Проектно-исследовательская работа «Наставничество в проектной и исследовательской деятельности»

1
0
Материал опубликован 2 April

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

Название проекта

«НАСТАВНИЧЕСТВО

В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель проекта

Создание условий, способствующих формированию разноуровневой (НОО, ООО, СОО) системы межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, через создание системы наставничества в проектной и исследовательской деятельности, направленной на развитие у обучающихся активной социальной позиции, интеллектуальных (в том числе, инженерных) и творческих способностей.

Задачи проекта

Формирование чувства ответственности;

- Вовлечение детей в процесс активной деятельности;

- Систематизация проектной и исследовательской деятельности;

- Приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия в разработке и реализации социально-культурных проектов, развития творческих способностей учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- Развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- Формирование совместных проектных групп учащихся;

- Создание условий для приобретения учащимися опыта социально-культурного проектирования посредством выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта».

Целевая аудитория

Обучающиеся 2, 6, 10 классов

Предполагаемые результаты

опыт работы обучающихся с ресурсами различного типа;

опыт самопрезентации в различных сообществах;

опыт работы в команде;

умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

формирование проектной и исследовательской компетентности.

 

 

Актуальность проекта: Современное общество выходит на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Одна из основных задач развития нашего учреждения - организация работы с одарёнными детьми. По данной теме разработана программа. Проводя анализ работы с одарёнными детьми за несколько лет, на первое место вышла проблема организации исследовательской работы учащихся. Исследовательской деятельностью под руководством педагогов дополнительного образования обучающиеся занимаются на протяжении многих лет и достигли определенных успехов. Между тем, при анализе исследовательской деятельности были выявлены существенные недоработки: недостаточная организованность исследовательской работы, малое число участников, ограниченность пространства для представления результатов. Кроме того, нерешёнными остаются вопросы: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность учащихся в процессе исследования. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована. Настоящий проект направлен на решение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся через привлечение дополнительных ресурсов: форм и методов, приёмов наставничества. В связи с чем разработка проекта, является весьма актуальной. Будем понимать под наставничеством педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов, формирование образовательной рефлексии учащихся.

Основная идея проекта: Для того, чтобы наставническая деятельность была эффективной и давала результаты, она должна быть организована, то есть необходима система, в рамках которой и с помощью которой наставники получат возможность выполнять свою работу эффективно, без помех и приемлемо для всех взаимодействующих сторон (организация – наставник – подопечный).

Цель наставника: построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.

Задачи наставника:

проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;

организовывать включение учащихся в исследовательскую деятельность;

оказывать помощь в реализации познавательной инициативы;

осуществлять мониторинг новых образовательных результатов в связи с введением наставничества.

При реализации проекта планируется использование следующих форм работы:

Формы работы наставника можно условно разделить на групповую и индивидуальную. В зависимости от формы работы выбираются соответствующие методы. Наставничество, по сути своей, является индивидуальным взаимодействием наставника и подопечного. Такая форма работы позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы работы с подопечным, а также позволяет отслеживать динамику отношений, анализировать эффективность взаимодействия в паре «наставник

подопечный», оценивать действия подопечного при решении стоящих перед ним задач.

К индивидуальной форме работы можно отнести следующее:

консультация;

беседа;

практическое занятие;

помощь.

Индивидуальные консультации проводятся исходя из запроса подопечного. Более важным и конструктивным будет направлять подопечного к самостоятельному поиску решения своей проблемы.

Беседы с подопечным могут проходить в любое время и в любом месте, которое будет удобно обеим сторонам. Тематика бесед определяется совместно, в процессе взаимодействия с подопечным или же наставник самостоятельно определяет тему и включает собеседника в обсуждение.

Практическое занятие может определяться как домашнее задание для подопечного после проведенной беседы. Другим вариантом может быть практическое занятие, построенное по принципу «здесь и сейчас» познавательной и развивающей направленности, на котором наставник обучает подопечного чему-либо в процессе общения.

Индивидуальная помощь является, по сути, оказанием наставником посильной помощи подопечному в случаях острой необходимости. При оказании помощи важно помнить, что не бывает совершенно беспомощных людей, следовательно, главным правилом наставника является оказание помощи в разумных пределах, т.е. наставник не должен все делать за подопечного. В противном случае конструктивных изменений в жизни подопечного, в его поведении не произойдет.

К групповым формам работы можно отнести следующее:

групповая консультация;

групповая дискуссия;

игра;

практическое занятие и др.

