Методические рекомендации «Наглядность в среднем профессиональном образовании»

7
2
Материал опубликован 16 July 2023 в группе

НАГЛЯДНОСТЬ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

t1689487089aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Наглядность в среднем профессиональном образовании.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Материал универсален, подходит для всех дисциплин.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

11.

Актуальность

Для педагога важно знать разнообразные виды наглядности, которые он может использовать в своей педагогической практике

12.

Описание ресурса

Методические рекомендации представляют 10 основных видов наглядности, которые применимы в среднем профессиональном образовании:

1) натуральная (естественная);

2) экспериментальная;

3) практическая;

4) изобразительная;

5) символическая и графическая;

6) звуко-изобразительная;

7) объемная;

8) звуковая;

9) словесно-образная;

10) внутренняя.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/kr_nagl.html

3

https://studfile.net/preview/9317836/page:9/


Наглядность в среднем профессиональном образовании.


Классификация различных видов наглядности обширна. Она помогает быстро подобрать подходящий материал для любого практического занятия, чтобы студенты эффективнее и быстрее освоили новую учебную тему. Чем более богатый арсенал наглядности использует преподаватель, тем более интересные и насыщенные проходят занятия.


Классификация видов наглядности, применимых

в среднем профессиональном образовании:


1. Натуральность и естественность.

Наглядность состоит из объектов окружающего мира – например, горные породы, минералы, растения, животные, различные вещества. С данным видом наглядности есть возможность не только увидеть, но иногда и ощутить тактильно, потрогать природные объекты в натуральном виде.


2. Экспериментальность.

Экспериментальная наглядность подразумевает под собой опыты и эксперименты, которые проводят студенты с преподавателями. Благодаря такой деятельности обучающиеся знакомятся и наблюдают различные процессы в динамике.


3. Практика.

Практическая демонстрация схожа с экспериментальной наглядностью, однако, его основная цель – показ действий. Например, к практической демонстрации относятся показ преподавателем физической культуры базовых движений при баскетболе или обучение учителя технологии тому, как вставлять шпульку в швейную машинку.


4. Изобразительность.

К изобразительной наглядности относятся не только фотографические снимки и картины, но и схемы, учебные плакаты, которые прекрасно визуализируют текстовую информацию. Изобразительная наглядность отлично знакомит с явлениями и процессами через их образы.


5. Символизм и графика.

С одной стороны, символическая и графическая наглядность очень похожа на изобразительной. С другой стороны, она имеет свою специфику. Если нужно выразить суть явления или процесса, используются не образы, а условные обозначения. В данном виде наглядности выделяют:

- чертежи;

- карты;

- определенные схемы и др.

Именно этот вид наглядности развивает у студентов абстрактное мышление.


6. Звук- изображение.

К звуко-изобразительной наглядности относятся мультипликационные фильмы, видеофрагменты, учебные фильмы – они в самом полном объеме отражают действительность и связаны как с визуальным, так и со слуховым восприятием, тренируют память.


7. Объем.

Преподаватели используют объемную наглядность, когда именно объемная характеристика играет главную роль. Например, разнообразные муляжи, макеты, модели, стереометрические фигуры.


8. Звук.

Звуковая наглядность связана со слуховым восприятием, примерами которой являются:

- звуки природы;

- музыкальные записи;

- аудиозаписи выступлений исторический личностей и др.


9. Слово – образ.

При словесно-образной наглядности студенты знакомятся с учебной темой, опираясь на слово, например описание тех или иных явлений, процессов, событий, случаев. В таком качестве могут выступать отрывки из писем, дневников, воспоминаний.


10. Внутри.

Внутреннюю наглядность преподаватель использует, когда повторяет со студентами изученный учебным материал. Студенты мысленно представляют изученное явление или процесс, который раньше показывался при помощи одного из видов наглядности.


Посчитайте, сколько видов наглядности в вашем арсенале? Какие основные виды в вашей педагогической деятельности?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный материал! Спасибо, Ирина Владимировна, за актуальную публикацию! Всё разложили по полочкам!!!

16 July 2023

Спасибо, Елена Владимировна! :)

17 July 2023

Похожие публикации