"Мужественное сердце"
Я хочу рассказать о подвиге, который достоин того, чтобы о нём помнили. Иногда люди и сами не знают до поры до времени, какое мужественное сердце стучит у них в груди.
Это было в далёком 41 году. Фашистские танки шли на Тулу и Москву. Враг был силён. Решалась судьба нашей страны, каждого из нас. 25 октября немцы вступили на землю моей Родины, на территорию Чернского района. Война вошла в каждый дом. В деревушке Угодь оккупанты появились в полдень. Из рассказов ветеранов войны, тружеников тыла и жителей села я знаю, что немцы вели себя как хозяева, въезжая в любой населённый пункт. Так было и в этой маленькой деревне. С окраины послышалась стрельба, завизжали свиньи, с кудахтаньем разбежались куры, только гуси, собравшись в стаю, наблюдали за происходящим, но их участь уже была решена, потому что фашисты стреляли в живность себе на обед. Жители испуганно прятались по домам и погребам. Они уже наслышаны о зверствах врага, боялись его и, конечно, ненавидели.
Ваня Сошников незаметно прокрался во двор и стал наблюдать за незваными гостями. Мальчику было обидно и нестерпимо больно видеть хозяйничающих в его деревне немцев.
Из разговоров соседей он понял, что вражеские танки идут на Тулу, а дальше- на Москву. «Неужели немцы войдут в столицу?- подумал Ваня,- Нет, не бывать этому!»
Глубокой ночью, когда в деревне все спали, он тихонько вышел из дома, подполз к машинам с горючим и отвинтил краники цистерн. Горючее быстрой струйкой стало выливаться на снег. Так же незаметно мальчик вернулся домой, забрался на печь и уснул.
Проснулся от громких голосов и стука прикладов. Всех жителей села сгоняли на улицу перед правлением колхоза. Обращаясь к толпе, офицер стал кричать, что жители-партизаны, что они оставили танки фюрера без горючего, и сейчас их будут расстреливать. Ваня вышел из толпы и сказал, что односельчане не виноваты, что это он слил горючее. Фашисты загоготали, схватили мальчика, скрутили его проволокой, повезли в Чернь в комендатуру. Там Ваню нещадно били, допытывались, кто его надоумил, где партизаны. Говорить он уже не мог. Его лицо стало кровавой маской. Он только просил пить распухшими губами. К вечеру бесчувственное тело мальчика привезли в деревню. Ни отца, ни мать не подпустили к сыну. Утром фашисты согнали всех жителей деревни, зачитали приказ, в котором Ваню назвали партизаном.
Повесили Ваню на суке тополя возле родного дома. Каково было состояние родителей, которые ежедневно видели тело своего ребёнка и ничего не могли сделать. Кровью обливалось сердце матери, когда фашисты стреляли в её сына, сделав из него мишень. Тело мальчика не разрешали снять с дерева. Немцы издевались над ним уже бесчувственным. Они и дощечку с надписью «партизан» повесили ему на грудь. Спустя два месяца Угодь освободили, Ваню похоронили. О его подвиге я узнала в нашем краеведческом музее имени «Вознесенского» и из книги «Чернь в годы Великой Отечественной войны»
Прошло уже много лет, а подвиг мальчика Вани уже стал легендой. И я задаюсь вопросом: «А смогла бы я поступить так, как Ваня Сошников?»
Давно закончилась война. Подрастают в деревне ребятишки, которые никогда не слышали взрывов снарядов и завывания сирен во время ночных бомбёжек, но про Ваню Сошникова знают не только в Угоде, но и во всём районе. Я учусь в селе Велье-Никольское , здесь есть братская могила и Обелиск воинам-освободителям.
Ежегодно 25 декабря- День освобождения Чернского района от немецко-фашистских захватчиков наша школа проводит линейку Памяти о всех погибших и освобождавших наш район.