Проектно-исследовательская работа «Наставничество в проектной и исследовательской деятельности»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта |
«НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Цель проекта |
Создание условий, способствующих формированию разноуровневой (НОО, ООО, СОО) системы межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, через создание системы наставничества в проектной и исследовательской деятельности, направленной на развитие у обучающихся активной социальной позиции, интеллектуальных (в том числе, инженерных) и творческих способностей. |
Задачи проекта |
Формирование чувства ответственности; - Вовлечение детей в процесс активной деятельности; - Систематизация проектной и исследовательской деятельности; - Приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия в разработке и реализации социально-культурных проектов, развития творческих способностей учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах; - Развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах; - Формирование совместных проектных групп учащихся; - Создание условий для приобретения учащимися опыта социально-культурного проектирования посредством выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта». |
Целевая аудитория |
Обучающиеся 2, 6, 10 классов |
Предполагаемые результаты |
опыт работы обучающихся с ресурсами различного типа; опыт самопрезентации в различных сообществах; опыт работы в команде; умение анализировать и корректировать собственную деятельность; формирование проектной и исследовательской компетентности.
|
Актуальность проекта: Современное общество выходит на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Одна из основных задач развития нашего учреждения - организация работы с одарёнными детьми. По данной теме разработана программа. Проводя анализ работы с одарёнными детьми за несколько лет, на первое место вышла проблема организации исследовательской работы учащихся. Исследовательской деятельностью под руководством педагогов дополнительного образования обучающиеся занимаются на протяжении многих лет и достигли определенных успехов. Между тем, при анализе исследовательской деятельности были выявлены существенные недоработки: недостаточная организованность исследовательской работы, малое число участников, ограниченность пространства для представления результатов. Кроме того, нерешёнными остаются вопросы: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность учащихся в процессе исследования. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована. Настоящий проект направлен на решение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся через привлечение дополнительных ресурсов: форм и методов, приёмов наставничества. В связи с чем разработка проекта, является весьма актуальной. Будем понимать под наставничеством педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов, формирование образовательной рефлексии учащихся.
Основная идея проекта: Для того, чтобы наставническая деятельность была эффективной и давала результаты, она должна быть организована, то есть необходима система, в рамках которой и с помощью которой наставники получат возможность выполнять свою работу эффективно, без помех и приемлемо для всех взаимодействующих сторон (организация – наставник – подопечный).
Цель наставника: построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.
Задачи наставника:
проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;
организовывать включение учащихся в исследовательскую деятельность;
оказывать помощь в реализации познавательной инициативы;
осуществлять мониторинг новых образовательных результатов в связи с введением наставничества.
При реализации проекта планируется использование следующих форм работы:
Формы работы наставника можно условно разделить на групповую и индивидуальную. В зависимости от формы работы выбираются соответствующие методы. Наставничество, по сути своей, является индивидуальным взаимодействием наставника и подопечного. Такая форма работы позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы работы с подопечным, а также позволяет отслеживать динамику отношений, анализировать эффективность взаимодействия в паре «наставник
подопечный», оценивать действия подопечного при решении стоящих перед ним задач.
К индивидуальной форме работы можно отнести следующее:
консультация;
беседа;
практическое занятие;
помощь.
Индивидуальные консультации проводятся исходя из запроса подопечного. Более важным и конструктивным будет направлять подопечного к самостоятельному поиску решения своей проблемы.
Беседы с подопечным могут проходить в любое время и в любом месте, которое будет удобно обеим сторонам. Тематика бесед определяется совместно, в процессе взаимодействия с подопечным или же наставник самостоятельно определяет тему и включает собеседника в обсуждение.
Практическое занятие может определяться как домашнее задание для подопечного после проведенной беседы. Другим вариантом может быть практическое занятие, построенное по принципу «здесь и сейчас» познавательной и развивающей направленности, на котором наставник обучает подопечного чему-либо в процессе общения.
Индивидуальная помощь является, по сути, оказанием наставником посильной помощи подопечному в случаях острой необходимости. При оказании помощи важно помнить, что не бывает совершенно беспомощных людей, следовательно, главным правилом наставника является оказание помощи в разумных пределах, т.е. наставник не должен все делать за подопечного. В противном случае конструктивных изменений в жизни подопечного, в его поведении не произойдет.
К групповым формам работы можно отнести следующее:
групповая консультация;
групповая дискуссия;
игра;
практическое занятие и др.
