Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе «Фонетика»
Пояснительная записка к презентации
Фонетика (2 урока)
Минутка культуры речи:(на слайде) Альтруизм− бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других. Приведите примеры альтруизма в известных вам произведениях. Запишите это определение в тетрадь, сверху подпишем ЧР каждого слова, разберем предложение по членам предложения.
Фонетика-наука, которая изучает звуки речи. Почему именно речи? Давайте создадим тишину и послушаем, какие звуки мы еще можем услышать. Их нельзя никак обозначить, только звуки речи мы можем записать (и то не все).
Вопросы для повторения:
-какие буквы имеют 2 звука, если стоят в начале слова или после гласной?(я, ё, ю, е)
-какие буквы не имеют звуков?(ь, ъ)
-сколько гласных звуков в РЯ?(6)
1.(на доске) Спишите слова в столбик и рядом напишите, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки(!), а не буквы: лог(кол), гол(лог), лед(толь), потоп(Потап), лоб(пол), лей(ель). Проверяем по цепочке.
2.(на слайде) Спишите слова и подчеркните те, в которых букв больше, чем звуков: алюминиевый, юбиляр, вьетнамская, грустный, яростный, маячить, вскользь, поющие, тростниковые, бьющаяся, подстричь. Проверяем по цепочке.
3.Повторяем глухие и звонкие звуки, если я называю глухой звук – хлопаем, звонкий− топаем: п, р, д, ш, м, у(на звон./глух. делятся только согласные!), н, ч, ф, т, в.
4.Фонетический разбор слова ДЕКАБРЬ. 2 человека у доски с обратных сторон, остальные работают на местах. Первые 3 тетради проверю на отметку.
5.(на слайде) Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так:
Тот дед шалаш
Правильно ли выполнено задание?
В начале 2 урока диктант «По следам ошибок (в тетрадях по литературе)»:
Иллюстрация, воинский, басня, французский, путешествовать, препятствие, присказка, искусство, отрицание, объединиться, гипербола, преувеличение.
6.(на слайде) Прочитайте вслух четверостишие С.Я Маршака. Сколько раз вы произнесли звук [о], а сколько букв о? Почему такая разница?
Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время - не время,
Если оно миновало.
7. упр. 265
8. (на слайде)Спишите слова и определите, какое третье слово лишнее:
Конечно, нарочно, игрушечный (произносится не шн, а чн)
Что, нечто, чтобы(произносится чт, а не шт)
Чувство, баловство, да здравствует (ф выпадает, а не произносится)
9. упр. 270
10. Составьте слово из звуков(устно):
1-й глухая пара звука з
2-й глухая пара звука д
3-й гласный о под ударением
4-й гласная пара звука г
11. упр. 276
ДЗ: упр. 274