12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Владимировна Штукина437
сайт https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina
Россия, Мурманская обл., Мурманск
2

Методические указания к изучению предмета и выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы философии»

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»

Методические указания к изучению предмета и выполнению контрольных работ по дисциплине

«Основы философии»

Для студентов заочной формы обучения

По специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Разработала преподаватель:

М.В. Штукина

г. Мурманск

2017г.

Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Протокол №______ от «____»__________20___г.

Председатель комиссии ________________________________ И.О. Фамилия

(подпись)

Рецензент: ___________________ _______________ И.О. Фамилия

должность, звание

Методические рекомендации содержат краткую программу теоретического курса с заданиями для самостоятельного изучения и списком рекомендованной литературы, темы контрольных работ и общие методические рекомендации по их выполнению, а так же вопросы к экзамену. Рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии» и предназначены для студентов заочной формы обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

1.Общие положения………………………………………………………………..4

2.Содержание тем дисциплины…………………………………………….……..6

3.Методические указания к выполнению контрольной работы………………14

3.1 Темы контрольных работ и задания к ним…………………………………14

3.2.Требования к оформлению контрольной работы………………………….17

4. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………….23

5. Список рекомендованных источников…………………………………..……24

6. Заключение ……………………………………………………………………….27

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Основы философии» составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ МО СПО «МКЭиИТ» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». В соответствии с учебным планом, дисциплина «Основы философии» входит в цикл Общепрофессиональных дисциплин и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

Целью подготовки студентов по дисциплине является изучение основных этапов эволюции философской мысли и современных философских учений, формирование теоретических основ научного мировоззрения, которые выступают общей методологией процесса познания и освоения учебных программ вуза.

Главная задача дисциплины - дать системные, логически последовательные и научно обоснованные знания о природе и сущности человека, его месте и роли в обществе, духовном и практическом отношении к миру, а также о наиболее общих законах движения, развития природы, общества и мышления.

Заочная форма обучения предполагает, что в часы аудиторных занятий преподаватель разъясняет студентам наиболее важные, основополагающие значения, методы, понятия предмета.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные проблемы и понятия философии, главные этапы развития философской мысли и современные подходы к осмыслению традиционных философских проблем;

условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

уметь:

использовать мировоззренческие и методологические идеи современной философии для самостоятельного анализа экономических явлений и других социальных процессов;

оценивать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные экономические и социальные проблемы.

Быть ознакомлены:

с важнейшими направлениями и этапами развития мировой философии, основными научными школами, направлениями, концепциями, теоретическими источниками философского знания и приемами работы с ними;

с многообразием форм человеческого знания, соотношением истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностями функционирования знания в современном обществе, в том числе в экономической сфере.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Философия, ее предмет и роль в обществе.

Содержание: Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Тема 2.Античная философия.

Содержание: Общие закономерности развития философии Востока и Запада. Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское

учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего

эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.

Вопросы для самоконтроля.

В чем специфика философии милетской школы, и почему Фалеса называют первым философом?

В чем раскрывается содержание понятия «сократический способ философствования»?

Что означает понятие «Перводвигатель» в метафизике Аристотеля?

Тема 3.Философия Средних веков

Содержание: Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А.Блаженного и Ф.Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какой характер носила философия Средних веков и что это значило?

2. Какие философские учения сложились в эпоху Средневековья?

3. Что понималось под бытием в рассматриваемую эпоху?

4. Основные проблемы и представители периодов патристики и схоластики.

5. В чем смысл учения «О граде Божьем и граде Земном»?

6. Чем отличается реализм от номинализма?

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

Содержание: Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика

постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции

эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии,

мира и человека в трудах Э. Роттердамского, М. Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какой характер носила философия эпохи Возрождения и что это значило?

2. Ценности какой эпохи возрождала рассматриваемая эпоха?

3. Какие проблемы решала философия эпохи Возрождения?

4. Что такое реформация и какую роль она сыграла в духовном развитии европейского общества?

5. В чем суть гуманизма, кого считают родоначальником этого учения?

6. Как изменилось представление об устройстве мира, Вселенной, Природы в эпоху Возрождения? В каких учениях это отразилось?

Тема 5. Философия эпохи Нового времени и Просвещения.

Содержание: Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо).

Вопросы для самоконтроля.

1. Как можно охарактеризовать XVII – XVIII вв. в истории Нового времени?

2. Назвать и охарактеризовать методы научного исследования, сложившиеся в эпоху Нового времени.

3. Как изменилось понимание бытия в Новое время?

4. Почему характер философии Нового времени можно охарактеризовать как гносеологический?

5. Почему XVIII в. называют веком Просвещения? Назвать представителей.

6. Почему в Новое время философия начала сближаться с наукой? Как это отразилось на содержании философии?

7. Что нового внесла эпоха в учение о человеке и обществе?

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Содержание: Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Критическая философия И. Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем особенность немецкой философии XIX в., почему её называют классической?

2. Что такое «категорический императив», в чем его суть и кто его автор?

3. Что такое диалектика?

4. Кто из немецких философов сформулировал законы диалектики?

5. Охарактеризовать три закона диалектики с позиций идеализма и материализма.

6. Указать предмет и метод марксистской философии.

7. Частью какого учения является понятие общественно-экономической формации, в чем его суть?

Тема 7. Русская философия.

Содержание: Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) и западниками (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский). Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назвать этапы становления русской философии.

2. Охарактеризовать основные направления философской мысли в России до XIX в.

3. В чем смысл учений славянофилов и западников?

4. Охарактеризовать религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм в русской философии.

5. Что такое «философия всеединства»? Ее автор?

6. Охарактеризовать учение о Софии-мудрости.

7. Каковы особенности русской философии и её специфические черты?

Тема 8. Современная западно-европейская философия.

Содержание: Западная философия ХХв., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие проблемы решает философия новейшего времени?

2. Как можно определить характер философии новейшего времени и её особенности?

3. В чем суть философии иррациолнализма? Назвать представителей.

4. Как понимается «бытие» и «существование» в философии экзистенциализма?

5. Какие философские учения можно назвать типичными для XXв. и почему?

6. Какое из философских направлений восстанавливает средневековое учение Ф. Аквинского? И в чем его новизна?

7. Какое из учений выдвинуло лозунг: «Каждая наука – сама себе философия», каков его смысл?

Тема 9.Учение о бытии.

Содержание: Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико-материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем суть онтологического учения?

2. Объяснить смысл категории «бытие», трансформацию этого понятия в истории философии.

3. Охарактеризовать содержание понятия «материя», эволюцию его значений, его основные свойства.

4. Как связаны понятия: субстанция и монизм, дуализм, плюрализм?

5. Что такое диалектика и каковы её принципы?

6. Назвать и охарактеризовать основные законы диалектики.

7. Кто сформулировал законы диалектики ив связи с чем?

Тема 10.Происхождение и сущность сознания.

Содержание: Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность

сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное.

Три формы самосознания. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного.

Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.

Вопросы для самоконтроля.

1. Зачем человеку сознание?

2. Как взаимосвязаны понятия сознание и самосознание, а что их отличает?

3. Что означает свободный выбор?

4. Какие возможности открывает человеку сознания по мере его формирования?

5. Каковы особенности бессознательного?

6. Основные элементы психики человека?

7. Каковы основные положения психоанализа?

Тема 11.Теория познания.

Содержание: Сущность процесса познания. Познание как философская проблема.

Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

Истина - центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое гносеология?

2. Каковы цели познания?

3. Назвать основные формы познания.

4. Что лежит в основе рационального познания?

5. Что такое эмпиризм, с какой формой познания он связан?

6. Какую роль играет практика в процессе познания?

7. Каковы критерии истины?

8. Какой может быть истина? Охарактеризовать эти категории.

9. Как взаимосвязаны понятия: знание, сознание, познание?

10. Как иначе можно назвать чувственное познание?

11. Какие формы познавательной деятельности сложились в ходе истории человечества?

12. Когда и каким образом сложилась наука как система знаний

13. Какой уровень познания характеризуют категории: проблема, гипотеза, теория?

14. Что такое агностицизм и скептицизм, как они связаны с теорией познания?

Тема 12. Природа как предмет философского осмысления.

Содержание: Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального.

