Материал на проверке

Модель программы внеурочной деятельности на уроках немецкого языка

4
0
Материал опубликован 14 October 2015

Пояснительная записка

     Под внеурочной   деятельностью в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

     Согласно ФГОС  внеурочная деятельностью является одним из  инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников.

     Данная программа дополнительного образования для обучения  немецкому языку разработана на основе:

1.     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам с учетом  межпредметных  и внутрипредметных связей.

2.     Закона Российской Федерации об образовании.

3.     Учебного плана образовательной организации

     В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе.

Направленность программы

     Программа дополнительного образования “Deutsch! Toll, nicht wahr?”

предназначена для учащихся 5 классов, относится к филолого-гуманитарной направленности деятельности, является модифицированной.

Актуальность

     Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации

(использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

     Основное значение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

     В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

    Учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет  выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию

иноязычных Интернет-ресурсов для социокультурного освоения современного мира и социальной адаптации в нём.

Новизна

     Новизна настоящей программы заключается в сочетании стандартных методов обучения (деятельностный, практико-ориентированный, с инновационными фрагментами (работа за ПК, использование интерактивной доски). Кроме того, в процессе обучения часто применяются проблемное изложение, частично-поисковый метод и метод проектной работы.

Педагогическая целесообразность

     Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 10-11 лет.  Возникновение программы продиктовано необходимостью подготовки учащихся к усвоению сложных грамматических явлений в немецком языке, требующих высокой степени сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников 5 классов на данном уровне изучения немецкого языка и создающих реальные

предпосылки для использования немецкого языка при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации и намерения).

Цель:

     Развитие познавательных способностей подростков 10-11 лет средствами иностранного языка.

Задачи:

            Обучающие:

·        формирование мотивов к познавательной и творческой деятельности;

·        формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

            Развивающие:

·        развитие коммуникативной компетенции,

·        развитие активной жизненной позиции,

·        развитие коммуникативной культуры.

Воспитательные:

·        приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

·        формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Отличительные особенности программы

      На занятиях огромное значение уделяется развитию механизмов памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и познавательных способностей учащихся.

      Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее

утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

      Познавательные способности достаточно сложно развивать в рамках одной школьной дисциплины. Более эффективно чередовать задания из разных областей человеческой деятельности, тогда происходит переключение учебной деятельности с одной дисциплины на другую. Кроме того, интеграция знаний, связанных с предметами гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществознание, а также география, способствуют развитию речи и пополнению словарного запаса.

       К тому же ученик на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Курс построен концентрически на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

·        системность;

·        междисциплинарная интеграция;

·        дифференциация.

Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования:

        Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

        Программа рекомендована для учащихся 5 класса, может быть реализована в течение одного года. Продолжительность занятия составляет один учебный час 1 раз в неделю (35 часов).

Формы и режим занятий:

        Занятия проводятся в форме тренингов,  семинаров,  лингвистических игр, защиты проектов.

Ожидаемый результат и способы определения результативности

 При прохождении программы обучающиеся получат возможность узнать:

- национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;

- употребительную фоновую лексику и реалии страны изучаемого языка: распространённые образцы фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);

- образцы художественной и научно-популярной литературы;

- роль владения иностранными языками в современном мире;

- особенности образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно-известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);

- сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

Обучающийся научится:

- владеть немецким языком как средством общения;

- хорошо разбираться в грамматических структурах и явлениях немецкого языка;

- составлять рассказы и высказываться по всем устным темам курса;

- писать собственные высказывания с элементами сочинения по предложенным темам;

- принимать участие в проектах на немецком языке и составлять презентации для защиты проектов.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

·        диагностика знаний учащихся, открытые занятия;

·        участие в различных конкурсах  по иностранному языку;

·        участия детей в олимпиадах по немецкому языку «Олимпус» и «Альбус» ИРШО г. Калининград;

·        участие учащихся в международной предметной олимпиаде Центра развития одарённости г. Пермь. 

Содержание программы дополнительного образования Deutsch! Toll, nicht wahr?”

 

Немецкий! Здорово! Не правда  ли?  

Беседа учителя о роли немецкого языка в мире. Факты, циф-ры…. Открытие клуба: “Эрудит.”    Игра - поиск слов

Моя визитная карточка

Заполнение анкет и представление себя (по карточкам о школьниках Германии)

Святой Сант  Мартин     

Рассказ учителя о Св.Мартине. Поделка: фонарь святого Мар-тина.

Моя семья

Генеалогическое древо моей семьи.  Сообщение учащихся. Выставка работ.

