12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Федотова27





Разработка внеклассного мероприятия– тренинга на сплочение коллектива «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах»


Данная разработка использовалась на школьном семинаре – практикуме на тему «Конструирование урока в контексте с ФГОС». В качестве учеников выступали ученики 10 класса, педагоги школы, гости.


Цель: сплочение детского коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, умение принимать особенности другого человека.

Задачи:

Содействие развитию культуры отношений в группе;

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия;

Формирование толерантности.

Актуальность: Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Ожидаемые результаты: Игры, проводимые на уроке, способствовали сплочению группы, взаимодействию всех членов класса между собой.

Класс: 10

Возраст: 15-16 лет

Время проведения урока: 45 минут

Используемые методы и приемы: использовались активные методы обучения (игра)

Оборудование урока:

Клубок ниток

Орехи (грецкие, фундук или каштаны)

Бумажки с именами учеников, листы, ручки

Номера по количеству учеников

Литература, используемая при подготовке к уроку:

http://www.summercamp.ru

www.children.ru

www.malishi.ru

http://ped-kopilka.ru/

План проведения занятия:

Приветствие, выявление темы и целей тренинга

Упражнения на сплочение

Рефлексия
















Технологическая карта внеклассного мероприятия– тренинга на сплочение коллектива «Вместе мы - сила»

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

I этап: Организационный 7 мин.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хотела бы начать, рассказав вам притчу.

«В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

- Ребята, в чем мораль притчи?

- Чему мы посвятим наше занятие?

Ребята, каждый из вас часть классного коллектива, с которым вам предстоит проучиться несколько лет, рука об руку. И важно, чтобы вы всегда действовали сообща и принимали друг друга такими, какие вы есть. Поэтому сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге, который покажет, насколько вам удастся действовать вместе. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе

Настраиваются на работу.

Отвечают, что все трудности можно преодолеть сообща.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели занятия урока после предварительного обсуждения

Познавательные: анализируют притчу, формулируют ответы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

II этап: Упражнения на сплочение 33 мин.

Выявление лидера, организатора класса, выявление общего эмоционального настроя классного коллектива, умение договариваться в различного рода ситуациях, взаимосотрудничество, выявление особенностей каждого из учеников, совместное решение проблем.











Упражнение «Строй».

Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать это вы должны молча. Молодцы! А теперь постройтесь по алфавиту.








Упражнение: «Моя проблема в общении»

Ребята, сейчас вы будете должны написать на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы.




Упражнение с орехами.

Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок.

После того, как орехи будут сложены в мешок, учитель их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого ученика найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других?

По итогам обсуждения учитель проводит аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть, внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам. У ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».

Упражнение «Клубочек»

Часто бывает, что мы, не подумав, а может быть и осознанно, говорим друг другу обидные слова, ругаемся и ссоримся по разному поводу. Я предлагаю вам поделиться друг с другом хорошим настроением и сказать друг другу теплые слова.

Обучающиеся сидят в кругу. По очереди они обращаются друг к другу со словами: «Я тебя ценю, за то, что ты…» Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем каждый ученик отрезает себе ниточку клубка и повязывает на руку, как символ единства класса.

На этом этапе можно использовать еще одну популярную во ФГОС технологию «самостоятельный поиск знаний». Раздаются детям книжки – малышки и они должны найти в них поговорки, притчи, высказывания, пословицы или стихи о дружбе и взаимовыручке.

Ребята строятся молча, после чего проводится обсуждение.Вопросы к детям: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, кто руководил?



Выполняют упражнение. После выполнения упражнения необходимо обсуждение: довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения.




Класс слушает предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.





Находят каждый свой орех, после этого вместе с учителем принимают участие в обсуждении, по каким признакам удалось найти свой орех, сравнить особенности орехов и людей. Сделать соответствующие выводы.















Анализ упражнения. Легко ли было говорить приятные вещи другим детям? Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя сейчас чувствуешь?


Познавательные:выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию

Регулятивные:ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления);формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, стремление понимать и сопереживать друг другу, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; проявление уважения друг к другу.

III этап: Закрепление, рефлексия 5 мин.

Проведение заключительной игры, которая направлена на улучшение эмоционального настроя между коллективом. Подведение итогов занятия.

Упражнение «Тайный друг»

- Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Учитель: При каких условиях получается красивый подсолнух?

Дети: Если все будут стараться.

Учитель. Верно, от старания одного человека ничего не получится. Важно когда мы вместе делаем общее дело.

Учитель. А может один человек испортить общее дело?

Дети: Да. Когда он видит только себя и не старается для общего блага.

- Спасибо вам большое, за данное занятие. У нас с вами после каждого упражнения была рефлексия. Но давайте еще раз закрепим.

Рефлексия:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Стараются общими усилиями сделать красивый ровный круг. Подводят выводы тренинга.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.