Методические указания и рекомендации «Методическое сопровождение образовательного процесса через модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ»
Конкурс на лучшую методическую продукцию педагогических
работников
Управления образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавушка»»
Асбестовского городского округа
Наименование номинации: методическое пособие
Мастер-класс на тему:
«Методическое сопровождение образовательного процесса через модель
развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ».
Автор: Фоминых Светлана
Юрьевна,
Старший воспитатель,
первая квалификационная
категория
Тел: 8-904-547-36-24
Асбестовский городской округ
2016-2017 учебный год.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Меня зовут Фоминых Светлана Юрьевна. Я работаю в детском саду «Журавушка». Ст. воспитателем.
Тема мастер-класса «Методическое сопровождение образовательного процесса через модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ. Мне бы хотелось услышать ваши ожидания от нашей сегодняшней встречи и получить обратную связь.
Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю ответить на несколько вопросов. Перед вами лежат сигнальные каточки и если вы согласны с вопросом поднимаете зеленую карточку, если не – то красную
Согласны ли вы с мнением, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий? (ДА)
Согласны ли вы с мнением, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов? (ДА)
Согласны ли вы с тем, что для повышения профессиональной компетентности нужно использовать:
-традиционные методы работы с педагогами
-нетрадиционные (активные) методы работы с педагогами?
Теперь хочу услышать выше мнение
Как вы понимаете, что такое профессиональная компетентность воспитателя? – высказывания. Теперь я зачитаю Вам что же такое Профессиональная компетентность- интегративное свойство личности педагога, характеризующее его осведомлённость в разных областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к получению новых и необходимых знаний, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Мною была выведена проблема - недостаточный уровень компетентности педагогов
из ходя из этого была определена цель и задачи работы как старшего воспитателя с педагогическими кадрами в нашем ДОУ.
Цель: создание модели развития методического сопровождения педагогической деятельности и реализация её в ДОУ.
Задачи:
изучить теоретико-методологический аспект проблемы управления методической работой в ДОУ;
определить современные требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
изучить существующие модели методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ;
провести анализ образовательного процесса и методической работы в ДОУ
разработать модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ; внедрить данную модель в практику
Для себя использовала традиционную модель педагогического сопровождения деятельности в ДОУ
В процессе нашей работы мы с вами ответим на следующие вопросы
Что такое профессиональное методическое сопровождение воспитателей?
Что помогает развивать профессиональную компетентность педагогов?
Какие формы работы помогают мне повысить уровень профессиональной компетентности?
Как выстроить систему методической работы в ДОУ с педагогами?
Современному педагогу предъявляются более высокие требования. К ним относятся: владение методами и формами деятельности воспитанников; знание теории и методики воспитательной работы; методов управления образовательными системами; использование современных педагогических технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации деятельносного подхода.
Для нашего детского сада этот вопрос наиболее актуален и является приоритетным.
При анализе методической работы были выявлены проблемы: неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми; творческое раскрытие педагога, и в нахождение применения его творческого потенциала в общей работе всего детского сада; нехватка знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. И в связи с этим а нашем учреждении была разработана программа «Развития кадрового потенциала», которая представлена на демонстрационном столе.
Благодаря реализации программы:
мною Были выделены приоритетные направления работы с каждым педагогом. Я объединила педагогов в инициативные творческие микрогруппы которые активно между собой сотрудничают.
Третья микрогруппа
6 педагога (28%).
Первая миктрогруппа
9 педагогов (42 %).
Вторая микрогруппа
4 педагога (19%).
Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:
- пополнение молодыми кадрами повлекло снижение уровня квалификационных категорий, но выявило повышение образовательного уровня педагогов.
- преобладание педагогов в возрасте от 30 до 50 лет и со стажем работы более 10 лет показывает период развития их творческого потенциала
Работая по программа Развития в нашем ДОУ повысился рост образования педагогов, 3 специалиста поступили в высшее учебное заведение, 12 человек не имеющие специального образования прошли курсовую переподготовку, на сегодняшний день 57% сотрудников имеют первую и высшую кВ. категорию (из них в том году аттестовались 3 педагога кат стаж составлял менее 2-х лет.)
Цель моей деятельности в ДОО - повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Моя методическая работа включает в себя методическое сопровождение и обеспечение педагогических работников – взаимное выявление проблемы, затем поиск решения её, через проекты по самообразованию.
Мне как старшему воспитателю необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов. Вот и я разработала для себя таблицы, которые позволили мне отследить работу каждого педагога
Отслеживание профессионального роста педагогов
№ |
Ф.И.О. педагога |
Уровень ДОУ |
Городской уровень |
Областной уровень |
интернет |
|||||||||||||
Заполняется на каждого педагога в отдельности на протяжении его межаттестационного периода.
