Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир креатива» технической направленности «Промдизайнквантум»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Промдизайнквантум»
(«Мир креатива»)
Разработчик: педагог дополнительного
образования – Бунеева Юлия Геннадьевна
Актуальность программы
Программа выполняет как образовательную, так и профориентационную роль и позволяет обучающемуся приобрести базовые компетенции в области скетчинга, дизайна среды, компьютерной графики, основ проектирования и т.д., оценить собственные способности в области промышленного дизайна.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели: ― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социальномотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Отличительные особенности и новизна программы
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что происходит последовательное освоение методов исследовательской, проектной и инженерной деятельности.
В ходе реализации программы у обучающихся происходит формирование дизайн-мышления в решении и постановке творческих и аналитических задач, проектировании предметной среды, ознакомлении с процессом создания дизайн-проекта и его основными этапами, изучении методик предпроектных исследований, формировании навыков технического рисования и основ макетирования, базовых навыков 3D-моделирования и прототипирования, развития коммуникативных умений и умений работать в команде, оценивать и презентовать результат (объект) совместной или индивидуальной деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в освоении программы
В реализации данной программы участвуют обучающиеся 8-11 лет.
Объем и срок освоение программы, режим занятий
Срок реализации программы –72часа. Продолжительность занятия – 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв в 10 минут.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Число человек в группе - 15. Сформированные группы имеют постоянный состав, но для решения некоторых задач могут объединяться друг с другом, а также с группами, обучающимися по любым иным программам в рамках Детского технопарка «Кванториум» (по предварительному согласованию).
Цель и задачи программы
Цель: заинтересовать обучающихся процессом создания нового и востребованного, а также обучить дизайн - мышлению и дизайн - аналитике для максимального продуктивного развития будущих специалистов.
Задачи программы:
Обучающие:
- объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;
- сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;
- сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования;
- сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;
- привить навыки проектной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
- способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
- способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
Развивающие:
- формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
- способствовать расширению словарного запаса;
- способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
- способствовать формированию интереса к знаниям;
- способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
- сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Календарный учебный график
Тема | Календарный период | Количество учебных часов |
Кейс 1 - «Основы изобразительного искусства» | ||
Знакомство. Установочное занятие. Введение в промышленный дизайн. | Неделя 1 | 2 |
Групповое творчество | Неделя 1 | 2 |
Основы рисунка- 1 | Неделя 2 | 2 |
Основы рисунка - 2 | Неделя 2 | 2 |
Основы рисунка - 3 | Неделя 3 | 2 |
Основы живописи-1 | Неделя 3 | 2 |
Основы живописи-2 | Неделя 4 | 2 |
Знакомство с функционалом графического планшета. Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | Неделя 4 | 2 |
Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | Неделя 5 | 2 |
Работа в редакторе-1 | Неделя 5 | 2 |
Работа в редакторе-2 | Неделя 6 | 2 |
Работа в редакторе-3 | Неделя 6 | 2 |
Кейс 2 «Система хранения » | ||
Дизайн мышление | Неделя 7 | 2 |
Разработка идеи,поиск аналогов | Неделя 7 | 2 |
Эскизирование | Неделя 8 | 2 |
Макетирование | Неделя 8 | 2 |
Макетирование | Неделя 9 | 2 |
Макетирование | Неделя 9 | 2 |
Испытание объекта | Неделя 10 | 2 |
Доработка объекта | Неделя 10 | 2 |
Кейс 3 «Объемное творчество» | ||
Понятие скульптура и ее виды | Неделя 11 | 2 |
Бумагопластика | Неделя 11 | 2 |
Бумагопластика | Неделя 12 | 2 |
Техника папье-маше | Неделя 12 | 2 |
Техника папье-маше | Неделя 13 | 2 |
Скульптурирование | Неделя 13 | 2 |
Скульптурирование | Неделя 14 | 2 |
Разработка оригинального предмета | Неделя 14 | 2 |
Создание эскиза | Неделя 15 | 2 |
Технология работы с 3д ручкой | Неделя 15 | 2 |
Создание дизайн объекта | Неделя 16 | 2 |
Изучение программы для 3д -дизайна интерьера | Неделя 16 | 2 |
Изучение программы для 3д-дизайна интерьера | Неделя 17 | 2 |
Работа в программе | Неделя 17 | 2 |
Работа в программе | Неделя 18 | 2 |
Презентация | Неделя 18 | 2 |
Итого часов: | 72 |
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во уч.ч. | В том числе: | Форма контроля | |||
теор | прак | инд | свод | ||||
Знакомство. Установочное занятие. Введение в промышленный дизайн | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | Опрос | |
Групповое творчество | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Основы рисунка - 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | Практическое | |
Основы рисунка- 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Основы рисунка - 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Основы живописи-1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Основы живописи-2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Знакомство с функционалом графического планшета. Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Работа в редакторе-1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Работа в редакторе-2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Работа в редакторе-3 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Дизайн мышление | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | ||
Разработка идеи,поиск аналогов | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Эскизирование | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Макетирование | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Макетирование | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Испытание объекта | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Доработка объекта | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Презентация | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | Презентация | |
Понятие скульптура и ее виды | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | ||
