Методика «Детское стихотворение»
Цель: определить сформированность нравственных качеств, способность к эмпатии; установить эмоциональный контакт с группой учащихся.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Ход проведения: участники рассаживаются на поставленные в круг стулья; учитель говорит о необычности предстоящей работы, читает стихотворение «Гном и Звезда» Андрея Усачёва.
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ.
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Ученикам предлагается на специально приготовленных листочках описать свои первые впечатления от прочитанного стихотворения, передать настроение, которое они испытывали во время чтения ( слушания).
Учитель собирает листочки. Проводится беседа (по степени подготовленности класса).
Для группы слабых учащихся.
Почему Звезда улетела на небо?
Чем вы можете объяснить поступок Гнома?
Как вы относитесь к поступку Гнома?
Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
Для группы более сильных учащихся.
О чём заставило вас задуматься это стихотворение?
Какими словами можно охарактеризовать поступок Гнома?
Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Какие?
Кто в данном стихотворении вызывает большее сожаление?
Какой философский смысл можно увидеть в этом детском стихотворении?
Листочки с впечатлениями от прочитанного стихотворения перемешиваются, и по кругу, вытаскивая по очереди по одному листочку, ученики читают высказывания, объясняют написанное, соглашаются или не соглашаются с мнением, высказанным автором.
Производится обработка и интерпретация результатов. На основе высказываний учащихся учитель вырабатывает мнение о сформированности нравственной направленности личности.