Сценарий экологической игры «Мир животных и растений»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Мир животных и растений
(сценарий экологической игры)
Составил:
педагог дополнительного образования
Кузнецова З.Х.
Владикавказ, 2020г
Экологическая игра «Мир животных и растений»
Цель: Расширять интерес детей к животному и растительному миру, используя занимательные задания, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям.
Ход игры
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую всех собравшихся для участия в игре «Мир животных и растений». Сегодня вы не только покажите свои знания, но и узнаете много нового, интересного. За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла.
Задание 1 «Разминка»
Трава от 99 болезней (Зверобой)
Слепыми или зрячими рождаются зайцы (Зрячими)
Кто может пить ногой (Лягушка)
Пингвин – птица или нет (Птица)
Самое сладкое дерево наших лесов (Липа)
Разноцветные грибы (Сыроежки)
У кого каждый день растут зубы (У бобра, зайца)
Какая ягода бывает черной, красной, белой (Смородина)
Какая птица летает выше всех (Орел)
Кто спит вниз головой (Летучая мышь)
Самая высокая трава (Бамбук)
Название какого растения говорит, где оно живет (Подорожник)
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (Кукушка)
Перед какой погодой птицы перестают петь (Перед дождем)
Что теряет лось каждую зиму (Рога)
Какая птица может летать хвостом вперед (Колибри)
Задание 2 «Буква убежала»
Будем мы сейчас играть:
От слова букву отнимать.
Букву верно убери,
Звероимя запиши.
БРЫСЬ – (хищница)
ЖАРА – (попугай)
МРАК – (пресноводное животное)
КЛЕЩ – (рыба)
КОСА – (насекомое)
БОКА – (змея)
СНОВА – (птица)
ЖАБРЫ – (земноводные)
СКЛОН – (копытное животное)
ШУТКА – (птица)
ГОЛЕНЬ – (копытное животное)
ЖАРКО – (попугай)
ГНУС – (антилопа)
ДЛАНЬ – (копытное животное)
СКИТ – (морское животное)
КОМАР – (морское животное)
ПИСТОН – (змея)
ПЛАНКА – (самка оленя)
КОБУРА – (змея)
НАРЫ – (верблюд)
Задание 3 «Зверозоология»
Игроки, посовещавшись, поднимают карточку с вариантом ответа.
Хитрое задание это:
Дан вопрос и три ответа.
Поразмысли – не спеши,
Верный ты ответ найди!
Для чего дятел «барабанит» весной?
А) клюв чистит
Б) кому-то что-то сообщает
В) музыкой увлекается
1б-барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
Зачем слону слюни?
А) плеваться, как верблюд
Б) для защиты от мух
В) для охлаждения тела
2в-слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха
Б) освобождается от насекомых
В) пищу ищет
3б-опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
Сколько перьев у птиц?
А) более тысячи
Б) менее тысячи
В) не пересчитать
4а-у голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
Какая рыбка играет в баскетбол?
А) нет такой
Б) аквариумная рыбка
В) сказочная рыбка
5б-аквариумная рыбка «клюворыл-гнатонемус», если в аквариум бросить сухую горошину или поролоновый шарик, играет им, толкает мячик клювом, подбрасывает его вверх.
Для чего дельфины плачут?
А) для защиты глаз
Б) чтобы вызвать жалость
В) для нервной разрядки
6а-слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
Что означает зевок гамадрила?
А) желание поспать
Б) желание поесть
В) желание подраться
7в- собакоподобная обезьяна гамадрил, когда хочет подраться или напугать соперника, начинает зевать, выставив на показ все зубы, десны, глотку и язык., кто быстрее устанет зевать – тот и проиграл.
Кто тяжелее слона?
А) Муравей
Б) Бегемот
В) Акула
Г) Жираф
Кто спит головой вниз?
А) Летучие мыши
Б) Морской конёк
В) Слизняк
Г) Бабочка
Где раки зимуют?
