Модель программы внеурочной деятельности на уроках немецкого языка
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Данная программа дополнительного образования для обучения немецкому языку разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
2. Закона Российской Федерации об образовании.
3. Учебного плана образовательной организации
В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе.
Направленность программы
Программа дополнительного образования “Deutsch! Toll, nicht wahr?”
предназначена для учащихся 5 классов, относится к филолого-гуманитарной направленности деятельности, является модифицированной.
Актуальность
Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации
(использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Основное значение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию
иноязычных Интернет-ресурсов для социокультурного освоения современного мира и социальной адаптации в нём.
Новизна
Новизна настоящей программы заключается в сочетании стандартных методов обучения (деятельностный, практико-ориентированный, с инновационными фрагментами (работа за ПК, использование интерактивной доски). Кроме того, в процессе обучения часто применяются проблемное изложение, частично-поисковый метод и метод проектной работы.
Педагогическая целесообразность
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 10-11 лет. Возникновение программы продиктовано необходимостью подготовки учащихся к усвоению сложных грамматических явлений в немецком языке, требующих высокой степени сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников 5 классов на данном уровне изучения немецкого языка и создающих реальные
предпосылки для использования немецкого языка при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации и намерения).
Цель:
Развитие познавательных способностей подростков 10-11 лет средствами иностранного языка.
Задачи:
Обучающие:
· формирование мотивов к познавательной и творческой деятельности;
· формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
· развитие коммуникативной компетенции,
· развитие активной жизненной позиции,
· развитие коммуникативной культуры.
Воспитательные:
· приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
· формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Отличительные особенности программы
На занятиях огромное значение уделяется развитию механизмов памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и познавательных способностей учащихся.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Познавательные способности достаточно сложно развивать в рамках одной школьной дисциплины. Более эффективно чередовать задания из разных областей человеческой деятельности, тогда происходит переключение учебной деятельности с одной дисциплины на другую. Кроме того, интеграция знаний, связанных с предметами гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществознание, а также география, способствуют развитию речи и пополнению словарного запаса.
К тому же ученик на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Курс построен концентрически на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
· системность;
· междисциплинарная интеграция;
· дифференциация.
Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования:
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рекомендована для учащихся 5 класса, может быть реализована в течение одного года. Продолжительность занятия составляет один учебный час 1 раз в неделю (35 часов).
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в форме тренингов, семинаров, лингвистических игр, защиты проектов.
Ожидаемый результат и способы определения результативности
При прохождении программы обучающиеся получат возможность узнать:
- национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- употребительную фоновую лексику и реалии страны изучаемого языка: распространённые образцы фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- образцы художественной и научно-популярной литературы;
- роль владения иностранными языками в современном мире;
- особенности образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно-известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);
- сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
Обучающийся научится:
- владеть немецким языком как средством общения;
- хорошо разбираться в грамматических структурах и явлениях немецкого языка;
- составлять рассказы и высказываться по всем устным темам курса;
- писать собственные высказывания с элементами сочинения по предложенным темам;
- принимать участие в проектах на немецком языке и составлять презентации для защиты проектов.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
· диагностика знаний учащихся, открытые занятия;
· участие в различных конкурсах по иностранному языку;
· участия детей в олимпиадах по немецкому языку «Олимпус» и «Альбус» ИРШО г. Калининград;
· участие учащихся в международной предметной олимпиаде Центра развития одарённости г. Пермь.
Содержание программы дополнительного образования “Deutsch! Toll, nicht wahr?”
Немецкий! Здорово! Не правда ли?
Беседа учителя о роли немецкого языка в мире. Факты, циф-ры…. Открытие клуба: “Эрудит.” Игра - поиск слов
Моя визитная карточка
Заполнение анкет и представление себя (по карточкам о школьниках Германии)
Святой Сант Мартин
Рассказ учителя о Св.Мартине. Поделка: фонарь святого Мар-тина.
Моя семья
Генеалогическое древо моей семьи. Сообщение учащихся. Выставка работ.
Старый немецкий город
Работа над макетом города (распределение объектов “строи-тельства”) описание объектов.
