12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Канагина Лариса Валерьевна324
Педагог дополнительного образования в учреждении: ГБУ социального обслуживания Краснодарского края "Горячеключевской комплексный центр социального обслуживания населения" (Отделение помощи семье и детям)
Россия, Краснодарский край, Горячий Ключ
Материал размещён в группе «Дошкольники»
3

Нетрадиционные практики экологического воспитания в дошкольном образовании: «Экологические сказки и экологический театр»

Автор статьи:

Канагина Лариса Валерьевна,

старший воспитатель высшей категории,

МБДОУ детский сад № 9 г. Горячий Ключ

 

Анонс: статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, активно внедряющим в практическую деятельность современные педагогические технологии, нацеленные на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Статья иллюстрируется слайдовой презентацией.

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:

Экологические сказки и экологический театр

 

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный,

потому, что в мире много существ меньше и слабее меня,

и можно сделать им добро, хотя бы тем,

чтобы пройти мимо, не задев, не затронув».

Е. Леонов

 

Экологическое воспитание, как и многие другие аспекты воспитания личности, начинается с раннего детства. Привитие детям интереса к природе, стремления любить, беречь и сохранять её возможно посредством разнообразных педагогических практик, включающих ряд методов и способов, средств воспитательного воздействия и продуктивного взаимодействия детей и взрослых. Однако важно помнить, что основываясь только лишь на одних знаниях об объектах и явлениях природы, связях между ними, сформировать экологически рациональное поведение личности – невозможно. Для этого необходимо воспитание стремления души, что в педагогической дидактике обозначено термином «отношение».

В данном контексте наиболее действенными и эффективными средствами можно назвать экологические сказки и экологический театр (слайд 1). Отметим, данное направление нельзя в полной мере отнести к разряду инновационных (например, педагогам-практикам широко известны методики Николаевой Светланы Николаевны, Рыжовой Ольги Алексеевны, популярные ещё в 80-90-е годы). Следовательно, инновационным данный подход не является, вместе с тем его можно отнести к разряду реновационных, т. е. обновлённых.

Итак, какие же особенности отличают экологические сказки и экологический театр в современных условиях? Во-первых, меняется содержание (приоритетным является отражение проблем экологии), во-вторых, меняется подход к организации (приоритетным является деятельностный, например, постановка экологической сказки по сценарию, созданному совместно с детьми, в основу которого положена экологическая проблема).

Так что же такое «экологические сказки» и «экологический театр»? Средство, метод или технология? Напомним, что в дошкольном образовании практикуется 8 основных педагогических технологий (слайд 2). Каждая из них решает определённые задачи посредством включения методов, приёмов, способов и т. д. Если говорить об экологическом воспитании, то для решения задач проблемного, поискового, продуктивно-творческого характера мы также можем применить те или иные технологии (например, из 8-ми представленных мы можем использовать как минимум 6). В свою очередь, внутри выбранной нами технологии мы можем использовать сказку или театрализованную деятельность как средство, метод или организационную форму мероприятия.

Уникальная ценность экологических сказок и постановок состоит в том, что эмоционально окрашенные образы и события, описанные и воспроизведённые в них, сначала способствуют формированию и накоплению у детей эмоционального опыта и отношения к персонажам и явлениям, затем – развитию стойкого позитивного отношения к природе и воспитанию основ экологически рационального поведения.

Среди прочих, экологические сказки отличают некоторые особенности, а именно (слайд 3):

содержание сказок несёт в себе «экологическую информацию» (даёт научные знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром);

сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления;

сказки помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания;

сказки помогают открыть способность души человека, тонко чувствовать окружающий мир;

сказки нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе;

главная особенность экологических сказок – содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Экологические сказки условно можно разделить на несколько групп (слайд 4). Данное деление целесообразно рассматривать не как классификацию по какому-либо признаку, а как логическую последовательность познавательного материала по типу усложнения смысловой нагрузки:

сказки, где дети получают знания об определённом объекте или явлении природы. Например: «Почему у Земли платье зелёное?» (рекомендуется после проведения непосредственного наблюдения за объектами или явлениями природы, что позволит сопоставить увиденное и услышанное, проанализировать, сделать заключения);

сказки, в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах и явлениях в природе, о связях и зависимостях, которые существуют в природе. Например: «Приключения муравья» (рекомендуется, когда ребёнок уже имеет знания об описанных в сказке объектах, но связи и зависимости между ними ещё требуют осмысления и закрепления);

сказки, которые позволяют детям обобщить и систематизировать полученные ранее знания из различных источников. Например: «Путешествие Капельки по свету» (рекомендовано при наличии у ребёнка определённой системы знаний о природе и умения творчески перевоплощаться в образ);

сказки, которые раскрывают влияние человека на природу, а также взаимосвязи между ними. Например: «Разве озеро – свалка? или Сказка о Рыбаке и Рыбке на новый лад» (рекомендовано сопровождать беседами, рассуждениями, что позволяет ребёнку легче воспринимать и анализировать информацию).

В педагогической литературе представлено несколько интерпретаций понятия «экологический театр», а именно (слайд 5):

Экологический театр – это новое направление, нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, открывающая возможности творческого поиска в процессе познавательных костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, результатом которого являются формирование дополнительных (сверх традиционной общеобразовательной программы) знаний и практических навыков в области экологии, а именно: охрана и бережное отношение к природе.

Экологический театр – это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Косвенное отношение к экологическому театру имеет такая форма работы как Экологическая агитбригада – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, целью которой является активизация экологического движения на определённой территории, привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды и пропаганда природоохранной деятельности окрестностей (отличительные особенности: мобильность, актуальность, оперативность; возрастная категория – старший дошкольный возраст; содержание деятельности: массовые публичные выступления (постановки, концерты), акции, трудовой десант, зелёный патруль и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии: через образы, краски, звуки, музыку; умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы. Театрализованные постановки можно рассматривать как моделирование разностороннего жизненного опыта детей – эмоционального, интеллектуального, духовного и физического; как неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий; как способ приобщения к духовному богатству.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, показывать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего всё вокруг; основные правила поведения в природе. Инсценирование экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Театрализованные постановки легко воспринимаются и запоминаются, они способны привлечь любую зрительскую аудиторию, пропагандируют экологические знания. В инсценировке могут принимать участие дети всей группы. К выбору темы следует подходить очень ответственно, содержание должно соответствовать возрасту детей. Особенно важно для экологических постановок придумать оригинальное начало (завязка сказочного сюжета), способное сразу привлечь внимание публики. Заканчивать действо желательно на оптимистической ноте, оставлять зрителю надежду на лучшее (счастливый конец); обязательно должна присутствовать мораль (вывод о том, чему учит сказка).

Создание театрализованной экологической постановки предусматривает поэтапный характер и может быть организовано по типу реализации проекта (слайд 6). На первом этапе традиционно определяется проблемная ситуация, суть которой (не зависимо от содержания) заключается в том, что дети не обладают достаточным количеством информации. Как правило, следом за проблемой возникает противоречие, обусловленное тем, что дети, ввиду малого социального опыта и отсутствия возможности воспользоваться широким спектром информационных источников, не могут самостоятельно решить данную проблему и, следовательно, обращаются за помощью ко взрослым (педагоги, семья).

На этапе выявления представлений детей о поставленной экологической проблеме и планирования последующих действий по её разрешению успешно работает «модель трёх вопросов» (что мы знаем? что мы хотим узнать? что нужно сделать, чтобы это узнать?). Данный этап также предполагает изучение и сбор информации экологического характера.

Далее следует этап сочинительства, создания авторского сценария в соответствии с выстроенным алгоритмом: завязка сказочного сюжета, запрет, нарушение запрета, последствия нарушения, появление помощников (персонажи на основе природных объектов и явлений), подсказка к способу достижения цели, преодоление трудностей героем, одержание победы героем (с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов), счастливый конец (присказка), мораль (чему учит сказка). Достижением общего дела на данном этапе является сценарий будущей постановки (возможно с иллюстрациями и эскизами костюмов, декораций и т. д., созданными детьми и взрослыми).

В ходе следующего этапа осуществляется распределение ролей, работа над образом, ролевыми диалогами, сценическим костюмом, оформлением сцены и др. Завершающим мероприятием является представление результатов коллективной деятельности – театрализованная постановка на экологическую тему (с приглашением родителей, детей других групп).

Деятельность в рамках экологической сказки или экологического театра существует не обособленно, поскольку предполагает систему в проведении мероприятий, а также сочетание (интеграцию) с другими видами детской деятельности (слайд 7):

С воспитанниками: экологические беседы, ситуации; организованная образовательная деятельность познавательного направления; экологические экскурсии, прогулки, квесты, походы; «Уроки доброты», творческие задания (сказки на новый лад, сказки с продолжением, сказки наоборот, с изменением концовки, с персонажами из других сказок и др.); экологические конкурсы, творческие выставки; экологические акции, трудовой десант, «Зелёный патруль», экологические агитбригады; Клуб исследователей природы, «Лаборатория юного эколога», познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность; трудовая деятельность в уголке природы и на участке (огород, клумба, цветник и т. д.); наблюдения за объектами и явлениями природы, за трудом взрослых; чтение (восприятие) литературы, рассматривание демонстрационного материала, прослушивание и просмотр (аудто-, видеоматериалы, слайдовые презентации и т. д.); заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет и др.; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные игры; оснащение и пополнение РППС (макеты, модели, коллекции) и др.

С семьями воспитанников: тематические беседы, индивидуальные и ситуативные беседы; анкетирование по вопросам экологического воспитания; экологическая пропаганда и просвещение; информационные стенды; фото-, видеорепортажи (о проблемах экологического характера, о домашних питомцах и т. д.); организация экскурсий, тематических прогулок, туристических походов; совместная реализация экологических проектов; совместное изготовление костюмов, атрибутов, декораций для выступлений детей (концерты, постановки и т. д.); изготовление поделок из бросового и природного материала; участие в выставках и конкурсах; совместная продуктивная деятельность в организации досугов и праздников; участие в трудовой и социально значимой общественной деятельности (субботники, акции и т. д.); взаимодействие с общественными организациями по вопросам экологии, охраны природы и природных объектов и др.

Рекомендуемая литература и методические пособия (слайд 8):

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.

Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. стр. 36-42. 

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новосёловой, М.: Просвещение, 1989. – 188 С.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 С.

Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования

в детском саду. Цветной мир 2012г.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.

Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО. Учитель 2016г.

Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 112 С.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками  разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 С.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников

Москва Издательский центр «Академия» 2013г.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. стр. 40-49.

Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Любовь Витальевна, 11.04.19 в 22:39 0Ответить Пожаловаться
Большая работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.