А) В Караганде
В) В своём гнезде
В) В песке
Задание 4 «Угадай-ка»
(Участникам необходимо дать правильный ответ, опираясь на внешние признаки, образ жизни, среду обитания и т.д.).
По каким признакам можно отличить живые существа от неживых? (Все живое двигается, питается, растет и развивается, размножается, умирает)
Как зовут зверька, которого прозвали барометром? (Бурундук – начинает волноваться, резко посвистывать, Иногда закрывает лапками ушки и жалобно кричит).
Какого гриба надо остерегаться и почему? («Поганки» – бледная поганка содержит яд сильнее укуса змеи).
Почему тушканчика называют удивительным зверьком? (Тушканчик имеет лапки кенгуру, тельце мышки, уши зайца, хвост льва).
«Ленивец» – почему это животное имеет такое странное название? (Его движения всегда медленны и вялы, если его не тревожить, он будет спать все время. Он просыпается только, чтобы поесть. В его длинной шерсти живут мельчайшие микробы).
Какое дерево называют «красавицей русских лесов»? (Березы).
В парах каких растений продукты сохраняют свежесть? (Растения, убивающие микробов» – чеснока, хрена, лука, горчицы).
У какой змеи, имеющий на голове белый крест, при извивании тела жесткие чешуйки трещат и стрекочут, как масло на раскаленной сковороде? (Змея ЭФА).
Огромные запасы сгнивающих в воде растений используют как топливо. Что это за топливо? (Торф).
Без какого насекомого водным растениям придется плохо, так как их некому будет чистить? (Улитка).
Что такое – земля без земли? (Пустыня).
Рыба, способная несколько минут обглодать человека до костей. (Пиранья).
Как называется участок земли посреди пустыни с естественным и искусственным увлажнением. (Оазис).
Самый красивый попугай, наряд которого занимает первое место в мире. (Ара).
Гигантская змея, наводящая страх на жителей Южной Америки? (Анаконда).
От какого насекомого гибнут даже выносливые верблюды? (От паука-каракурта).
Почему опытные огородники приносят жаб и выпускают их в огород? (Жабы поедают большое количество насекомых – вредителей, например мух, комаров, гусениц).
Чем вредны искусственные моря, дамбы на реках? (Застой воды нарушает жизнь растений, животных, рыбы; вода становится затхлой, начинает зарастать).
Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик. Орган слуха у него расположен на голенях передних ног).
Каких насекомых можно считать домашними? (Шелкопряд, пчела).
Почему при укусе комара ощущается зуд? (В ранку попадает ядовитая слюна вместе с обезболивающим веществом; когда действие обезболивающего вещества проходит, появляется зуд).
Можно ли по внешнему виду отличить гадюку от ужа? (У ужа по бокам головы яркие желтые пятна, зрачок у ужа круглый, а у гадюки узкий вертикальный).
Какие животные восстанавливают утраченные конечности? (Саламандра, ящерица, краб, рак, морская звезда).
Задание 5 «Маленькие раны»
Каждая команда получает письмо с жалобой и называет автора письма.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)
Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Их ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. (Береза)
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей в заросли кустарника, влажные сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, как от лекарственных растений! (Ландыш)
Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой я порхаю с сестрами, если на опушке леса появляются дети. Они стремятся поймать нас. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию… (Бабочка)
Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки они так и норовят обломать их. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкручивать, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. (Ель)
– Какие меры можем предпринять, чтобы не получать такие письма?
Задание 6 «Большие раны»
Участникам игры представлены картинки с изображением исчезнувших животных (странствующие голуби, морские коровы, дронт, тур)
– Вы когда-нибудь видели или слышали что-нибудь об этих животных? Как вы думаете, почему они попали в тур «большие раны»?
– Правильно. Эти животные исчезли с лица земли. А как это произошло?
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор , пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Дронт был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове недалеко от Африки. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.
