Поликультурное образование детей через систему дополнительного образования
Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления.
В. Г. Белинский
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание детей. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой педагога, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.
Важным учреждением поликультурного образования является дополнительное образование, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является развитие родной и русской речи, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
В нашем подростковом клубе воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.
Наша методическая работа осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:
- совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению детей к народной культуре;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ;
- апробация педагогических технологий поликультурного воспитания детей посредством ознакомления с разными культурами.
Эти направления реализуются при помощи разнообразных средств:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка
- этнические мини-музеи;
- национальные кушанья.
Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Главные направления в работе с детьми:
- развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;
- развитие нравственных чувств у детей.
Педагогическая технология приобщения детей к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;
- интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора;
- использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.
Главные направления в работе с родителями:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При совместной работе с педагогами, были оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями.
Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в клубе уголка поликультурного образования. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам народов России и стран ближнего зарубежья, куклы в национальных костюмах, народные игрушки.
С нашей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении — это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг –познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ребенок осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг – признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг– межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Благодаря целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашем подростковом клубе царит дружеская, благоприятная обстановка.
Литература:
1. Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.
2. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107.
3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
4. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.
5. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.