Публикация «Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей в системе дополнительного образования»
«Взаимодействие с семьей»
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании строятся на основе свободы выбора. Но многие родители не видят необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего появляется проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
Но, к сожалению, бывают и случаи некомпетентности педагогов в работе с семьей.
Успешное решение задач воспитания возможно только в объединении усилий семьи и системы дополнительного образования.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого – педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждения дополнительного образования и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества дополнительного образования и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую центром дополнительного образования по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в ее реализации.
Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями обучающихся – важное направление деятельности.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка.
Учитывая потенциал таких родителей, на базе п/к «Чайка» был организован родительский совет. Педагогический коллектив клуба успешно сотрудничает с родительским советом, определив перед собой задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Как показывает наш опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видов деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Для этого в нашей работе активно используются следующие формы работы с семьей:
- Родительское собрание
- Дни открытых дверей
- Творческие мастерские
- Совместная игровая деятельность
- Индивидуальная консультация (беседа)
- Семейные гостиные
Важнейшим профилактическим направлением нашей работы является формирование здорового образа жизни. Образ жизни многих сегодняшних семей весьма далек от здорового, но именно этот образ жизни формирует поведенческие привычки детей. Реально изменить сложившийся стиль жизни большинству родителей достаточно трудно. В то же время неформальное клубное общение предоставляет немало возможностей для того, чтобы справиться с этой задачей.
В настоящее время на базе нашего клуба работает социальный проект «Мы выбираем ЗОЖ» В рамках данного проекта в клубе проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и формирование интереса к занятию спортом.
Многие из этих мероприятий проводятся совместно с родителями. Большой интерес у детей вызывают и семейные спортивные праздники, проводимые в нашем клубе.
Таким образом посредством организации совместной деятельности с родителями, мы надеемся установить прочную тесную связь «Семья – учреждение», что позволит детям увидеть, что их интересы занимают важное место в жизни семьи.
В целом, четко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, нам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия системы дополнительного образования с семьями учащихся.
Наталья Свечкарёва