Групповая работа имеет место при совместной организации деятельности нескольких наставников для своих подопечных одной категории. Групповая работа может осуществляться в двух случаях:
Несколько наставников осуществляют деятельность в одном учреждении, объединены общей задачей.
Несколько наставников осуществляют взаимодействие с подопечными одной категории, например, возрастной.
В описанных выше случаях наставники могут организовать совместную деятельность для своих подопечных с целью расширения социальных контактов, организации досугового или развлекательного мероприятия, а также проведения обучающих занятий различной направленности.
Групповая консультация может проводиться, если подопечные разных наставников уже не раз взаимодействовали друг с другом в других ситуациях.
Должен быть установлен комфортный для всех участников консультации эмоциональный климат, обеспечивающий успех консультации. В процессе консультации наставники могут задавать наводящие вопросы, которые выведут собеседников на высказывание своих мыслей по той или иной теме. Для наставника и его подопечного групповая консультация является хорошим способом оценить и проанализировать эффективность взаимодействия в парах «наставник – подопечный», поделиться опытом, организовать совместную деятельность различной направленности с другими такими же парами, получить объективную оценку своих взаимоотношений друг с другом от сторонних наблюдателей, развить сеть социальных
контактов.
Групповую дискуссию можно организовать в виде встречи группы по интересам, организации обсуждения какого-либо вопроса за чаепитием или просмотра и последующего обсуждения художественного или документального фильма.
Другим вариантом организации групповой работы является игра. При проведении игры вырабатываются и закрепляются определенные коммуникативные и социальные навыки, которые практически невозможно развить при индивидуальной работе в узком социальном окружении. В процессе игры подопечные, могут попробовать себя в различных ролях. Темами игры могут быть разного рода социально-бытовые ситуации, а также ситуации разрешения конфликтов, установления контакта и т.д.
Практическое занятие – еще один вид групповой работы наставников со своими подопечными. Наставники разрабатывают и проводят практические занятия различной направленности для своих подопечных одной категории. Для подростков это могут быть занятия, направленные на развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, творческие занятия и мастер-классы.
Основные методы работы наставников:
вовлечение в деятельность;
сотрудничество;
стимулирование;
личный пример.
Критерии эффективности реализации проекта
Достижение целей системы наставничества;
Мнение всех участников системы;
Достижение обучающимися требуемой результативности;
Поведенческие изменения.
Реализуемые мероприятия:
В рамках реализации проекта нами была сформирована иерархическая
лестница наставничества
Выбор пал на 2, 6 и 10 не случайно. 6 класс является представителем естественно-научного профиля, а 10 – представители социально-экономического профиля. 2 класс пока общеобразовательный. Соответственно непосредственное влияние наставников из естественно- научного профиля и опосредованное (через наставничество 10 над 6) социально-экономического профиля способствует органичному процессу адаптации обучающихся в среду профильного обучения, а также всестороннему развитию личностных качеств, коммуникативных и исследовательских умений обучающихся. В свою очередь, наставничество 10 класса над 6 приведет к реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся естественно-научного профиля.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и мероприятиям
Срок |
Мероприятия |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов |
1-22 |
Определение целей и задач проекта. |
План |
сентября |
Определение плана работы. Выбор рабочих групп. |
мероприятий |
23-29 сентября |
Реализация 1 этапа проекта «Наставничество» (наставническая |
План мероприятий, |
|
деятельность представителей социально-экономического профиля над учащимися естественно-научного профиля, в частности (6 класс)) в рамках работы профильной естественно-научной смены |
фотоотчет |
Октябрь
|
Подведение итогов 1 этапа |
Промежуточный отчет |
Ноябрь- декабрь |
Подготовка проведения 2 этапа проекта «Наставничество» (наставническая |
План мероприятий, |
|
деятельность представителей естественно-научного профиля над учащимися общеобразовательного класса (2 класс)), разработка плана мероприятий |
фотоотчет |
Январь- февраль |
Реализация 2 этапа проекта «Наставничество» (наставническая деятельность 6 класса над 2) |
План мероприятий, фотоотчет |
Март
|
Подведение итогов 2 этапа |
Промежуточный отчет |
Апрель- Май |
Подготовка совместного итогового мероприятия (проработка идей наставничества на всех ступенях одновременно) |
План мероприятия, фотоотчет |
Май |
Проведение итогового мероприятия (проработка идей наставничества на всех ступенях одновременно) |
фотоотчет |
Июнь
|
Подведение итогов реализации проекта |
Итоговый отчет |
8