Групповая работа имеет место при совместной организации деятельности нескольких наставников для своих подопечных одной категории. Групповая работа может осуществляться в двух случаях:

Несколько наставников осуществляют деятельность в одном учреждении, объединены общей задачей.

Несколько наставников осуществляют взаимодействие с подопечными одной категории, например, возрастной.

В описанных выше случаях наставники могут организовать совместную деятельность для своих подопечных с целью расширения социальных контактов, организации досугового или развлекательного мероприятия, а также проведения обучающих занятий различной направленности.

Групповая консультация может проводиться, если подопечные разных наставников уже не раз взаимодействовали друг с другом в других ситуациях.

Должен быть установлен комфортный для всех участников консультации эмоциональный климат, обеспечивающий успех консультации. В процессе консультации наставники могут задавать наводящие вопросы, которые выведут собеседников на высказывание своих мыслей по той или иной теме. Для наставника и его подопечного групповая консультация является хорошим способом оценить и проанализировать эффективность взаимодействия в парах «наставник – подопечный», поделиться опытом, организовать совместную деятельность различной направленности с другими такими же парами, получить объективную оценку своих взаимоотношений друг с другом от сторонних наблюдателей, развить сеть социальных

контактов.

Групповую дискуссию можно организовать в виде встречи группы по интересам, организации обсуждения какого-либо вопроса за чаепитием или просмотра и последующего обсуждения художественного или документального фильма.

Другим вариантом организации групповой работы является игра. При проведении игры вырабатываются и закрепляются определенные коммуникативные и социальные навыки, которые практически невозможно развить при индивидуальной работе в узком социальном окружении. В процессе игры подопечные, могут попробовать себя в различных ролях. Темами игры могут быть разного рода социально-бытовые ситуации, а также ситуации разрешения конфликтов, установления контакта и т.д.

Практическое занятие – еще один вид групповой работы наставников со своими подопечными. Наставники разрабатывают и проводят практические занятия различной направленности для своих подопечных одной категории. Для подростков это могут быть занятия, направленные на развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, творческие занятия и мастер-классы.

Основные методы работы наставников:

вовлечение в деятельность;

сотрудничество;

стимулирование;

личный пример.

Критерии эффективности реализации проекта

 

Достижение целей системы наставничества;

Мнение всех участников системы;

Достижение обучающимися требуемой результативности;

Поведенческие изменения.

Реализуемые мероприятия:

В рамках реализации проекта нами была сформирована иерархическая

лестница наставничества

 

t1712084540aa.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор пал на 2, 6 и 10 не случайно. 6 класс является представителем естественно-научного профиля, а 10 – представители социально-экономического профиля. 2 класс пока общеобразовательный. Соответственно непосредственное влияние наставников из естественно- научного профиля и опосредованное (через наставничество 10 над 6) социально-экономического профиля способствует органичному процессу адаптации обучающихся в среду профильного обучения, а также всестороннему развитию личностных качеств, коммуникативных и исследовательских умений обучающихся. В свою очередь, наставничество 10 класса над 6 приведет к реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся естественно-научного профиля.

 

 

 

 

 

 

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и мероприятиям

 

 

Срок

 

Мероприятия

Средства контроля

и обеспечения достоверности

результатов

1-22

Определение целей и задач проекта.

План

сентября

Определение плана работы. Выбор рабочих групп.

мероприятий

23-29

сентября

Реализация 1 этапа проекта

«Наставничество» (наставническая

План

мероприятий,

 

деятельность представителей социально-экономического профиля над учащимися естественно-научного профиля, в частности (6 класс)) в рамках работы профильной естественно-научной смены

фотоотчет

Октябрь

 

Подведение итогов 1 этапа

Промежуточный

отчет

Ноябрь-

декабрь

Подготовка проведения 2 этапа проекта

«Наставничество» (наставническая

План

мероприятий,

 

деятельность представителей естественно-научного профиля над учащимися общеобразовательного класса (2 класс)), разработка

плана мероприятий

фотоотчет

Январь-

февраль

Реализация 2 этапа проекта

«Наставничество» (наставническая деятельность 6 класса над 2)

План

мероприятий, фотоотчет

Март

 

Подведение итогов 2 этапа

Промежуточный

отчет

Апрель- Май

Подготовка совместного итогового мероприятия (проработка идей

наставничества на всех ступенях

одновременно)

План

мероприятия, фотоотчет

Май

Проведение итогового мероприятия (проработка идей наставничества на всех

ступенях одновременно)

фотоотчет

Июнь

 

Подведение итогов реализации проекта

Итоговый отчет

 

8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации