Деловая игра «Налоговый инспектор»
Самая сложная для понимания
в мире вещь - это система налогов.
Альберт Эйнштейн
Тема: «Налогообложение предприятий»
Цели и задачи:
- в игровой форме выявляются теоретические знания, практические умения, и навыки;
- способствует развитию логического мышления;
- активизирует мыслительную деятельность учащихся;
- формирует профессионально важные качества: творческую активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.
Компетенции, формирующиеся в процессе работы:
- способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- способность к экономическому образу мышления;
- способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование предприятий.
Время урока: 2 академических часа.
Основные этапы игры:
I этап. Перед началом игры студенты (группа) делятся на 2 команды - налоговые инспекции.
II этап. Наиболее сильных студентов преподаватель объединяет в особую группу - члены комиссии.
III этап. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и объясняет студентам ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сборам с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям.
IVэтап. Представление команд и их капитанов - начальников налоговых инспекций.
Vэтап. Игра
Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.
1 раунд: Мини – викторина.
Цель: проверка знаний по всей теме.
Каждому члену команды комиссия задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов (1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников). Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. Максимальное количество баллов – 10.
2 раунд: Конкурс капитанов: кто больше перечислит видов налогов.
Максимальное количество баллов – 3.
3 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения.
Цель: проверка знаний по теме «Федеральные налоги».
Максимальное количество баллов – 2.
4 раунд: Игра «Слова».
Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения.
Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по налоговой системе. За каждый 5 терминов 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
5 раунд: Мини - проект «Свой налог».
Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.
В этом раунде студентами выполняется задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание направлено на активизацию мыслительной деятельности студентов.
Алгоритм работы:
1) Название налога;
2) объект налогообложения;
3) сроки уплаты;
4) налогоплательщики;
5) налоговая ставка – определенная сумма или процент;
6) налоговые поступления – куда будут направляться;
7) история налога.
Максимальное количество баллов – 10.
VI этап. Группы поочередно представляют результаты своей работы в виде коротких выступлений (после каждого выступления все студенты могут высказывать свои впечатления, а члены комиссии провести короткое совещание по итогам). Студенты вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят её одинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры может быть и внесение в неё поправок и изменений.
В заключение члены комиссии объявляют игровые результаты. Участники игры - студенты дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли.
Оценивание:
Используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на занятии позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценивания:
Рауд
Название раунда
Оценка в баллах
(1 команда)
Оценка в баллах
(2 команда)
Примечание
1
Проверка знаний по всей теме
(1-10)
(1-10)
За каждый правильный ответ 1 балл, за дополнительный ответ 1 балл
2
Виды налогов
(1-3)
(1-3)
Конкурс капитанов
3
Федеральные налоги
(1-2)
(1-2)
4
Назвать термины
(1-5)
(1-5)
За 5 терминов 1 балл
5
Мини проект «Свой налог»
(1-10)
(1-10)
Итоговая сумма баллов
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценивания:
Рауд
Название раунда
Оценка в баллах
(1 команда)
Оценка в баллах
(2 команда)
Примечание
1
Проверка знаний по всей теме
(1-10)
(1-10)
За каждый правильный ответ 1 балл, за дополнительный ответ 1 балл
2
Виды налогов
(1-3)
(1-3)
Конкурс капитанов
3
Федеральные налоги
(1-2)
(1-2)
4
Назвать термины
(1-5)
(1-5)
За 5 терминов 1 балл
5
Мини проект «Свой налог»
(1-10)
(1-10)
Итоговая сумма баллов
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценивания:
Рауд
Название раунда
Оценка в баллах
(1 команда)
Оценка в баллах
(2 команда)
Примечание
1
Проверка знаний по всей теме
(1-10)
(1-10)
За каждый правильный ответ 1 балл, за дополнительный ответ 1 балл
2
Виды налогов
(1-3)
(1-3)
Конкурс капитанов
3
Федеральные налоги
(1-2)
(1-2)
4
Назвать термины
(1-5)
(1-5)
За 5 терминов 1 балл
5
Мини проект «Свой налог»
(1-10)
(1-10)
Итоговая сумма баллов
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценивания:
Критерии оценки
Оценка в баллах (от 1-30)
Примечание
1
Четкость и структурированность и правильность ответа
2
Владение аудиторией, умение заинтересовать, грамотная речь
3
Применение понятийного аппарата
4
Соблюдение регламента
Итоговая сумма баллов
Материалы к занятию:
1) Конспект по теме «Налогообложение предприятий».
2) Налоговый кодекс РФ.
Домашнее задание:
1) Ознакомится с Налоговый кодекс РФ.
2) Составить конспект по теме «Налогообложение предприятий».
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Управление предприятием: Учебник/под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. - С.522-547.
2. Управление предприятием: Учебник/А.А.Раздорожный. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. - С. 322-325.
Дополнительная литература
3. Экономика предприятия (конспект лекций в схемах).- М.: «Издательство ПРИОР», 2001.- 112с.
4. Экономика предприятия. Учебное пособие для вузов; Дистанционное обучение /Под ред. Проф. В.С. Торопова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 240с.
5. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 335с.
Нормативно-правовая база
6. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 714с.
Интернет – ресурсы
7. Портал кодексов Росссийской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. Roskodeks.ru
8. Трудовые выплаты: изменение законодательства, исчисление взносов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taxpravo.ru
9. Налоговое консультирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog-forum.ru
10. Налоги и сборы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru