные (задание): Доработайте введение реферата.
Порядок выполнения: Прочитайте представленное введение реферата. Отметьте недостающие структурные части, доработайте введение.
ВВЕДЕНИЕ
Правовой статус понимается как это «юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей» [5]. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности рассматриваются как требования государства к гражданину, его поведению.
Принято выделять следующие виды правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус ‒ это статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации, т.е. статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.
Специальный статус – статус определенных категорий граждан, обеспечивающий возможность выполнения их специальных функций. К таким категориям граждан можно отнести студентов, аспирантов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности [5].
Объектом данной работы является правовой статус аспиранта как специальный правовой статус субъекта Российской Федерации.
Вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» обуславливает актуальность работы, связанную с необходимостью рассмотрения правового статуса аспиранта в рамках закона, где серьезные изменения коснулись подготовки кадров высшей школы.
Цель ‒ выявить особенности правового статуса аспиранта в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Литература:
Как оформить реферат по ГОСТу. – Режим доступа: http://referatius.ru/faq
Лекции по теме.
Основные правила оформления рефератов. – Режим доступа: http://www.lessons-tva.info/archive/nov018.html
Практическое занятие № 9
Название занятия: Структура курсовой работы, основные требования
Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, представлять полученную информацию в виде тезисов
Исходные данные (задание): Составьте тезисы по теме «Структура курсовой работы».
Порядок выполнения: Изучите литературу по теме, на основе изученного материала составьте тезисы.
Литература:
Лекции по теме.
Правила оформления. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-oformleniya-referata
Практическое занятие № 10
Название занятия: Дипломная работа и дипломный проект. Структура, основные требования
Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, представлять полученную информацию в виде тезисов
Исходные данные (задание): Составьте тезисы по теме «Структура дипломной работы».
Порядок выполнения:
Изучите литературу по теме, на основе изученного материала составьте тезисы.
Литература:
Лекции по теме.
Правила оформления. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-oformleniya-referata
Практическое занятие № 11
Название занятия: Презентация, основные требования к презентации
Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал (презентацию)
Исходные данные (задание): подготовьте презентацию по теме своей работы.
Порядок выполнения:
Подготовьте презентацию, учитывая требования, касающиеся ее технического оформления и содержания.
Литература:
Лекции по теме.
Общие правила оформления презентации. – Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6849-obschie-pravila-oformleniya-prezentacii.html
Правила оформления презентаций. – Режим доступа: http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm
Практическое занятие № 12
Название занятия: Общие требования к оформлению и стилю исследовательской работы
Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал
Исходные данные (задание): Оформите параграф исследовательской работы в соответствии с требованиями.
Литература: Л
екции по теме.
Правила оформления. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-oformleniya-referata
Практическое занятие № 13
Название занятия: Оформление введения и заключения
Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал
Исходные данные (задание): Оформите введение исследовательской работы в соответствии с требованиями.
Литература:
Лекции по теме.
Правила оформления. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-oformleniya-referata
Практическое занятие № 14
Название занятия: Оформление цитат и ссылок
Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал
Исходные данные (задание): Оформите цитаты и ссылки в параграфе своей исследовательской работы.
Порядок выполнения: оформите цитаты и ссылки по тексту работы.
Литература:
Лекции по теме.
Правила оформления. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-oformleniya-
Практическое занятие № 15
Название занятия: Оформление списка литературы
Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал
Исходные данные (задание): Оформите список литературы.
Порядок выполнения: исправьте ошибки в оформлении предложенного списка литературы.
1. Абильдинова Ж. Б. Антропонимы как языковые средства экспликации этнических стереотипов в анекдотах Ж. Б. Абильдинова Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. –№ 1, – с. 110 – 112.
2. М. М. Алиева, Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте: на материале произведений М. А. Булгакова [Текст] : автореф. дис. канд. филол. наук М. М. Алиева. Махачкала. 2006, 22 с.
3. Антропонимы сферы гастрономии как аттрактивные элементы французской лингвокультуры существительных Ащенкова Г. А / Г. А. Ащенкова / Антропонимическая лингвистика – Иркутск Изд-во ИГЛУ 2010 – с. 3–12.
4. Бойко, Л. Б. К вопросу о роли антропонима в лингвокультуре Л. Б. Бойко http://cyberleninka.ru/article/n/rol-pretsedentnogo-imeni-v-formirovanii. –
Литература:
Оформление списка литературы. – Режим доступа: http://referatwork.ru/spisok_literaturi/oformlenie_spiska_literaturi_gost
Практическое занятие № 16
Название занятия: Публичная речь. Требования к публичной речи
Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Исходные данные (задание): Подготовьте публичное выступление по теме
Порядок выполнения:
Определите структуру выступления, подберите необходимую информацию, подготовьте сообщение.
Практическое занятие № 17
Название занятия: Этапы подготовки публичного выступления, его структура
Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Исходные данные (задание): Подготовьте мини-сообщения по теме (не более 3 минут)
Порядок выполнения:
Определите структуру сообщения, подберите необходимую информацию, подготовьте сообщение.
Практическое занятие № 18
Название занятия: Ведение научной дискуссии
Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Исходные данные (задание): Сформулируйте по три вопроса к докладчику.
Порядок выполнения: Внимательно следите за ходом выступления, сформулируйте к докладчику по три вопроса по содержанию выступления.
Практическое занятие № 19
Название занятия: Процедура защиты исследовательской работы
Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Исходные данные (задание): Подготовьте защиту проекта.