Тур был мощный зверь с мускулистым, стройным телом высотой в холке около 170-180 см и массой до 800 кг. Высоко посаженная голова была увенчана длинными острыми рогами. Окраска взрослых самцов была чёрной, с узким белым «ремнём» вдоль спины, а самок и молодых животных – рыжевато-бурой. Жили туры небольшими группами или в одиночку, а на зиму объединялись в более крупные стада. Естественных врагов у туров было мало: эти сильные и агрессивные животные легко справлялись с любым хищником. Причиной вымирания тура являлось как прямое преследование со стороны человека (охота), так и вытеснение его из естественной среды обитания (земледелье, скотоводство).
– Что делается во всем мире для спасения животных и растений?
Задание 7 «Зверометки»
Мы должны заботиться о братьях наших меньших. Мы ведь во многом похожи на них. Очень часто в русском языке, чтобы выразить положительную или отрицательную характеристику человека или предмета используют для сравнения названия животных. Каких?
Суетиться, хлопотать – Кружиться как____________________ в колесе.
Неглубоко, мелко – По колено __________________________________.
Проучить, пригрозить – Показать, где _____________________ зимуют.
Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя ___________.
Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого _____________________________________________.
Слегка, наскоро утолить голод – Заморить ________________________
Недружно, в постоянной ссоре – Жить как ___________ с ___________
Сам не пользуется чем-либо и другим не даст – Как ___________ на сене.
Преувеличивать что-либо – Делать из ____________________________.
Что случилось, как объяснить? – Какая ___________________ укусила.
Ни к чему не придерешься – ______________________ носа не подточит.
Тревожно, неспокойно – На душе скребут ________________________.
Неискреннее сожаление – Лить __________________________ слезы.
Приобретать нечто неизвестное – Покупать __________________ в мешке.
Нет музыкального слуха – _______________________ на ухо наступил.
Задание 8 «Народная мудрость»
Как волка не корми (Он все в лес смотрит)
Лиса и во сне (Кур считает)
Два медведя в одной берлоге (Не уживутся)
Трус и таракана посчитает (За великана)
Слово не воробей (Вылетит, не поймаешь)
На смелого собака лает (А трусливого кусает)
Корми корову сытнее и молоко будет (Жирнее)
Волков бояться (В лес не ходить)
Загадки в пословица и поговорках
Нужно отгадать загадки, заданные пословицами и поговорками.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. (Волк).
Ей хвост не для красоты нужен. (Лиса).
Не буди спящего его. (Лев).
Лапки ее мягки, да когти остры. (Кошка).
Не гони его кнутом, гони овсом. (Конь).
Он свинье не товарищ. (Гусь).
Ей даны крылья, а человеку разум. (Птица).
Ласточка день начинает, а он кончает. (Соловей).
Кто бы его знал, кабы носом не стучал. (Дятел).
Здоровое дерево он не долбит. (Дятел).
Не прикидывайся ею: волк съест. (Овца).
Яйца ее не учат. (Курица).
Всякая она своим пером красуется (Птица).
Свои иголки ему не колки. (Еж)
Весна красна ими, а осень плодами. (Цветок).
Задание 9 «Что написано пером – не вырубить топором»
Каждая команда должна будет «распутать» пословицы, быстрее и правильнее отыскивая нужную концовку.
1. Нет птицы мудрее, чем сова 1. Свои часы знает.
2. На словах – орел, 2. А умом тетерев.
3. Всякая сорока 3. Выше солнца не летает.
4. И орел 4. Низко сел.
5. Каждая курица 5. Птица.
6. И петух 6. От своего языка погибает
7. Видом орел 7. Всю жизнь не проходишь.
8. За морем и синица 8. Свой насест знает.
9. В одних перьях 9. Всем в лесу голова.
10. Молодой журавль высоко взлетел, да 10. На деле мокрая курица.
Правильные ответы: 1-9; 2-10; 3-6; 4-3; 5-8; 6-1; 7-2; 8-5; 9-7; 10-4
И вот пришел прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Вы стали немножечко умней.
Литература.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994 г.
Ю. К. Школьник. Животные. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.
Ю. К. Школьник. Подводный мир. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.
Начальная школа №41, 1999 г. Приложение к газете «Первое сентября»
Начальная школа №21, 2003 г. Приложение к газете «Первое сентября»
9