Неделя литературы «У поэта есть только одна дата - дата рождения!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г.Ухта, пос.Седью
Проект
«У поэта есть только одна дата – дата рождения!»
(к 200летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова)
Визитная карточка проекта
Тема проекта: |
200лет со Дня рождения М.Ю. Лермонтова |
Творческое название: |
«У поэта есть только одна дата – дата рождения!» |
Типология проекта: |
информационный (работа с информацией о каком-то объекте, явлении) и творческий (четкое планирование конечных результатов и формы их представления, в нашем случае это был праздничный концерт) |
Категория учащихся |
2-11 классы |
Продолжительность проекта |
12 дней |
Предметные области |
Литература, музыка, изобразительное искусство, информатика |
Образовательные цели: |
1.Научить работать с материалом: обрабатывать и обобщать полученную информацию. 2.Дать представление о личности поэта. 3. Через знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова увидеть взаимосвязь между прошлым и настоящим, погрузиться в атмосферу поэзии 19 века 4. Расширить знания учащихся в области литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики. |
Развивающие цели |
1.Создать условия для развития ассоциативного мышления. 2. Активизировать творческую и коммуникативную деятельность учащихся. |
Воспитательные цели |
1.Воспитать эстетический вкус учащихся. 2. Формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. 3. Воспитать интерес к родной культуре. |
Ожидаемый результат: |
1. Систематизировать подборку материала по творчеству писателя, 2. Познакомиться с М.Ю.Лермонтовым не только как с писателем, но и как с художником (доклады, музыкальные подборки и подборки живописных полотен, создание презентаций). 3. Развить у учащихся умение правильно работать с Интернетом как с источником информации для проведения исследований разных уровней 4. Более качественно подготовиться к государственному экзамену по литературе |
Описание проекта
В октябре 2014 года в МОУ «СОШ №9» проходила декада литературы, которая была приурочена 200летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова. Был выбран Совет дела, который координировал работу, предлагал идеи.
На первом этапе работы над проектом нами было проведено планирование (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами), высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся подтем проектов; формулирование заданий для класса или группы учащихся.
В результате был предложен следующий план мероприятий
Декада литературы
(13.10 – 25.10)
Дата |
Мероприятие |
Ответственные |
13.10
13.10
16.10
13-18.10
13-18.10
16-23.10
20-24.10
25.10
В теч.декады литературы
В теч.декады литературы |
Общешкольная линейка
Анкетирование
Стенгазета «Кавалергарда век не долог»
Конкурс рисунков к произведениям М.Ю. Лермонтова
Конкурс «Самый грамотный ученик» (диктант по произведениям М.Ю.Лермонтова)
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова
Презентация «Заочная экскурсия по лермонтовским местам»
Заключительный концерт «У поэта есть только одна дата – дата рождения!»
Флешмобы
«Открытый микрофон» |
Учителя литературы
Учителя литературы, совет дела
9 класс
2-11 кл, совет дела
Учащиеся, учителя РЯ и литературы
Учащиеся, учителя РЯ и литературы
Тиранова М.А. совместно с сельской библиотекой
Учителя литературы, совет дела, Тиранова М.А., Сикова Н.А., коллектив д/с №38 Коллектив учителей и учащихся
Коллектив учителей и учащихся
|
На втором этапе (аналитический этап) (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний) была проведена следующая работа: уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
На третьем этапе, или этапе обобщения, была проведена следующая работа: систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в нашем случае - мультимедийной презентации и итогового выступления (концерта).
Четвертый этап – это презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы).
Декада литературы началась с небольшого опроса, касающегося творчества и биографии М.Ю. Лермонтова. Учащимся было предложено ответить на три вопроса: 1) кто такой М.Ю. Лермонтов; 2) что вы знаете о жизни М.Ю.Лермонтова?; 3) назовите несколько произведений М.Ю.Лермонтова. Ответы потом были обобщены. Получилось следующее:
1. На вопрос КТО ТАКОЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ были получены следующие ответы:
- это поэт
- это драматург
- это человек
- это художник
- это писатель
- это друг Пушкина
- великий ученый
2. На вопрос ЧТО ВЫЗНАЕТЕ О БИОГРАФИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА учащиеся отвечали так:
- он много болел, поэтому лечился в санаториях на Кавказе
- бабушка увезла с собой маленького Лермонтова, так как хотела дать ему хорошее образование
- бабушка увезла с собой маленького Лермонтова, так как не хотела, чтоб мальчик виделся с отцом
- написал много интересных произведений
- родился в 1814 году, а погиб на дуэли
- был отправлен в ссылку
- его повесили
- прожил всего 27 лет
- родился в 20 веке
- произведения М.Ю. Лермонтова печатались в журнале «Современник»
- Лермонтов был трижды женат
- учителем Лермонтова был Пушкин
3. На вопрос КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА ВЫ ЗНАЕТЕ были получены следующие ответы:
- «Волк на псарне»
- «Бородино»
- «Демон»
- «И скучно, и грустно, и некому руку подать…»
- «Герой нашего времени»
- «Пророк»
- «Парус»
- «Смерть поэта»
- «Мцыри»
- «Молитва»
В течение декады в холле школы были оформлены стенды с портретами Лермонтова, с его рисунками, с генеалогическим древом рода Лермонтовых. Была предложена викторина и криптограмма по биографии и творчеству поэта. Работала выставка рисунков по произведениям поэта. Большой интерес вызвала стенгазета «Кавалергарда век недолог».
Среди старшеклассников был проведен конкурс «Самый грамотный ученик» (диктант по произведениям М.Ю.Лермонтова).
Работала выставка книг в школьной библиотеке.
К работе были привлечены предприятия поселка. Так активными помощниками были представители сельской библиотеки. Ими было составлено генеалогическое древо рода Лермонтовых, а также проведены встречи с классами, где были показаны презентации «Заочная экскурсия по лермонтовским местам».
Представители детского сада №38 стали участниками итогового концерта.
Была привлечена и родительская общественность.
В течение декады на переменках проходили многочисленные флешмобы, которые вызвали большой интерес не только у учащихся, но и у учителей.
- флешмоб «Открытый микрофон» (учащимся и учителям было предложено вспомнить и рассказать отрывок из произведений Лермонтова)
- флешмоб «В одном месте, в одно время»
- флешмоб «Дуэль»
- флешмоб «Бал»
Итогом проекта стал концерт, на котором читались стихи, были повторены некоторые из сценок, показанных ранее. Были исполнены три песни на стихи М.Ю. Лермонтова. Хорошим финалом стали презентация, посвященная тому, как проходила декада в школе, и торт со свечами.
Анализируя почти четырехнедельную работу над проектом, ребята в анкетах отвечали, что проект нужен им для жизни, для урока, для других учеников, чтобы «показать всем». Ученики участвуют в проекте, потому что «заинтересовало, понравилось», «понадобится в жизни», «хочу узнать что-то новое», «хочется попытаться, попробовать свои силы», «показать другим, на что я способна», «проявить себя в классе», «хочу поехать на конкурс и защитить работу». Во время работы ребята отмечают, что им было интересно и трудно, они много узнали. Самое сложное в подготовке проекта: искать материал, создавать черновой вариант работы, «собрать всё вместе», работать на компьютере. Самое важное, считают участники проекта, - закончить проект, «выступить отлично, рассказать без ошибок», понять тему. Было много разных пожеланий на будущее: «Я бы приготовила проект лучше», «отправила на конкурс», «изменил бы», «сделала бы интереснее», «сделала бы неотразимый проект», «вставала музыку», хотят больше заниматься после уроков.
Мы считаем, что ВНЕШНИЙ РЕЗУЛЬТАТ можно было увидеть, осмыслить, применить на практике. ВНУТРЕННИЙ же РЕЗУЛЬТАТ - опыт деятельности - станет достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. При этом результат проекта является скорее не конечной целью, а началом новой стадии в непрерывном процессе самообразования.
Дениченко Наталья Сергеевна