Вопросы для самоконтроля.

  • В чем заключается суть проблемы жизни, ее конечности и бесконечности.

    Природа и общество. Способы взаимодействия и сосуществования.

Тема 13. Общество как система.

Содержание: Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы. Способ производства как материальная основа общества. Современная научно-техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической организации общества. Субъекты политических отношений: государство, партии. Духовная сфера общества. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие существуют подходы к пониманию сущности общества?

2. Охарактеризовать структурные единицы общества.

3. Как в обществе складываются социальные отношения?

4. Какие факторы влияют на развитие общества?

5. Назвать и охарактеризовать пять основных общественно-экономических формаций согласно теории формационного подхода.

6. По каким признакам выделяют стадии развития общества сторонники теории цивилизационного подхода?

7. Назвать основные группы социальных институтов общества и их отличительные признаки.

8. Почему невозможно формирование и развитие человека вне общественных отношений?

9. Какие направления и формы развития общества можно выделить?

10. Что такое этническая общность, её основные формы?

11. В чём проявляется процесс развития этносов в современном мире?

12. Что представляет собой национализм и каковы его формы проявления?

13. Назвать и охарактеризовать социальные проблемы, связанные с развитием науки.

Тема 14. Проблемы человека, сущность, содержание.

Содержание: Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие науки занимаются изучением человека? Что отличает от них философию в этом вопросе?

2. В чем проявляется биологическая специфика человека?

3. Как осмысливалась в истории философии целостность человека?

4. Что такое человеческая природа?

5. В чем проявляется уникальность человека?

6. Можно ли считать личностью каждого человека? Ответ аргументировать

7. Как понимаете высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей»? 8. Что включает в себя процесс социализации личности?

9. Каковы основные категории человеческого бытия?

10. Почему человек ответственен за сохранность окружающего мира?

Тема 15 Исторический процесс. Проблема типологии истории.

Содержание: Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их

разрешения. Социальные противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение

Н.Данилевского о культурно-исторических типах. Концепции многообразия

цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии. Различия Востока и Запада как

цивилизационных типов. Особенности Российской культуры. Современные

технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой

цивилизации.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое исторический процесс?

2. Какие концепции исторического развития можете назвать и охарактеризовать?

Тема 16. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Содержание: Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле. Завершение эпохи потребительского отношения к природе.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое глобальные проблемы?

2. Каковы причины они глобальных проблем?

3. Какую классификацию дают философы, ученые глобальным проблемам?

4. Каковы возможные пути будущего развития человечества?

5. Каково место философии в современном мире, какие вопросы она ставит перед человечеством?

 

3.МЕТОДИТЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАДАНИЯ К НИМ

В каждый вариант контрольной работы входит 3 теоретических вопроса. Ответ на каждый вопрос необходимо давать полный, развёрнутый, конкретный, всесторонне раскрывая суть вопроса. Ответы на вопросы должны показать, что:

- понята структура и логика всего рекомендованного материала по учебной литературе;

- освоены основные понятия, поняты и выделены основные моменты;

- материал проанализирован, обобщен, сделаны выводы.

1 вариант

1. Гносеология: суть учения. Познание, его сущность и виды. Соотношение познания и практики. Философское учение об истине. Критерии истины.

2. Философия Нового Времени: представители, основные направления, учения XVII в., их характеристика

3. Человек и культура. Виды духовной культуры. Искусство как образное отражение человеческой жизни. Формы искусства, роль искусства в жизни

2 вариант.

1. Сознание: сущность, структуры, формы. Сознание и самосознание. Взаимосвязь понятий: сознание, свобода, ответственность. Сознательное и бессознательное. Особенности бессознательного.

2. Философские учения и школы Античности времени раннего периода, их характеристика, представители.

3. Человек – природа – наука. Научное познание. Методы научного познания. Противоречия современного мира. Глобальные проблемы человечества.

3 вариант.

  • Философия эпохи Возрождения: основные черты, характеристика учений, представители.

    Человек как биосоциальное существо. Человеческие ценности, смысл жизни. Человек и общество. Процесс социализации личности.

    Философия Нового времени: английский эмпиризм и французское просвещение XVII – XVIII вв.: представители, основные направления, учения, их характеристика.

    4 вариант.

  • Смысл и направленность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Концепции исторического развития.

    2. Философские учения и школы Античности – классический и поздний периоды: учения, их характеристика, представители.

    Зарождение философской науки на Востоке. Философские учения Древней Индии и Древнего Китая.

    1. 5 вариант.

Основные направления философии и основной вопрос философии. Соотношение материального и духовного в истории философии.

Философская мысль в России XI – XVIII вв. Русская философия XIX – XX вв., её основные проблемы и представители. Место русской философии в мировой культуре.

Философия эпохи Возрождения: основные черты, характеристика учений, представители.

    1. 6 вариант.

1. Онтология как философское осмысление категории бытия. Проблема бытия в истории философии. Характеристика понятий «субстанция» и «материя».

2. Философия Нового времени, XIX в. Немецкая классическая философия, материалистические и идеалистические концепции.

3. Гносеология: суть учения. Познание, его сущность и виды. Соотношение познания и практики. Философское учение об истине. Критерии истины.

7 вариант

Диалектика. Принципы диалектики. Основные категории диалектики. Законы диалектики в истории философии. Характеристика связей, существующих в природе, обществе, мышлении.

Характерные черты философии Средних веков: периоды, направления, учения, представители.

Философия Нового времени: английский эмпиризм и французское просвещение XVII – XVIII вв.: представители, основные направления, учения, их характеристика.

8 вариант.

Религия как феномен культуры: сущность, основные мировые религии. Роль религии в жизни человека, общества.

Философия Новейшего времени – к.XIX – XX вв.: основные черты, учения, школы, концепции, их характеристика, представители.

Смысл и направленность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Концепции исторического развития.

9 вариант

Сознание: сущность, структуры, формы. Сознание и самосознание. Взаимосвязь понятий: сознание, свобода, ответственность. Сознательное и бессознательное. Особенности бессознательного.

Философские учения и школы Античности времени раннего периода, их характеристика, представители.

Философия Нового времени, XIX в. Немецкая классическая философия, материалистические и идеалистические концепции.

10 вариант

1. Человек и культура. Виды духовной культуры. Искусство как образное отражение человеческой жизни. Формы искусства, роль искусства в жизни общества.

2. Зарождение философской науки на Востоке. Философские учения Древней Индии и Древнего Китая

2. Философия Новейшего времени – к.XIX – XX вв.: основные черты, учения, школы, концепции, их характеристика, представители.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Текст работы печатается на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

2. Объем текста контрольной работы не должен превышать:

при наборе студентом текста работы на компьютере – 8 -12 страниц, при этом текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм).

3. При наличии в контрольной работе таблиц, графиков, диаграмм, расчетов, объем работы может превышать объемы текста контрольной работы, устанавливаемые в пункте 2 типовых требований к оформлению и объему контрольных работ.

4. Основной текст работы при наборе на компьютере:

Печатается в текстовом редакторе Word стандартным шрифтом Times New Roman или Courier New, размер шрифта 14, межстрочный интервал - одинарный. Цвет шрифта - авто (черный цвет).

Текст подстрочных ссылок в контрольной работе печатается в текстовом редакторе Word стандартным шрифтом Times New Roman или Courier New, размер шрифта 10, межстрочный интервал - минимум.

Все линии, цифры, буквы и знаки контрольной работы должны быть черными по цвету. Готовый текстовый вариант предоставляется в прошитом виде.

Следует соблюдать следующие требования при оформлении:

1. Страницы контрольной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Отсчет нумерации страниц контрольной работы начинается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится дата написания работы и подпись без расшифровки фамилии. Нумерация страниц отражается в разделе «Содержание». Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

2. Каждая страница работы должна иметь поля: верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм; правое - 10 мм; левое - 20 мм.

3. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

4. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 10% от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не допускается к защите.

Правила оформления списка литературы в соответствии с ГОСТ

Оформление списка литературы в курсовых и других видах проверочных работы регулируются ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Все источники нумеруются по порядку начиная с 1. Разные типы источников (книги, научные статьи) разделяются заголовка, после которых исчисление продолжается.

Самым популярным источником в списке литературы являются книги. При оформлении книг в списке литературы необходимо указать следующие данные, в строгой последовательности:

Имя основного автора и инициалы

Полной название книги:

Тип книги или научной работы /

Полный список авторов и соавторов (фамилия инициалы)

Редакция:

Издательство —

Количество страниц

Ниже приведем несколько примеров списка литературы в книгах.

Правила оформления списка литературы

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

международные законодательные акты – по хронологии;

Конституция РФ;

кодексы – по алфавиту;

законы РФ – по хронологии;

 указы Президента РФ – по хронологии;

акты Правительства РФ – по хронологии;

акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

Образец оформления списка литературы

На книгу

Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. — М.: Университетская книга, 2004. — 770 с.

На статью из журнала

Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы управления. — 2003. — № 3. — С. 39 — 48.

Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. — 1978. — Vol. C-27, N 6. — P. 509 — 516.

На статью из сборника

Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. — Барнаул, 2002. — С. 80 — 111.

На доклад из сборника трудов конференции

Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO’2000 / Ин-т пробл. упр. — М., 2000. — С. 5 — 9.

Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without using process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. — Beijing, 1999. — P. 177 — 182.

Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар. конф. — М., 2001. — С. 150 — 155

На автореферат диссертации

Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф… дис. канд. техн. наук. — Липецк: ЛГТУ, 2002. — 20 с. или Автореф. дис… д-ра экон. наук.

На книгу под редакцией

Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. — М.: Наука, 1987. — 712 с.

На авторские свидетельства и патенты

А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин // Бюл. — 1981. — № 12. — С. 136.

Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. — 2001. — № 1. — С. 96.

Пат. 4050242 США. Multiple bypass — duct turbofan and method of operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77.

Если четыре автора:

     На книгу

Общая теория систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров, К.А. Козлов. — СПб.: Научная мысль, 2005. — 480.

      На статью

Специальная теория систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин, З.Я. Залкинд // Проблемы науки и техники. — 2005. — Т. 1, № 3. — С. 31 — 42.

Если авторов более четырех:
На книгу

Методология общей теории систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров и др. — СПб.: Научная мысль, 2005. — 480 с.

     На статью

Методологические аспекты теории систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин и др. // Проблемы науки и техники. — 2005. — Т. 2, № 5. — С. 61 — 69.

Ссылка на сайт в целом

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru . (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на web-страницу

Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance /. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-журнал

Секретарь-референт. 2011. № 7: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011 . (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-статью

Каменева Е.М. Формы регистрации документов: // Секретарь-референт. 2011. № 7. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011/formy_registracii_dokov . (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-книгу

Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru . (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на часть on-line-книги

Степанов В. Электронные документы интернет: описание и цитирование: [Электронный ресурс] // Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter7/glava7-2.html . (Дата обращения: 18.02.2012).

4.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

2. Философия как наука. Основной вопрос философии.

3. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.

4. Философские идеи Сократа.

5. Философские идеи Платона.

6. Философские идеи Аристотеля.

7. Теоцентризм Средневековой философии.

8. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9. Эмпиризм Нового времени. Философские идеи Ф. Бэкона.

10. Теория рационализма Р. Декарта.

11. Философия И. Канта.

12. Объективный идеализм философии Гегеля.

13. Предпосылки возникновения марксизма.

14. Основные положения диалектического материализма.

15. Философия позитивизма XIX в.

16. Постпозитивизм XX в.

17. Теория бессознательного в философии XX в.

18. Антропологическая философия XX в.

19. Особенности русской философии. Спор западников и славянофилов.

20. Русская религиозная философия. Русский космизм.

21. Категория материи в философии.

22. Философия детерминизма.

23. Философские картины мира.

24. Диалектические законы.

25. Гносеологические теории в истории философии.

26. Теория познания в философии.

27. Проблема истины в философии.

28. Философия науки. Философия и научное познание.

29. Сущность сознания. Теории происхождения сознания.

30. Сознание и бессознательное.

31. Человек как биопсихосоциальное существо.

32. Проблема свободы и ответственности человека в философии.

33. Духовное бытие общества.

34. Философия и религия.

35. Философия и мифология.