А теперь я Вам хочу предложить поработать в творческих группах и хочу чтобы Вы поделились своим опытом работы в работе с педагогами визуально разделенные на микрогруппы (у Вас на столах лежат таблички, как я говорила ранее что визуально всех педагогов можно разбить на 3 группы, нужно их заполнить как можно подробнее для того чтобы я при анализе разработала данную таблицу, как методическую рекомендацию для работы с педагогами начинающим старшим воспитателям).
Виды и форм ы методической работы с педагогами разного уровня профессиональной компетентности |
Целевые установки |
Средства реализации цели |
Первая миктрогруппа Молодые педагоги (стаж работы от 0-5 лет) |
||
Вторая микрогруппа Педагоги имеющие стаж работы 5-10 лет) |
||
Третья микрогруппа Стажисты (стаж работы от10 и более лет) |
А теперь разберем Ваши заполненные таблицы: (Таблица) Методическая работа – средство управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов
Виды и форм ы методической работы с педагогами разного уровня профессиональной компетентности |
Целевые установки |
Средства реализации цели |
Первая миктрогруппа Молодые педагоги (стаж работы от 0-5 лет)
- Школа начинающего педагога (на демонстрационном столе) - наставничество - Консультации с педагогами, теоретические и практические семинары - Открытые мероприятия с детьми |
Оказание всесторонней помощи начинающим педагогам по планированию и организации режимных моментов |
Непосредственный просмотр организации режимных моментов у опытных коллег. Показ приемов работы с детьми; Самоанализ совместной деятельности воспитателя с детьми Беседы Практические задания |
Вторая микрогруппа Педагоги имеющие стаж работы 5-10 лет) - Смотры- конкурсы - Консультации с педагогами, теоретические и практические семинары - Открытые мероприятия с детьми |
Совершенствование профессиональной компетентности Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. |
Беседы Консультации Организация совместных мероприятий Моделирование ситуаций, которые можно в дальнейшем использовать в работе с воспитанниками Показ эффективных приемов работы с дошкольниками Участие в педагогических конкурсах на разном уровне |
Третья микрогруппа Стажисты (стаж работы от10 и более лет) - Смотры- конкурсы - Консультации с педагогами, теоретические и практические семинары - Открытые мероприятия с детьми -мастер – классы - методические часы |
Обобщение передового педагогического опыта работы Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов |
Беседы Консультации Организация совместных мероприятий Моделирование ситуаций, которые можно в дальнейшем использовать в работе с воспитанниками Показ эффективных приемов работы с дошкольниками Участие в педагогических конкурсах на разном уровне |
Проводя анализ методической работы проводимой мною в нашем ДОУ я выявила следующие проблемы, которые на слайде: но ведь должны Все педагоги активно работать, распространять опыт работы, участвовать в профессиональных конкурсах и это моя цель которую я стараюсь реализовать на протяжении всей моей педагогической деятельности в ДОУ.
В начале своей деятельности, как старшего воспитателя, я использовала уже существующую модель методической работы, которая основана на традиционном подходе к ее организации и содержанию и выглядит следующим образом, как на слайде.
Но я быстро поняла, что не осуществляется методическое сопровождение образовательного процесса (ОП), т.е. методическая работа (МР) не направляется на повышение результативности образовательного процесса, поскольку имеет своей целью лишь изменение профессиональной компетентности педагога.
Для преодоления выявленных проблем необходима разработка новой модели методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ. И попыталась её разработать .
Она представлена у Вас на столах. (приложение 1,2) И разработала систему методической работы, так же она у вас на столах.
И при внедрении её в практику получили следующие результаты:
- Созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде групп детского сада
Проводятся практические методические часы, мастер-классы, круглые столы, где педагоги делятся накопленным или приобретенным опытом работы между собой.
Все педагоги прошли курсовую переподготовку, проходят курсы повышения квалификации..
Педагоги активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, имеются и победители.(Портфолио представлены на демонстрационном столе)
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его деятельности, а также влияет на качество образовательного процесса. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Сегодня наш детский сад это сплоченный коллектив – единство непохожих, где каждый специалист уникальная личность, творящая, думающая, переживающая команда друг за друга. За последние годы в детский сад пришло работать много молодых, высококвалифицированных педагогов. Мы думаем, что они продолжат традиции нашего детского сада и будут поддерживать имидж нашего сада.
Благодаря знаниям, умению, творческим способностям сотрудников, их любви к детям, детский сад добился хороших результатов в воспитании подрастающего поколения. Малыши любят свой детский сад, и каждое утро с удовольствием спешат сюда, зная, что им здесь рады…
Детский сад помнит своих воспитанников, гордится их успехами, радуется при встрече.
Рефлексия Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям:
1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;
2. Зеленый – понравилось, уже использую материал в работе;
3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.
Перед Вами лежат листочки с рисунками «деревьев» прошу Вас разместить стикиры на данных деревьях следующим образом: каждая веточка подписана разместите стикер так, каких педагогов у Вас больше в вашем ДОУ и черкните 3-5 методов методической работы с ними.
Ваши вопросы.
Приложение:
Таблицы
Презентация
методичка