Мир растений. Наука о растениях – ботаника
Раздел: Введение. Общее знакомство с растениями. (1).
Тема: Мир растений. Наука о растениях – ботаника.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.
Оборудование: гербарии, комнатные растения, коллекции насекомых, чучела животных, животные из живого уголка; таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала.
Ключевые понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органического мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, доядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукариоты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Формирование знаний, умений, навыков.
1. Рассказ о правилах поведения в кабинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для учащихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных материалов. Желательно также иметь в кабинете стенд с подробным изложением правил техники безопасности, так как напоминать о них детям придется постоянно.
2. Изучение нового материала Беседа учителя с учащимися
Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. А какие группы живых организмов вы можете назвать? Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.
А как вы думаете, что означает слово «биология»! Вы можете подобрать к нему однокоренные слова? Геология, экология, Греческие корни. Слово «биос» означает жизнь, а «логос» — учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк. Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в различных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» — самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, изучением которой мы с вами займемся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. А кто знает, что означает слово «ботаника»? Это слово тоже происходит от греческого слова «ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение». Но на какие же еще «ветви» делится наука биология?
Давайте вместе с вами заполним таблицу.
Структура науки биологии
Наука | Предмет изучения |
Ботаника | Растения |
Зоология | Животные |
Микология | Грибы |
Микробиология | Микроорганизмы |
В этом году мы с вами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники, микроорганизмы.
Но как можно разобраться во всем многообразии живых организмов? Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп.
Такие большие группы живых организмов называют царства. Попробуйте самостоятельно дать определение этому понятию. Запишите определение в тетрадь: Царство — самая крупная единица систематики. Систематика — это наука о классификации.
Все живые организмы принято делить на четыре царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них — дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.
Давайте изобразим все это схематически.
Рассказ учителя с элементами беседы
Итак, наука биология изучает живые организмы. Для начала давайте вспомним, чем живые организмы отличаются от неживых. Итак, все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание, размножение (воспроизведение себе подобных),
Прокариоты
Дробянки
Бактерии - от более примитивных неподвижных без клеточной стенки гетеротрофов около 3,8 млрд лет назад (архейская эра)
Цианеи (сине-зеленые водоросли) от примитивных фотосинтезирующих одноклеточных организмов около 3—3,2 млрд лет назад
Эукариоты
Животные
Низшие животные (одноклеточные) от примитивных подвижных одноклеточных организмов с гетеротрофным питанием
Высшие животные (многоклеточные) от одноклеточных ядерных жгутиковых гетеротрофных организмов около 1,6 млрд лет назад
Грибы
Низшие грибы от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2—1,8 млрд лет назад (раньше царства животных и царства растений) Высшие грибы от примитивных представителей низших грибов в кембрийский период.
Растения
Багрянки (красные водоросли) от примитивных одноклеточных подвижных организмов в девонский период.
Настоящие водоросли (зеленые и бурые водоросли) от разных групп примитивных . одноклеточных подвижных организмов в силурийский и девонский периоды
Высшие растения от примитивных зеленых водорослей в силурийский период
Рост (увеличение массы и размеров организма) и развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы все тоже слышали. Лавины, камнепады, реки тоже двигаются.
Различия животных и растений
Признак сравнения
Растения
Животные
Питание
Образуют питательные вещества
За счет энергии света
Питаются готовыми органическими веществами
Рост
Не ограничен
Большинство растет до определенного возраста
Движение
Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения
Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения
Газообмен
Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)
Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу
Строение клетки
Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов
Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют
Грибы же занимают как бы промежуточное место между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пищу, а растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе — это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто — тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют их с растениями или с животными.
Давайте, их перечислим.
Признаки грибов, сближающие их с царством растений:
• Прикрепленный образ жизни.
• Неограниченный рост в течение жизни.
• Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов).
Признаки грибов, сближающие их с царством животных:
• Наличие хитина в клеточных стенках.
• Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма.
Основные сферы использования растений человеком.
• Продукты питания.
• Корм для животных.
• Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).
• Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности.
• Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.
• Декоративная роль.
• Охрана и улучшение окружающей среды.
В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается непонятного, неизвестного и увлекательного.
IV. Закрепление знаний, умений, навыков.
1. На какие науки делится наука биология?
2. Что изучает наука ботаника?
3. Что изучает наука зоология?
4. Что изучает наука микробиология?
5. Что изучает наука микология?
6. Какие организмы относят к доядерным?
7. Назовите признаки живых организмов.
8. Каковы основные различия животных и растений?
9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных.
10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
11. Какова роль растений и в жизни человека?
12. Какова роль растений в природе?
13. Каково общее число ныне живущих видов растений?
V. Итог урока.
VI. Задание на дом.