36. Основные идеи социальной философии. Теории общественного развития.

37. Философия этики и эстетики.

38. Философия искусства.

39. Культура как предмет изучения философии. Культура и цивилизация XX в.

40. Место России в мировой цивилизации.

41. Философия природы. Философия техники.

42. Футурологические концепции будущего.

43. Глобальные проблемы человечества. Пути решения глобальных проблем

5.СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная классическая философская литература:

1. Аврелий Августин. Исповедь. – М.: Ренессанс, 1991 (Памятники религиозно- философской мысли: Западная патристика).

2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках).

3. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., М.: Мысль, 1969-1972 (Философское наследие).

4. Аристотель. Сочинения. В 4 т. –М.: Мысль, 1975-1984 (Философское наследие).

5. Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 1978 (Философское наследие).

6. Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. – М.: Наука, 1990 (Памятники философской мысли).

7. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. – 2-ое, испр. и доп. изд. – М.: Мысль, 1977-1978 (Философское наследие).

8. Гегель Г. . Работы разных лет. В 2-х т. – М.: Мысль, 1970-1971 (Философское наследие).

9. Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3-х кн.– СПб.: Наука, 1993 (Слово о сущем).

10. Гегель Г. Феноменология духа. – М.: Наука, 2000 (Памятники философской мысли).

11. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. – М.: Мысль, 1974-1977 (Философское наследие).

12. Герцен А. И. Сочинения. В 2-х т. – М.: Мысль, 1985-1986 (Философское наследие).

13. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – М.: Книга, 1991. – (Историко-литературный архив).

14. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1989-1994 (Философское наследие).

15. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-ое изд. – М.: Мысль, 1986 (Философское наследие).

16. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. – М.: Мысль, 1972- 1973 (Философское наследие).

17. Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1980.

18. Кант И. Сочинения. В 6 т. – Т. 4, ч. 1. – М.: Мысль, 1963-1966 (Философское наследие).

19. Киреевский И. В. Критика и эстетика. – М.: Искусство, 1979 (История эстетики в памятниках и документах).

20. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. – М.: Мысль, 1982-1989 (Философское наследие).

21. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М.: Мысль, 1985-1988 (Философское наследие).

22. Лукреций Кар Т. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983 (Библиотека античной литературы). 16

23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-ое изд. – Т. 3, 42. – М.: Политиздат, 1955, 1974.

24. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. – М.: Мысль, 1993-1994 (Философское наследие).

25. Плотин. Эннеады. В 2-х т. – Киев: УЦИММ-Пресс – ИСА, 1995-1996 (Вершины мистической философии).

26. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995 (Библиотека этической мысли).

27. Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1975 (Философское наследие).

28. Соловьёв В. С. Сочинения. В 2-х т. – М.: Правда, 1989 (Из истории отечественной философской мысли).

29. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. – М.: Политиздат, 1957.

30. Фейербах Л. Сочинения. В 2 т. – М.: Наука, 1995 (Памятники философской мысли).

31. Хомяков А. С. Сочинения. В 2-х т. – М.: Медиум, 1994 (Из истории отечественной философской мысли).

32. Цицерон М.Т. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1975 (Библиотека античной литературы).

33. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2-х т. – М.: Наука, 1991 (Памятники философской мысли).

34. Юм Д. Сочинения. В 2 т. – 2-ое изд., дополн. и испр. – М.: Мысль, 1996 (Философское наследие).

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015 – 240 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 608 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2014 – 640 с.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 416 с.

5. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016 – 440 с.

6. Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2015 – 828 с.

7. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2017. – 320 с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью методической разработки является установление соответствия уровня качества подготовки учащегося ФГОС СПО в части оценки качества сформированности компетенций и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Задачей итоговой аттестации по дисциплине «Основы философии» является определение теоретической подготовленности студентов к выполнению общепрофессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Оценка качества подготовки студентов осуществляется в двух основных направлениях:

-оценка уровня освоения дисциплины;

-оценка уровня овладения компетенциями.

Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии» можно применять, как при написании и оформлении контрольной работы по дисциплине «Основы философии», так и по другим дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.

Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена (зачета) является заключительным этапом изучения данного предмета.


 


 

27

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.