Старый немецкий город

Работа над макетом города (распределение объектов “строи-тельства”) описание объектов.

Берлин - столица

Просмотр  фильма о Берлине Достопримечательности. Разучивание  песни о  Берлинe.

Мюнхен

Просмотр фильма. Достопримечательности города

Конкурс эрудитов

Викторина по 2 городам

Моя улица. Мой дом.

Фото улицы , дома с описанием.

Рождество

Фильм  про рождество в Германии

Традиции и  атрибуты праздника. Конкурс кроссвордов

Дерево пожеланий и желаний. Чаепитие с рождественским печеньем.

Почта

Как писать личное письмо; mail -сообщения

Веселый час чтения

Чтение микротекстов,  веселых  рассказов, загадок

Теремок

Инсценировка сказки, показ  родителям на собрании и младшим школьникам

В гостях у братьев Гримм

Рассказ учителя – презентация. Выставка рисунков сказочных персонажей

 Эрудит

Конкурс знаний  по изученным темам

 Давайте споем

Повторение выученных песен, рифмовок, считалок.

Подведение итогов

Выставка проектных работ. Рефлексия

Требования к результатам обучения и освоения содержания программы

Будут достигнуты определенные результаты освоения программы дополнительного образования “Deutsch! Toll, nicht wahr?”

Личностные результаты:

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий  язык»;

• осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;

• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.

•      формирование уважения к культуре других народов;

• интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;

• представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;

• адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;

• стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;

• уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;

• умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;

• потребность и способность представлять на немецком языке родную культуру;

• стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;

• стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.

2.Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.

У учащихся будут развиты:

1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению НЯ:

• представление о НЯ как средстве познания мира и других культур;

• осознание роли НЯ в жизни современного общества и личности;

• осознание личностного смысла в изучении  НЯ, понимание роли и значимости НЯ для будущей профессии;

• обогащение опыта межкультурного общения;

2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;

3) универсальные учебные действия:

регулятивные:

• самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

• использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

• пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

• осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

• выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

• осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

• решать проблемы творческого и поискового характера;

• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

• контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

• готовность и способность осуществлять межкультурное общение на НЯ:

- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами НЯ;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

3. Предметные результаты

Обучающиеся смогут достичь следующих предметных результатов:

• читать на НЯ с целью поиска конкретной информации;

• читать на НЯ с целью детального понимания содержания;

• читать на НЯ с целью понимания основного содержания;

• понимать немецкую речь на слух с целью полного понимания содержания;

• понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на НЯ;

• понимать немецкую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;

• работать с лексическими таблицами;

• понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;

• работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;

• кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;

• догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;

• иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;

• использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;

• использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;

• организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;

• работать с немецко-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;

• пользоваться лингвострановедческим справочником;

• переводить с русского языка на немецкий;

• использовать различные способы запоминания слов на НЯ;

• выполнять тесты в форматах онлайн.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Литература для учителя

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего       образования // Вестник образования. – 2010.- №3

2. Федеральный государственный образовательный стандарт       среднего общего образования по иностранным языкам.

3.Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях.- М.:. Просвещение, 2011,

4. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. - М.: Просвещение, 2011,

5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение,2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

6. ФГОС- Внеурочная деятельность. М.:. Просвещение, 2013

7. Баранов Н.В. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку.

Иностранные языки в школе. - №4 2001. – с.42-45

Литература для учащихся:

1.Бринзюк И.Э. Немецкий язык. Устные темы для учащихся 5-11 классов. Орёл, 2012

2.Овчинникова А.В. Овчинникова А.Ф. Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов. Москва, Лист, 2012

3.Ятцев В.В. Топики. Немецкий язык для школьников и абитуриентов. – М. Московский лицей, 2013

4. Яшина Г.А. Устные темы по немецкому языку для школьников и абитуриентов. М. Московский лицей, 2013

5.Геращенко Т.Б. , Бартош Д.К. , Демидова Н.В. Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. Москва, Просвещение, 2012

Цифровые образовательные ресурсы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.ivedu.ru/catalog/

Газета «Deutsch « http:// de.1 september.ru/

Интернет-поддержка

http://www.goethe.de/

 http://www.audio-lingua.eu/?lang=en         http://www.eduweb.vic.gov.au/languagesonline/german/german.htm http://grammade.ru/index.php

 http://www.deutschalsfremdsprache.de/

 http://www.afs.ru/rus_ru/home

 http://www.vorlesen.de/

 http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/
Комментарии
Комментариев пока нет.