Методическое пособие-лэпбук на тему «Огонь — друг! Огонь — враг!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»
Методическое пособие- лэпбук:
«Огонь - друг! Огонь – враг!»
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад №12 г. Калининска
Саратовской области» Халилова Н. В.
Январь, 2024 г.
Актуальность
Применение передовых инновационных технологий дает возможность мне, как педагогу добиться намеченных целей, сделать процесс ознакомления ребенка с окружающим миром наиболее интересным и запоминающимся. Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий, я использую инновационную игровую развивающую технологию «Лэпбук». В процессе взаимодействия с «лэпбуком» дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, применяя познавательно-исследовательские способности. Все материалы «лэпбука» соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Данное дидактическое пособие посвящено теме пожарной безопасности детей. Обучение правилам пожарной безопасности является одним из важнейших моментов безопасности жизнедеятельности для детей, а в связи с тем, что информации, которую необходимо донести детям по этой теме много, но вся она расположена отдельно друг от друга. Поэтому передо мной встала необходимость собрать всю информацию в единую папку – «лэпбук». Разработанное дидактическое пособие «лэпбук» предназначено для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в индивидуальной работе с детьми. В дальнейшем планируется дополнять пособие новыми играми, для использования со страшим дошкольным возрастом, а также для детей в их самостоятельной и игровой деятельности.
Еще в древних временах огонь интересовал человека. С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо – не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда все электрифицировано, огонь, по-прежнему, играет немаловажную роль. К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых от огня страдают дети. Все мы знаем, что детей привлекает огонь. И этот познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что дети должны знать правила обращения с огнем. Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире, предостеречь об возможных опасностях, которые их ожидают на пути к познанию. Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности.
Цель. Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;
• Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
• Продолжать знакомить со средствами пожаротушения;
• Уточнить знания детей о профессии пожарного;
• Учить безопасному обращению с бытовыми приборами;
• Активизировать словарь;
• Формировать навыки самостоятельности;
• Воспитывать ответственность за свою жизнь.
Комплектация.
1. «Огонь-друг, огонь-враг»
Цель: Закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожном- вред; углубить знания пожарной безопасности.
Ход игры. Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
2. «Пожарный»
Цель: Познакомить с профессией пожарного и с предметами, необходимыми при тушении пожара. Воспитывать интерес и уважение к этой нелегкой и опасной работе.
Ход игры. Ребёнок рассматривает картинки с изображением предметов необходимые для пожарного (ведра, пожарной машины, каски и т.д.)
Дети рассматривают предложенную картинку и говорят что это и для чего необходимо.
3. «Выполни задания»
В третьем отделе (в кармашки) находятся карточки с различными заданиями по закреплению знаний по пожарной безопасности.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры. Из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: Формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры. Ребёнку предлагается карточка с изображением предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой, лейка, ножницы, ящик с песком, пожарный шланг и т. д.), из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров пожарным.
Дидактическая игра: «Лабиринты по пожарной безопасности"
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Прививать практические навыки пользования планом эвакуации; развивать логическое мышление и зрительное внимание; воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Ход игры. Ребёнок (совместно с педагогом) находят правильный дорогу, чтобы помочь потушить пожар.
Список литературы:
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с. Т.Ф.
Кияйкина Наталья Федоровна