Берлин - столица
Просмотр фильма о Берлине Достопримечательности. Разучивание песни о Берлинe.
Мюнхен
Просмотр фильма. Достопримечательности города
Конкурс эрудитов
Викторина по 2 городам
Моя улица. Мой дом.
Фото улицы , дома с описанием.
Рождество
Фильм про рождество в Германии
Традиции и атрибуты праздника. Конкурс кроссвордов
Дерево пожеланий и желаний. Чаепитие с рождественским печеньем.
Почта
Как писать личное письмо; mail -сообщения
Веселый час чтения
Чтение микротекстов, веселых рассказов, загадок
Теремок
Инсценировка сказки, показ родителям на собрании и младшим школьникам
В гостях у братьев Гримм
Рассказ учителя – презентация. Выставка рисунков сказочных персонажей
Эрудит
Конкурс знаний по изученным темам
Давайте споем
Повторение выученных песен, рифмовок, считалок.
Подведение итогов
Выставка проектных работ. Рефлексия
Требования к результатам обучения и освоения содержания программы
Будут достигнуты определенные результаты освоения программы дополнительного образования “Deutsch! Toll, nicht wahr?”
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
• формирование уважения к культуре других народов;
• интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;
• представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
• адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;
• стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
• уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
• умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;
• потребность и способность представлять на немецком языке родную культуру;
• стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;
• стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
2.Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.
У учащихся будут развиты:
1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению НЯ:
• представление о НЯ как средстве познания мира и других культур;
• осознание роли НЯ в жизни современного общества и личности;
• осознание личностного смысла в изучении НЯ, понимание роли и значимости НЯ для будущей профессии;
• обогащение опыта межкультурного общения;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;
3) универсальные учебные действия:
регулятивные:
• самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
• использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
• пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
• выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
• осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
• решать проблемы творческого и поискового характера;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
• контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
• готовность и способность осуществлять межкультурное общение на НЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами НЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
3. Предметные результаты
Обучающиеся смогут достичь следующих предметных результатов:
• читать на НЯ с целью поиска конкретной информации;
• читать на НЯ с целью детального понимания содержания;
• читать на НЯ с целью понимания основного содержания;
• понимать немецкую речь на слух с целью полного понимания содержания;
• понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на НЯ;
• понимать немецкую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;
• работать с лексическими таблицами;
• понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;
• работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
• кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;
• догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;
• иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
• использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
• использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
• организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;
• работать с немецко-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;
• пользоваться лингвострановедческим справочником;
• переводить с русского языка на немецкий;
• использовать различные способы запоминания слов на НЯ;
• выполнять тесты в форматах онлайн.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература для учителя
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010.- №3
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по иностранным языкам.
3.Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях.- М.:. Просвещение, 2011,
4. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. - М.: Просвещение, 2011,
5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение,2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
6. ФГОС- Внеурочная деятельность. М.:. Просвещение, 2013
7. Баранов Н.В. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку.
Иностранные языки в школе. - №4 2001. – с.42-45
Литература для учащихся:
1.Бринзюк И.Э. Немецкий язык. Устные темы для учащихся 5-11 классов. Орёл, 2012
2.Овчинникова А.В. Овчинникова А.Ф. Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов. Москва, Лист, 2012
3.Ятцев В.В. Топики. Немецкий язык для школьников и абитуриентов. – М. Московский лицей, 2013
4. Яшина Г.А. Устные темы по немецкому языку для школьников и абитуриентов. М. Московский лицей, 2013
5.Геращенко Т.Б. , Бартош Д.К. , Демидова Н.В. Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. Москва, Просвещение, 2012
Цифровые образовательные ресурсы
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.ivedu.ru/catalog/
Газета «Deutsch « http:// de.1 september.ru/
Интернет-поддержка
http://www.audio-lingua.eu/?lang=en http://www.eduweb.vic.gov.au/languagesonline/german/german.htm http://grammade.ru/index.php
http://www.deutschalsfremdsprache.de/
http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/