Бумагопластика | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Бумагопластика | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Техника папье-маше | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Техника папье-маше | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Скульптурирование | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Скульптурирование | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Разработка оригинального предмета | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Создание эскиза | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Технология работы с 3д ручкой | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Создание дизайн объекта | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | Создание объекта | |
Изучение программы для 3д-дизайна интерьера | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Изучение программы для 3д-дизайна интерьера | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Работа в программе | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Работа в программе | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Презентация | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | ||
Итого часов: | 72 | 13 | 59 |
5. Содержание кейсов
Наименование темы | Теоретическая часть | Практическая часть |
Знакомство. Установочное занятие. Введение в промышленный дизайн. | Освоение базовых понятий предмета. | |
Групповое творчество | Разработка объектов | Создание проекта объекта. Презентация проекта. |
Основы рисунка- 1 | Изучение линейной перспективы | Создание эскизов с применением полученной теории. |
Основы рисунка - 2 | Изучение светотехники, колористики | Создание эскизов с применением полученной теории. |
Основы рисунка - 3 | Техника работы маркером, изучение штриховки | Создание эскизов с применением полученной теории. |
Основы живописи-1 | Создание рисунка с применением полученной теории. | |
Основы живописи-2 | Создание рисунка с применением полученной теории. | |
Знакомство с функционалом графического планшета. Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | Изучение программы для графического дизайна | Создание эскизов в графическом редакторе |
Основы рисования в графическом редакторе Paint.net | Изучение программы для графического дизайна | Создание эскизов в графическом редакторе |
Работа в редакторе-1 | Создание эскизов в графическом редакторе | |
Работа в редакторе-2 | Создание эскизов в графическом редакторе | |
Работа в редакторе-3 | Создание эскизов в графическом редакторе | |
Дизайн мышление | Изучение методов дизайн мышления | |
Разработка идеи, поиск аналогов | Анализ аналоговых объектов, выполнение поисковых скетчей | |
Эскизирование | Создание эскизов | |
Макетирование | Макетирование выбранного объекта | |
Макетирование | Макетирование выбранного объекта | |
Испытание объекта | Испытание объекта | |
Доработка объекта | Доработка объекта | |
Презентация | Презентация | |
Понятие скульптура и ее виды | Понятие скульптура и ее виды | |
Бумагопластика | Создание объекта с помощью бумаги | |
Бумагопластика | Создание объекта с помощью бумаги | |
Техника папье-маше | Создание объекта в технике папье-маше | |
Техника папье-маше | Создание объекта в технике папье-маше | |
Скульптурирование | Создание объекта | |
Скульптурирование | Создание объекта | |
Разработка оригинального предмета | Анализ аналоговых объектов, выполнение поисковых скетчей | |
Создание эскиза | Формирование идей в виде эскизов | |
Технология работы с 3д ручкой | Работа 3д ручкой | |
Создание дизайн объекта
| Формирование идей в виде эскизов | |
Изучение программы для 3д-дизайна интерьера | Изучение моделирования в программе Roomtodo | Освоение навыков работы в трехмерном пакете проектирования |
Изучение программы для 3д-дизайна интерьера | Изучение моделирования в программе Roomtodo | Освоение навыков работы в трехмерном пакете проектирования |
Работа в программе | Практическое моделирование объекта | |
Работа в программе | Практическое моделирование объекта. | |
Презентация | Презентация |
Методическое обеспечение
Методический комплекс систематически пополняется новыми публикациями в области технологии промышленного дизайна и проектирования, разрабатываются новые технологические процессы. Результаты образовательной деятельности отслеживаются и анализируются, составляются карты результативности.
Предложения юных инженеров используются при составлении плана учебных занятий, становятся основой новых проектов.
Методы обучения:
- наглядные (выполнение практических работ, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);
- иллюстративно-демонстративные;
- практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий);
- логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция);
Формы занятий:
- знакомство с различными производствами;
- анализ технологических процессов в производстве;
- анализ собранного материала;
- обмен опытом;
- индивидуальные занятия;
- экскурсии на предприятия с целью сбора материала.
Учебно-методические пособия: «тулкит Промдизайнквантум» Авторы: Саакян С.Г.,
Бурбаев Т.Д., Рыжов М.Ю., Базовая серия «Методический инструментарий наставника»
Дидактические материалы, инструкционные, задания, упражнения, образцы изделий и т.п
Список литературы
Список литературы для педагогов
- Журавлева О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук. — М.: ГЛТ, 2013. — 168 c.
- Кузвесова Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко. — М.: Юрайт, 2020. — 140 c.
- Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика. — М.: Юрайт, 2020. — 209 c.
- Основы дизайна и композиции: современные концепции: учеб. пособие/ Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 183 с
- Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. — М.: Юрайт, 2020. — 111 c.
- Голомбински К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген; Пер. с англ. Н.А. Римицан.— СПб: Питер, 2013. — 272 c.
- Базовые техники скетчинга для промышленного дизайнера Т.Валке, 2020
- Курс промышленного дизайна А.Отт
Список литературы для обучающихся
- Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
- Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
- Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов / Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017. — 85 c.
- Бионика для дизайнеров: учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 232 с.
- Джанда М. Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / М. Джанда. — СПб.: Питер, 2019. — 384 c.
Интернет-ресурсы
https://www.tinkercad.com/dashboard
https://doc279467733_441693383?hash=IwezzZNDlMG0XbZ1JB1tPZ1olF0NSrszcPHQmYw
https://designadvice.ru/spisok-literatury-po-promyshlennomu-dizaynu/
https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3608/1/01337.pdf
https://3d.globatek.ru/world3d/generative_design/
https://infourok.ru/urok-20-bionika-kak-istochnik-idej-promyshlennogo-dizajna-vypolnenie-proektnogo-eskiza-transportnogo-sredstva-ili-bytovoj-tehnik-5542797.html
http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf
http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf