Проект на тему «Навстречу Дню Победы»
М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»
г. Набережные Челны РТ
Составила и провела
воспитатела:
высшей кв. категории
Счастливцева Е.Н.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку,
к раеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был разработан проект «Навстречу Дню Победы»
Мы познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.
После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы.
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили
и меющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.
Результатом проекта стало создание «Стены плача». Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимали позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.
В процессе создания «Стены плача», посвящённая детям войны, ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.
Проект
«Навстречу Дню Победы»
Паспорт проекта
Участники проекта:
Воспитатели: Счастливцева Е.Н.
Музыкальный руководитель: Зотина Н.Н.
Дети и родители группы.
Типология проекта: творческий, интегрированный, коллективный, среднесрочный.
Время проведения: Январь – май
Пояснительная записка
Проект был разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
В процессе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с целью воспитания патриотических чувств очень важно создать оптимальные педагогические условия, содействующие обогащению и активизации словаря детей, усилению мотивации к изучению этих событий. В данном проекте это достигается путем сочетания разнообразных форм организованной образовательной деятельности.
Актуальность
Патриотизм. Он не возникает сам по себе. Воспитание патриотизма - результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Начинать эту работу, необходимо с самого детства. Отсюда - проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из самых важных.
Дети дошкольного возраста не имеют представлений о причинах возникновения праздника победы, о ветеранах Великой Отечественной войны. Зачастую они не знают истории своей семьи, поэтому считаю важным моментом совместное с родителями рассматривание детьми семейных фотографий военных лет, если таковые сохранились, либо иллюстраций и рассказ о том, как жилось прабабушкам и прадедушкам в то время.
Т аким образом, в преддверии празднования 70 лет Победы мной было принято решение разработать и реализовать проект «Навстречу Дню Победы».
Мы сочли необходимым рассказать детям о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны в доступной для этого возраста форме, привлечь к проекту родителей для того, чтобы познакомили ребенка с историей своей семьи.
Проблемная ситуация
Дети мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Не понимают значение слов данной тематики и не употребляют их в процессе общения.
Цель проекта
Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине через ознакомление детей дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Задачи проекта
Обучающие
Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Развивающие
Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
Воспитательные
Развивать любознательность, расширять кругозор.
Воспитывать патриотические чувства к Родине, интерес к ее героическому прошлому.
Основные формы реализации проекта
Экскурсии
Беседы
Организация ООД
Мини-выставки
Составление рассказов
Физкультурный досуг
Консультации для родителей.
Предполагаемый результат
Данный проект, в процессе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, способствует освоению детьми значения слов военной тематики и их употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение на данную тему. Работа над словом позволит уточнить представления ребенка, углубить его чувства, организовать социальный опыт. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития мышления, речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен военно- патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления стенгазеты.
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки", «Боевые награды», «Посылка на фронт», «Военные профессии», «Военная техника» и др.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
I этап
Подготовка к внедрению проекта:
Определение темы проекта,
Формулирование целей и задач проекта,
Подбор необходимого материала.
I I этап
Реализация проекта
Примерный перспективный план
организованной образовательной деятельности
№ | Образовательные области | |||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
1 | Тема: «Этот день Победы» | Цели: Закрепить представление о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | ||
Речевое развитие | ||||
2 | Тема: «Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». |
Закрепить представление о том, что русские люди защищали свою родину во все времена. Знакомить с творчеством русских художников. Учить составлять описательный рассказ, опираясь на план, предложенный воспитателем. | ||
| Тема: С.Михалков «Быль для детей» (в сокращении, чтение) |
Обобщить представление о Великой Отечественной войне и защите Родины. Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат. | ||
Познавательное развитие | ||||
3 | Тема: «Парад военной техники» | Цели: Закрепить представление о военных специальностях и военной технике. Учить строить машины по рисунку, соотносить свою работу с работой сверстников, объединять в единый макет. Воспитывать уважение к людям военных специальностей. | ||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
4 | Рисование Тема: «Салют Победы» | Цели: Воспитывать патриотические чувства, уважение к героям Великой Отечественной войны. Познакомить с репродукциями картин о празднике Победы. У чить отражать в рисунке свои впечатления Праздника Победы. | ||
5 | Тема: «Птицы приветствуют День Победы» | Цели: Воспитывать патриотические чувства, уважение к героям Великой Отечественной войны. Упражнять в рисовании на всем пространстве. Побуждать передавать атмосферу праздника. | ||
6 | Лепка Тема: «Мир похож на цветной луг» | Цели: Закреплять представление о празднике Победы. Закреплять умение передавать характерные особенности предметов, их строения и окраски. Учить придавать устойчивость поделке при помощи каркаса. | ||
7 | Аппликация Тема: «Открытка для ветеранов» | Цели: Воспитывать чувство благодарности за победу в Великой Отечественной войне. Учить вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета и композиции. | ||
8 | Художественный ручной труд Тема: «Сувенир для ветерана» | Цели: Побуждать проявлять свое отношение к людям, отстоявшим независимость Родины. Закреплять навыки работы с бросовым и природным материалом. | ||
Физическое развитие | ||||
9 | Тема: Спортивная игра «Зарница» | Цели: Закреплять основные виды физических движений. Развивать волевые качества: смелость, выдержку, выносливость. Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат. |
III этап
Результат проекта:
Создание совместно с родителями детского сада в честь 70-я Победы оформлена «Стена плача», посвящённая детям войны.
Создана выставка поделок и рисунков на военную тематику,
Выпущены газеты о ветеранах войны.
Презентация и ООД «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.».
Проведение смотра – конкурса строевой песни «Красив в строю, силен в бою»
Проведение праздничного концерта для ветеранов войны, посвящённый
70-ю Победе «Помнить, чтоб жизнь продолжалась»
Литература:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2012.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная группа. Интегрированный подход. – М.: Скрипторий, 2013.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 5-7 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко, Е.Н.Краснощекова. – Спб.: Детство- пресс, 2010.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.- М.:Сфера,
1998.
Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны
Приложение:
«Стена плача», посвящённая детям войны.
Выставка поделок на военную тематику
Газеты о ветеранах войны.
Выставка рисунков, посвященных 70-летию Победы в ВОВ
Смотр – конкурс строевой песни «Красив в строю, силен в бою»
Праздничный концерт для ветеранов войны, посвящённый 70-ю Победе
«Помнить, чтоб жизнь продолжалась»
Бессмертный полк
«Хлеб да каша – пища наша»
Так в народе нашем говорят.
И не страшны врагов демарши,
Если кашей вдоволь сыт солдат!