Возможность есть. И не одна!

3
1
Материал опубликован 16 January 2016

И.И. Езимова

МБОУ СОШ № 84

г. Екатеринбург

Возможность есть. И не одна!

Урок - основная, традиционная форма обучения рус­скому языку. Но в настоящее время перед всеми педагогами особенно остро встает проблема поиска новых форм организации обучения. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, социальным заказом, так как современному обществу необходима личность, обладающая компетентностью в широком круге вопросов, связанных как с социумом, так и с постижением основ научных знаний (ключевые предметные компетентности). Кроме этого не отменён заказ (более того, нашёл подтверждение в новых ФГОСах!) и на личность, способную к творческому преобразованию действительности, к самосовершенствованию, саморазвитию, поэтому в методической науке происходит поиск оптимальных путей решения проблемы развития творческого потенциала личности школьника, в частности, при изучении рус­ского языка.

Во-вторых, русский язык - это не только объект изучения, но и сред­ство постижения других школьных предметов, однако, как показывает практика, интерес к изучению русского языка остает­ся довольно низким, поэтому необходимо использовать такие формы орга­низации обучения языку, которые способствовали бы созданию условий для решения познавательных задач, осуществления исследовательского поиска, выполнения учащимися раз­личных видов самостоятельной работы, что будет способствовать формированию познавательной мотивации школьников, разви­тию их интереса к изучению русского языка, так как познава­тельный интерес, по мнению психологов и педагогов, является ценным мотивом учебной деятельности.

В-третьих, важными являются новые принципы обучения, в частности, такие, как принцип мотивационного обеспечения учебного процесса на всех уровнях педагогической системы: на уровне содержания, методов, средств и приемов обуче­ния; принцип трансформации когнитивного содержания в эмо­циональное при решении проблемы развития творческого потен­циала личности. Новые формы проведения уроков русского языка, а также хорошо поставленная внеурочная/внеклассная работа, как нам видится, способствуют реализации названных принципов обучения.

В-четвертых, в настоящее время, когда одной из важней­ших проблем нашего общества является возрождение духовно­сти, уроки русского языка не могут оставаться просто уроками изучения языка как средства общения, изучения его грамматиче­ских, орфографических и семантических особенностей, они долж­ны быть и уроками нравственности, добра, красоты, уроками приобщения к национальной культуре.

Наконец, можно выделить еще одну причину, подчерки­вающую важность рассмотрения заявленной проблемы, - педа­гогическое общение, которое является важным компонентом учебной деятельности. В настоящее время отдается предпочтение демократическому стилю общения, так как оно обеспечивает сотворчество учащихся и учителя. Педагогическое общение име­ет свою специфику, которая заключается в том, что задача педа­гогического общения - реализация целей развития личности. Именно в процессе педагогического общения происходит обучение уча­щихся способам умственной деятельности, формирование мыс­лительных процессов, мотивационной сферы личности, развитие познавательных интересов школьников, создание психологиче­ского комфорта на уроке.

Перед учителем стоит труднейшая задача - не только пе­редать имеющиеся знания, но еще и научить школьников добы­вать их самостоятельно, научить думать, привить культ зна­ний, передать нравственные ценности.

Мы оставляем за рамками этой статьи описание каких-то новых форм обучения русскому языку: о них сказано, написано уже достаточно. Кроме того экспериментальные площадки, инновационные педагогические проекты, то есть постоянный учительский поиск совершенствования образовательного процесса уже давно получил «постоянную прописку» в большинстве педагогических коллективов наших школ.

Тревожность и неудовлетворённость учителя часто вызывает нехватка времени и сил на дополнительную работу с высоко мотивированными и так называемыми «сильными», имеющими развитый познавательный интерес учениками. Как же можно поступить в подобной ситуации, в образовавшемся цейтноте?

Как-то давно бывшая ведущая программы «Самый умный» на канале СТС Т. Канделаки задавала один и тот же вопрос участникам: «А сколько в твоё развитие - в процентах - вложили родители и ты сам?» Подростки 12-13 лет отвечали, что заслуга родителей от 50 до 75 процентов, а остальное сделали они сами. Но один подросток, на наш взгляд, назвал самое главное, он сказал об интересе: «На 50 процентов мой интерес разбудили родители, а дальше я уже работал сам». Про то, что интерес к познанию формировали учителя, ни один из участников даже не обмолвился… А ведь именно интерес к чему-либо новому будит желание изучить, познать неведомое, то есть ту самую мотивацию. И кому, как не учителю, «разбудить ученика»!

