12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3924
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

В качестве педагога, я имела возможность наблюдать и внедрять различные методы и стратегии для стимулирования мотивации учащихся на обучение. В данной статье я хотела бы поделиться своим опытом, касающимся мотивации, способов её формирования, а также моделей внедрения мотивационных стратегий в образовательный процесс.

Из моего опыта следует, что успешное формирование мотивации требует гибкости, творчества и постоянной адаптации к потребностям учащихся. Мотивация - это не статическое состояние, и она может меняться со временем. В своей профессиональной деятельности я выделяю несколько ключевых видов мотивации:

Внутренняя мотивация: Этот вид мотивации основан на внутренней потребности и интересе учащегося. В процессе обучения, я стараюсь создать условия, которые помогут учащимся обнаружить свой собственный интерес к предмету. Например, при обучении литературе, я позволяю учащимся выбирать произведения для чтения, которые соответствуют их личным интересам. Это способствует развитию внутренней мотивации и делает учебный процесс более приятным и продуктивным.

Внешняя мотивация: Внешние стимулы, такие как похвала, награды или призы, могут также служить мощным мотиваторами. Однако, из моего опыта, я поняла, что внешняя мотивация должна быть использована осторожно. Она может помочь учащимся начать обучение, но долгосрочно она часто неэффективна, особенно если учащиеся не видят внутренней ценности в учебных материалах.

Смешанная мотивация: Часто учащиеся могут начать обучение под влиянием внешних стимулов, но затем развивают внутренний интерес. Например, ребёнок может начать изучение иностранного языка, чтобы получить высокий балл на экзамене (внешняя мотивация), но затем полюбить этот язык и стремиться говорить на нем (внутренняя мотивация). Я поддерживаю такой переход от внешней к внутренней мотивации и стараюсь создавать условия, которые позволяют этому происходить.

Выделяю несколько способов формирования мотивации учащихся:

Интересные и практические задачи: Предоставление учащимся увлекательных и практических задач, которые имеют реальное применение, помогает стимулировать их интерес и мотивацию. Например, при обучении математике, я стараюсь использовать задачи, которые можно применить в реальной жизни, что делает учебный процесс более значимым и интересным для учащихся.

Поддержка самостоятельности: Предоставление учащимся возможности выбирать методы и темп обучения может усилить их чувство ответственности за собственное образование. Я часто позволяю учащимся выбирать темы для исследовательских проектов или собственные темпы изучения материала.

Обратная связь и похвала: Регулярная обратная связь оценки и похвала за усилия и достижения помогают поддерживать мотивацию учащихся. Я стараюсь быть внимательным к успехам каждого учащегося и выражать признательность за их труд.

Применяю следующие модели для стимулирования мотивации:

Модель "Включение-Доступность-Поддержка": Эта модель предполагает создание включающей среды, доступность образовательных ресурсов и предоставление поддержки учащимся. Я стараюсь создать атмосферу в классе, где каждый ребёнок чувствует себя приветствованным и важным, где доступ к образованию легко осуществим, и где я всегда готов поддержать учащихся в их учебных усилиях.

Модель "Самоопределение": Основываясь на теории самоопределения, я поощряю учащихся разрабатывать свои образовательные цели и стратегии достижения. Эта модель подчеркивает важность удовлетворения потребности в автономии, компетентности и связи. Я поддерживаю учащихся в процессе определения их собственных учебных путей и помогаю им развивать навыки саморегуляции.

Модель "Целеполагание и достижение": Эта модель уделяет особое внимание формулированию образовательных целей и планированию действий для их достижения. Я помогаю учащимся определить свои цели и разработать планы для их реализации. Затем, через регулярное отслеживание прогресса и обсуждение достижений, мы укрепляем мотивацию учащихся.

Модель "Содействие саморегуляции": Эта модель фокусируется на развитии навыков саморегуляции и самоконтроля у учащихся. Я предоставляю инструменты и стратегии, которые помогают учащимся организовывать свои учебные процессы, устанавливать приоритеты и управлять временем. Такие навыки помогают им чувствовать себя более уверенно и успешно в обучении.

Модель "Коллаборативное обучение": Сотрудничество и обмен знаниями между учащимися способствует развитию мотивации. Я поощряю групповую работу, дискуссии и проекты, которые требуют совместного участия. Это создает атмосферу взаимопомощи и содействует внутренней мотивации, так как учащиеся чувствуют, что их усилия имеют важное значение для команды.

Модель "Автентичное обучение": При акценте на практическом и реальном применении знаний, я пытаюсь сделать учебный материал более релевантным для учащихся. Например, при изучении истории, мы анализируем и обсуждаем события и вопросы, которые имеют отношение к современным реалиям. Это позволяет студентам видеть, как их учеба связана с реальным миром, что может стимулировать их интерес и мотивацию.

Модель "Индивидуализация обучения": Каждый ребёнок уникален, и, соответственно, их мотивация и потребности различаются. Я стремлюсь адаптировать свой подход к каждому студенту, учитывая их интересы, цели и уровень подготовки. Это позволяет создавать персональные маршруты обучения и поддерживать индивидуальную мотивацию.

Через мой педагогический опыт, я убедилась, что мотивация на обучение - это динамический процесс, требующий постоянного внимания и адаптации. Учащиеся различаются по своим потребностям и интересам, и, следовательно, нет универсального решения для стимулирования мотивации. Однако, эффективные стратегии формирования мотивации могут существенно улучшить образовательный процесс и помочь учащимся достичь успеха в учебе. Моей задачей как педагога остается постоянно искать новые и инновационные способы мотивации и внедрять их в обучение, чтобы обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка.

Список литературы

Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2010. - № 4.

Власова И.А. Стимулирование интересов учащихся к учебной деятельности / И.А. Власова, В.Д. Лобашов, В.Ф. Тропин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 3. - С. 47-51.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 864 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.