«Мозаичный класс» или как организовать обучение в сотрудничестве
«Мозаичный класс» или как организовать обучение в сотрудничестве. Власова Л.М. МБОУ «СОШ №12» Г. Байкальск Иркутская область
Изначально технология работы в сотрудничестве применялась для сплочения команды. Каждому участнику давался фрагмент информации, необходимой для решения общей задачи. Участники должны были действовать сообща, чтобы справиться с ней. Этот принцип лег в основу технологии обучения в сотрудничестве и впервые был адаптирован к школьному классу Э.Аронсоном и его коллегами-психологами в одной из школ штата Техас в 1971 году.
Технологию разработали американские психологи, которые в 70-е годы прошлого века в Техасе в школах со смешанным межэтническим составом Поскольку американцы на самом деле хотели решить проблему, университет Остина пригласил команду специалистов под руководством Аронсона. Они стали изучать контекст, анализировать проблему, моделировать методические ходы для ее преодоления. И придумали «мозаичный класс». Он строится на нехитрых тезисах: 1. Вместе мы знаем больше, чем каждый по отдельности 2. Каждый достигает своих учебных целей, если остальные достигли своих. Технология основана на теории Олпорта, говорящая о том, что взаимодействие можно выстроить между людьми, обладающими примерно равным статусом, если они идут к общей цели и это движение поддерживает социум
Кооперативное обучение отличается от групповой работы. (группы учащихся по 4-6 человек получают задания, выполняют их, а затем отчитываются о выполненной работе). В традиционной организации взаимодействия учащихся в группах усматриваются типичные недостатки: 1) часто находятся ученики, которые отсиживаются и не проявляют желаемой активности, поскольку наиболее подготовленные школьники норовят все сделать сами; 2) Бывает , отчеты групп и их представителей никто не слушает.
Как строится работа? 1 формирование мозаичных групп, звезда - Квадрат - 2 назначение экспертов, работа экспертных групп, 4 работа в мозаичных группах, 5 проверка усвоения материала, 6 рефлексия. Весь класс делится на малые группы. Сначала предлагается игра-жеребьевка. Каждый участник выбирает для себя карточку с геометрической фигурой разного цвета: З
Время, запланированное на обучение по технологии «мозаичный класс», следует распределять следующим образом:
Элементы технологии кооперативного обучения «Мозаичный класс» Первый элемент - положительная взаимозависимость обучаемых Второй элемент - развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу» Третий элемент - индивидуальная отчетность (личная ответственность). Четвертый элемент - социальные навыки (навыки работы в команде: навыки лидерства, принятия решений, достижения доверия, общения, разрешения конфликтов). Пятый элемент - рефлексия или обсуждение работы группы.
Экспертные группы
Мозаичный класс
Мозаичный класс
Современный педагог владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, толерантность и навыки поведения в поликультурной среде. Технология «мозаичный класс» основывается на гуманистическом подходе к пониманию личности и позволяет перейти от пассивного принятия знаний учениками к их активному, самостоятельному обучению – через общность целей и задач для участников учебной группы, индивидуальную ответственность каждого ученика, равные возможности для достижения успеха всех членов группы и позитивную взаимозависимость обучающихся.