Урок русского языка в 5 классе. Тема «Глагол». Дети должны вспомнить, как пишутся глаголы с - ТСЯ – ТЬСЯ. И вдруг возникает вопрос: «Купаться – это когда сам человек купает себя? Причёсываться - причесывать себя? Смеяться? А обниматься?..» Начинаю рассказывать про возвратное местоимение «себя», называю, (а в справочнике записываем) два новых термина: «возвратный глагол» и «постфикс». А вопрос, оказывается, остался практически без ответа: «Собака кусается – не себя же кусает!». Шестиклассники (возможно подобное и в 4-5 классах!) «ловят» на другом: «Берегите наш язык…» - знаменитые слова И.С. Тургенева, а в них есть причастие «переданное». «Это слово не похоже на прилагательное!», «Это какое-то другое прилагательное» и т.п. Дети (!) - не учитель - создают ситуацию разрыва, дети ставят проблему! Это и есть самое ценное, которое ни за что нельзя упустить!

8 класс, тема «Односоставные предложения». Изучая со школьниками назывные предложения, я постоянно жду «провокационных» вопросов. Не от всех детей и не всегда, но можно получить и такое: «Назывные предложения могут быть двусоставными, если их в прошедшем или будущем времени записать!» (В скобках замечу, что если дети и не задают подобных вопросов, задаю их сама). Что ж, записываем: «Ночь, улица, фонарь…» и далее: «Ночь была (существовала)», «Улица была, будет»… Опять говорю о тайнах, секретах языка: некоторые учёные называют номинативные предложения двусоставными, потому что в них используется «нулевое» сказуемое (есть же нулевые окончания!).

И таких примеров на памяти каждого учителя множество! На уроках времени, повторюсь, на всё не хватает; факультативы/элективы также не всегда есть в учебном плане, но в реальности существует главное – познавательный интерес, запрос ученика! Выход, как нам видится, можно найти в организации самостоятельной работы школьника над темой исследования (проекта, реферата), которое будет представлено позже на Неделе наук, например, или на школьной научно-практической конференции, может быть, и на районной.

Работая в вместе с шестиклассницами над темами рефератов по значениям постфикса –ся, по видам сочетаний слов, которые можно обнаружить в предложениях (девочки занималась этой темой ещё в пятом классе), я обратила внимание и на то, что ученицы поставили перед собой ряд проблемных вопросов (Может быть, глаголы, в которых постфикс –ся обозначает взаимные действия, например, или имеет страдательное значение, надо называть как-то иначе? Для чего служит –ся: для словообразования или формообразования? Можно ли сочинительные сочетания слов называть словосочетаниями? Взаимная связь между подлежащим и сказуемым, их согласование в роде, числе дают право считать эти два слова словосочетанием?). К этим вопросам школьницы могут возвратиться в следующем году, если решат продолжить исследование.

Времени у педагога подобная исследовательская работа учащихся много не отнимает (дети сами ищут ответы на свои вопросы!), а если она интересна и учителю, то удовлетворение от сотрудничества, от собственной познавательной (!) деятельности, ситуация успеха для ученика, личностный рост, компетентность (пусть в каком-то узком вопросе), самовыражение, саморазвитие (все самости, как пишут сегодня), предметная мотивация будут обеспечены в полном объёме.

Организация исследовательской работы своих учеников, их участие в НПК, мы уверены, только один из способов найти время на формирование и поддержку познавательных интересов обучающихся, повысить престиж предмета, способствовать развитию творческого потенциала школьников, а может быть, и собственного, учительского. Возможности педагога практически безграничны: важно, чтобы вдруг загоревшийся в глазах ребёнка огонёк был замечен. Вполне вероятно, что тогда подростки - участники телевизионных проектов - будут отвечать, что интерес к наукам в них пробудили школьные учителя.

Комментарии

Спасибо, очень интересно

20 June 2016