Методическое сопровождение проекта «Чудо-дерево»
Методическое сопровождение проектной работы «Чудо дерево» Косоурова С.П., учитель начальных классов.
Методические рекомендации: Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста и затрагивает вопросы, актуальные на современном этапе жизни ребенка. Проект призван побудить детей к размышлениям, способствует формированию навыков культурного поведения в природе и бережному отношению к лесным ресурсам. Проект дает возможность детям приобрести навыки групповой, проектной деятельности, навыки и умения применения информационных технологий. Проект способствует повышению мотивации к учебной деятельности и самостоятельности, личной ответственности за выполнение коллективной, творческой работы.
Выбор темы При подготовке к Новому году у детей возникают вопросы: А почему именно ёлку наряжают люди на Новый год? Как отмечают Новый год в других странах? Как сохранить лесную красавицу? В процессе обсуждения возни-кает тема нового проекта: «Чудо дерево» Ставится проблема, начинается изучение данной темы. Формируется 4 группы учащихся: исследователи, аналитики, мыслители, творцы.
Проблема Живая? Искусственная?
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Погружение в проект. 2. Планирование деятельности. 3. Осуществление деятельности по решению проблемы. 4.Оформление результатов. 5. Презентация результатов. Оценка результатов.
Объекты исследования: 1. Найти информацию о ели, исследуя материалы библиотеки, интернета, знания учителей и родителей. 2. Исследовать материал на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки. На основе полученных знаний, используя ИКТ, составить викторину для одноклассников. 3. Провести конкурс рисунков и плакатов «Лесная красавица», конкурс листовок «Заступимся за ёлочку», выставку и презентацию творческих работ «Зимняя фантазия», «Празднич-ный наряд для ёлочки» 4. Используя ИКТ , составить презентацию и дидактическую игру «Есть у ёлочки друзья» для детей из детского сада. 5. Подготовить выпуск экологической газеты «Кто дружит с елью» 6. Составить книжки – малышки «Колючий лекарь» 7.Выступление агитбригады «О ёлочке бедной замолвим мы слово» перед жителями деревни.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ I. Выбор темы проекта. (1занятие). II. Формирование групп и распределение обязанностей. (1занятие). III. Обсуждение возможных источников информации. (1занятие). IV. Самостоятельная работа детей по группам. (3 недели). V. Подготовка к защите (обсуждение материала, консультация учителя). VI. Презентация проекта (доклад – защита стенгазеты, книжек-самоделок, электронная презентация викторины, проведение дидактической игры в д.с., выступление агитбригады). VII. Рефлексия.
Цели проекта: 1. Формирование основ экологической грамотности учащихся, элементарных правил нравственного поведения в мире природы. 2. Освоение доступных способов изучения природы.
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспита-нию. 4. Развитие самостоятельности, инициа-тивы и ответственности личности как условия ее самоактуализа- ции. 5. Определить важность и полезность ели в жизни человечества.
ЗАДАЧИ: -привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения хвойных деревьев через соцопрос; -изучить материал о пользе хвойных деревьев; -описать способы применения хвойного сырья; -формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и способности, креативность; -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; -отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.
Гипотеза: Ёлка может быть сохранена. Эта лесная красавица хранит в себе много загадок
Творческий поиск: Исследование и изучение материал на уроках окружающего мира, литературного чтения,
изобразительного искусства, технологии.
Нахождение информации о грибах, исследуя материалы библиотеки, интернета, знания учителей и родителей.
Обсуждение материала в творческих группах.
Оформление материала в экологической газете «С кем дружит ель?»
Презентация творческих работ «Зимняя фантазия»
Выставка работ «Праздничный наряд для ёлочки»
Конкурс рисунков и плакатов «Лесная красавица»
Использовали ИКТ , составили и провели презентацию «Друзья ёлочки» в детском саду.
Конкурс листовок «Заступимся за ёлочку
Презентация экологической газеты «С кем дружит ель?».
Презентация рецептов народной медицины.
Презентация рецептов для родителей «В ельник за здоровьем»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: Из энциклопедии мы узнали, что ель (лат. Picea) -род деревьев семейства Сосновые (Pinaceae). Насчитывается около 35 видов вечнозелёных высоких деревьев (до 30 м высотой) с красивой кроной. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. После сильного объедания хвои некоторыми насекомыми возникают щёточные побеги — с очень короткими и жёсткими иглами. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3—4 см. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8—10 лет. .
Живёт ель в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Чистые еловые леса очень густые, тёмные. В ельниках почти не бывает подлеска. Ель и сосна являются основными древесными породами в России. Ель хорошо растет в тени, любит плодородные земли. Ель используются человеком в хозяйственных, медицинских и пищевых целях .
Ребята узнали, как отмечают Новый год в разных странах, почему именно ель наряжают в Новогодние праздники. Ребята узнали, какую роль играют хвойные деревья в природе и в жизни человека и использование её в медицине и кулинарии. А самое главное приняли решение не устанавливать дома живые ели, а заменить их искусственными или украсить живую ёлочку во дворе школы.
Составили книжки – малышки «Еловый лекарь»
Оформили материал в газете «С кем дружит ель»
Провели «Хвойную викторину» для одноклассников.
Провели презентацию и дидактическую игру «Друзья ёлочки» для ребят из детского сада.
Нарядили ёлочку около школы
Распространили листовки «Заступимся за ёлочку»
Выступили в ДК Арефино
В процессе исследования использовали следующие умения и навыки: Рефлексивные умения: • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения: • Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. • Умение запрашивать необходимую информацию у руководителей проекта, специалистов, родителей. • Умение находить несколько вариантов решения проблемы. • Умение выдвигать гипотезы. • Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: • Навыки коллективного планирования. • Умение взаимодействовать с любым партнером. • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. • Навыки делового партнерского общения. • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки: • Умение проектировать процесс (изделие). • Умение планировать деятельность, время, ресурсы. • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения: • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. • Умение вести дискуссию. • Умение отстаивать свою точку зрения. • Умение находить компромисс. • Презентационные умения и навыки. • Умение уверенно держать себя во время выступления. • Артистические умения.
ВЫВОД: Наша гипотеза о том, что ель может быть сохранена верна. За время Новогодних праздников не было вырублено на территории нашей деревни ни одной ёлки. Гипотеза о загадочности ёлки так же верна, так как мы выяснили, что ели нужны и полезны .
Мы выяснили, что ели применяются и используются человеком Мы выяснили, что ели применяются и используются человеком в разных целях. Их роль в окружающей среде и в жизни человека велика.
Карта оценки проекта группы учащихся Критерии оценки Самооценка Оценка одноклассников Оценка педагогов. Достигнутые результаты Оформление проекта (5) Защита проекта: -представление (5 бал.) -ответы на вопросы (5б.) Процесс проектирования -способ приобретения знаний (5б.) -творчество (5б.) -практическая деятельность(5б.) -умение работать в команде (5б.) Итого: Среднее арифметическое: 35 из 40 «5» 30 из 40 «4» Оценка: