Справочный материал на тему «Мини-музей в ДОУ как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Проект мини-музея "Удивительные камни" в детском саду как
форма работы с детьми и
родителями.
«Мини-музей в ДОУ как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
МАДОУ № 101 СП №1
Выполнила: воспитатель
Бобина НадеждаНиколаевна.
г.Миасс
2023г.
|
Содержание
Музеи и музейная педагогика…………………………………………..2
Виды мини-музея………………………………………………………...6
Мини-музей в детском саду……………………………………………..9
Мини-музеи природы………………………………………………..…15
Мини-музей "Удивительные камни"………………………………..…18
Тематический план занятий в мини-музее «Удивительные камни»...22
Значение и использование мини-музея………………………………..24
Список литературы……………………………………………..………25
1.Музеи и музейная педагогика.
Краткая история развития музейного дела в разных странах.
Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение,охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Музейное дело объединяет музейную политику(музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).
Музейный мир развивался во времени и пространстве, ведь само возникновение музея могло произойти лишь на определенном этапе освоения человечеством пространства и времени. Это освоение включало в себя проявление линейной перспективы в живописи, новые географические открытия, достижения естествознания и астрономии и многое другое. В России это произошло позднее,чем в Европе. Только концом XVII века исследователи датируют начало истории коллекционирования в России. Но лишь к XVIII веку сложилось мировосприятие,при котором стало возможно появление музеев. Музей оказался уникальным социальным организмом, который как бы аккумулировал пространство и время и зримо представлял множественность ритмов истории.
Под музейным миром понимается часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.
Современный музейный мир России – это прежде всего 1871 музей системы Министерства культуры Российской Федерации, среди которых 86 музеев федерального подчинения, 1715 местного и 70 крупнейших ведомственных музеев. В них сосредоточено 50 млн. единиц хранения.
Исторические факты свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси: происходило собирание, хранение и демонстрация узкой публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения. Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле связаны с именем и реформаторской деятельностью Петра I, который отличался жаждой знаний, чувством современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса. В начале XVIII века царь Петр сам основал три музея, определив на длительную перспективу пути культурного развития страны. Первый петровский музей – «кабинет диковинок», знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности была открыта для посетителей в 1719 году.
Также можно напомнить, что в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции, главными зрителями и исследователями которых были владельцы этих коллекций. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, в последствие, именно эта большая работа, проведенная коллекционерами в XVIIIвв., легла в основу и содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в. А тогда в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, а в целом музейная политика и музейное дело имели в своей основе просветительские и научные цели.
Далее, ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать,что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым, но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики. Отбор и презентация музейных предметов находились на низком уровне. Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве простые люди интересовались «хлебом насущным», у них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения.
Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев произошли важные перемены. Начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Происходил раздел между публичными представлениями экспонатов и исследовательским собирательством. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок (например, почтовые, промышленно-технические, сельскохозяйственные), которые посещали уже широкие массы населения.
В конце XIX в. возникает термин «музеология» как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея.
Появляются специальные музеологическая литература и периодика. В музеях появились штатные должности хранителей («консерваторов») музейных собраний, реставраторов.
В самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественнопросветительное движение, использующее наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний.
Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.
После Октябрьской революции Советское государство превратило музей во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учет, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж То есть в судьбе русских музеев начался новый период развития.
История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя.
Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах. Факты свидетельствуют, что, например, 1917 год явился важным рубежом в политической и экономической истории страны, но для истории музейного дела таким рубежом стал конец 1920-х годов. А следующий этап, наступает лишь в конце 1980-х годов.
2.Виды музеев.
Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.
Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.
Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.
Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.
Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.
Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества.
Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.
Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.
Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.
Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.
Задачи мини-музеев, их значение для воспитания, обучения и развития.
Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.
Такие выдающиеся педагогики как Петровский В.А., М. Монтессори уделяли большое внимание созданию развивающей предметной среды. Они считали, что необходимо создать такое пространственное окружение, в котором ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и развиваться в различных видах деятельности.
В последнее время, термин «музейная педагогика», получил широкое распространение в педагогической практике школьных и дошкольных учреждений.
Роль музейной педагогики в образовательном процессе занимает особое место, в частности, при решении задач нравственно-патриотического, художественно-эстетического воспитания. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Его восприятие зачастую ограничивается рамками домашних стен и стен детского сада. Поэтому использование мини-музеев помогает расширить представление детей, помочь им «погрузиться» в мир истории предметов, знаменательных событий, «прикоснуться» к культуре родного края. Ввести ребенка в мир социокультурной среды, способствовать возникновению ценностного отношения к наследию родной страны, формировать основы гражданственности и патриотизма, невозможно без приобщения к традициями русского народа, его обрядам, праздникам.
Одно из преимуществ мини-музеев в детском саду, заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.
Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение и в комплексе решает задачи, направленные на:
1. Обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа.
2. Формирование эстетического восприятия и нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.
3.Мини-музеи в детском саду.
Принципы отбора содержания, оформление мини -музеев, их связь с образовательными программами.
В настоящее время проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации,схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.
Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаѐтся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определѐнной цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста. Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря насложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.
Этапы создания музея.
Создание мини-музея – трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского
сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учетом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей ,а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
4.Мини-музеи природы
Задачи, варианты коллекций и экспонатов.
Музеи, посвященные природе (биологические, геологические, отчасти
краеведческие), традиционно любимы детьми и взрослыми. В последнее время чаще стали создаваться музеи, посвященные одному из компонентов природы.
Первый российский музей воды в г. Москве создан Мосводоканалом и расположен на территории бывшей Главной канализационной насосной станции. Посетители знакомятся с историей водоснабжения и канализации Москвы, очистки воды.
Большой интерес у всех посетителей вызывают действующие макеты основных сооружений и электрифицированные карты источников водоснабжения. Не менее интересен российский музей леса в столице. Его экспозиция является одновременно естественнонаучной, исторической, этнографической и отраслевой.
Есть в столице даже передвижной музей дождевого червя, созданный
энтузиастами-экологами для того, чтобы рассказать о важной роли этого животного в природе и изменить традиционно неприязненное отношение к нему. Музей курирует Международное общество друзей дождевого червя. Жители и гости г.
Санкт-Петербурга в музее Арктики и Антарктики (основан в 1930 году как
специальный отдел Всесоюзного арктического института) могут познакомиться с природой и проблемами этих континентов. Среди музеев, так или иначе связанных с природной тематикой, можно отметить музей солнца (г. Новосибирск), музей янтаря (Литва, г. Паланга), музей волка (г. Тамбов), музей зайца (г. Владимир), музей змей (Тверская область), музей науки (Япония, г. Токио). В крупных городах России музеи создаются при высших учебных заведениях и научных организациях, заповедниках. В качестве примера можно привести музей землеведения и Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова, палеонтологический музей Российской Академии наук, геологический музей им. В.И. Вернадского — Музей
истории Земли (научный и просветительский центр Российской академии наук в области наук о Земле), Зоологический музей Зоологического института РАН (г. Санкт-Петербург), естественнонаучный музей Ильменского государственного заповедника Уральского отделения РАН.
Современные дети, особенно городские, сильно оторваны от природы и редко с ней общаются, хотя такая потребность у них есть. Поэтому одна из важных задач развивающей предметной среды в дошкольном учреждении — создать возможности для общения детей с природой. Одну из таких возможностей открывает мини-музей природы. Мини-музеи природы в детском саду появились позже, чем другие виды музеев, однако уже завоевали большую популярность среди детей и педагогов. Главное назначение таких музеев — формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы.
Задачи музеев природы:
— реализация идей устойчивого развития (экологическое образование, природа и культура, природное разнообразие и его поддержка, рациональное использование ресурсов, экологически грамотное и безопасное поведение, уважение ко всем формам жизни, воспитание ребенка как патриота и гражданина планеты и т.п.);
— формирование элементарных представлений в области экологии, биологии, географии, геологии, астрономии;
— формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях;
— формирование элементарных представлений о биоразнообразии и
необходимости его сохранения; — поддержка познавательной деятельности,
интереса к коллекционированию;
— формирование навыков самостоятельной деятельности (экспериментирование, игра, чтение и т.д.);
— познание природы через разные органы чувств.
Мы выделяем два основных вида мини-музеев природы:
1) собственно мини-музей природы, в котором могут быть представлены любые объекты природы и экспонаты, отражающие природные явления и процессы, их взаимозависимость.
2) мини-музеи отдельных компонентов природы (воды, воздуха, солнца, почвы, животных, растений, грибов и т.д.). Среди музеев первого вида могут быть выделены и музеи, отражающие определенную область знаний (экологические, биологические, геологические, палеонтологические, астрономические).
Тематика мини-музеев второго вида также может быть конкретизирована.
Например, среди мини-музеев животных можно выделить мини-музеи домашних, диких, доисторических животных, животных леса или тундры, морей или озер.
Более того, отдельные мини-музеи могут быть посвящены группам животных (минимузеи насекомых, зверей, птиц), конкретным представителям животного мира (мини-музей медведя, зайца, лисы, коровы, лошади и т.п.) Точно также можно выделить ботанические мини-музеи, посвященные всему царству растений, мини-музеи отдельных растений (дерева в целом, дуба, березки) и их частей (минимузеи цветка, листа, коры)
5.Мини музей камня «Удивительные камни»
Профиль музея: естественно-научный.
Цель создания мини-музея:
• Обогащение предметно-пространственной среды группы с целью формирования у детей представлений о многообразии камней и минералов.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразием камней и минералов, их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам.
• Развивать познавательный интерес, навыки опытно-экспериментальной деятельности.
• Познакомить детей с новыми сказками и рассказами.
• Развивать коммуникативные навыки
• Развивать творческие способности, воображение.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
• Формировать интерес к музеям.
Ожидаемый результат:
• Активное участие детей и их родителей в оформлении мини-музея в группе.
• Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней.
• Положительное отношение к деятельности по созданию мини-музея.
• Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий.
• Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация).
• Обогащение познавательно-речевой (составление рассказов) и естественнонаучных (опыты, наблюдения) видов деятельности детей.
Размещение
Мини-музей располагается в группе № 4 «Солнышко», на полке рядом с уголком природы в групповой комнате. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты размещены в коробках, пластиковых контейнерах и снабжены этикетками. Здесь же представлена детская литература, подборки картинок, мини- лаборатория для экспериментирования. В целях безопасности коллекция используются при работе с детьми совместно с воспитателем.
План работы по созданию мини-музея «Мир камней»
1 Подготовительный этап.
Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями. Определение темы и названия музея. Выбор места для размещения.
2. Практический этап.
Сбор экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми. Проведение опытов, экскурсий. Создания мини-музея «В мире удивительных камней»
3. Подведение итогов.
Обмен опытом педагогического мастерства. Посещение мини-музея воспитанниками других групп.
Содержание и экспонаты
В мини-музее представлены объекты неживой природы (камни и минералы), разнообразные изделия из этого природного материала. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов – это разнообразные коллекции природных и искусственных камней и минералов, окаменелостей, песка, глины, ракушек.
Экспонаты мини-музея:
1. Кулон из агата.
2. Яблоко из оникса
3. Дерево счастья из сердолика
4. Янтарное дерево.
5. Розовый кварц.
6. Ваза из натурального камня.
7. Пасхальное яйцо из оникса.
8. Энергия камней. Книга и коллекция камней.
9. Морская галька.
10. Разнообразные морские и речные камушки.
Как используется мини - музей
Материалы мини-музея используются при проведении:
• познавательных и экологических занятий, бесед, наблюдений и опытов,
• экскурсий по мини-музею,
• для свободной деятельности детей (рассматривания, чтения, экспериментирования, релаксации).
Для удобства работы в мини-музее составляется описание каждого экспоната (название экспоната).
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».
В создании нашего музея принимали участие и дети, и родители, и воспитатели. Ребята почувствовали свою причастность к мини-музею. Они принесли из дома экспонаты, пополнили мини-музей своими поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Наш музей можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. И ,конечно, играть в дидактические игры.
На подготовительном этапе мини –музея проводились беседы с родителями и с ребятами в группе. На практическом этапе происходил сбор экспонатов, оформление выставки, знакомство с литературой, изготовление экспонатов для музея с детьми ,проведение опытов,
В нашем мини-музее представлено несколько разделов:
«Галерея камней и изделий из них» экспонаты данной коллекции собраны детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной .
«Выставка книг» экспонаты данной коллекции представлены родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.
«Игротека» экспонаты этого раздела представлены педагогами группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. У нас представлены такие игры как:
Игра « Сосчитай камни»
Игра « Угадай на ощупь»
Игра «Найди самый
маленький камень»
«Лаборатория - экспериментирования» экспонаты данной коллекции предоставлены родителями и педагогами группы. Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
«Песочная терапия. Игры с песком помогают ребенку избавиться от всевозможных страхов и опасений, преодолеть эмоциональное напряжение, улучшить зрение и стабилизировать психоэмоциональное состояние.
6.Тематический план занятий в мини-музее «Удивительные камни»
Дата |
Тема |
Цель |
Октябрь |
"Удивительные камни" |
-Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами |
Ноябрь |
«Путешествие в мир камней» |
-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); |
Декабрь |
Опыт № 1. Определение цвета и формы Опыт №2. Определение размера. Опыт №3. Определение характера поверхности |
-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; -Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; |
Январь |
Опыт№4. Рассматривание камней через лупу. Опыт №5. Определение веса. |
Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). |
Февраль |
Опыт№6: Определение температуры. Опыт № 7. Плавучесть. |
Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде |
Март |
Дидактические игры |
Расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление |
Апрель |
Опыт №8 «Простые и ценные камни в природе»
Опыт №9 «Камни, которые подарило море»
Опыт №10 «Камень, рождённый деревом» |
Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности камня. Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. |
Май |
Рисование на камнях «Превращение камешков»; Лепка «Каменный цветок» в технике мозаики |
Учить детей видеть прекрасное вокруг себя. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, природе. Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе рисования. |
7.Значение и использование мини-музея.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребёнка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
В обычном музее ребёнок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Экспонаты мини-музея часто используются в образовательной деятельности, при проведении занятий.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ:
1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами
музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры.
3. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении
//Управление ДОУ №1-2004.
4. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного
края//Управление ДОУ .-2005, №1
Шуткова Татьяна Михайловна