Возможность есть. И не одна!
И.И. Езимова
МБОУ СОШ № 84
г. Екатеринбург
Возможность есть. И не одна!
Урок - основная, традиционная форма обучения русскому языку. Но в настоящее время перед всеми педагогами особенно остро встает проблема поиска новых форм организации обучения. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, социальным заказом, так как современному обществу необходима личность, обладающая компетентностью в широком круге вопросов, связанных как с социумом, так и с постижением основ научных знаний (ключевые предметные компетентности). Кроме этого не отменён заказ (более того, нашёл подтверждение в новых ФГОСах!) и на личность, способную к творческому преобразованию действительности, к самосовершенствованию, саморазвитию, поэтому в методической науке происходит поиск оптимальных путей решения проблемы развития творческого потенциала личности школьника, в частности, при изучении русского языка.
Во-вторых, русский язык - это не только объект изучения, но и средство постижения других школьных предметов, однако, как показывает практика, интерес к изучению русского языка остается довольно низким, поэтому необходимо использовать такие формы организации обучения языку, которые способствовали бы созданию условий для решения познавательных задач, осуществления исследовательского поиска, выполнения учащимися различных видов самостоятельной работы, что будет способствовать формированию познавательной мотивации школьников, развитию их интереса к изучению русского языка, так как познавательный интерес, по мнению психологов и педагогов, является ценным мотивом учебной деятельности.
В-третьих, важными являются новые принципы обучения, в частности, такие, как принцип мотивационного обеспечения учебного процесса на всех уровнях педагогической системы: на уровне содержания, методов, средств и приемов обучения; принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное при решении проблемы развития творческого потенциала личности. Новые формы проведения уроков русского языка, а также хорошо поставленная внеурочная/внеклассная работа, как нам видится, способствуют реализации названных принципов обучения.
В-четвертых, в настоящее время, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, уроки русского языка не могут оставаться просто уроками изучения языка как средства общения, изучения его грамматических, орфографических и семантических особенностей, они должны быть и уроками нравственности, добра, красоты, уроками приобщения к национальной культуре.
Наконец, можно выделить еще одну причину, подчеркивающую важность рассмотрения заявленной проблемы, - педагогическое общение, которое является важным компонентом учебной деятельности. В настоящее время отдается предпочтение демократическому стилю общения, так как оно обеспечивает сотворчество учащихся и учителя. Педагогическое общение имеет свою специфику, которая заключается в том, что задача педагогического общения - реализация целей развития личности. Именно в процессе педагогического общения происходит обучение учащихся способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, мотивационной сферы личности, развитие познавательных интересов школьников, создание психологического комфорта на уроке.
Перед учителем стоит труднейшая задача - не только передать имеющиеся знания, но еще и научить школьников добывать их самостоятельно, научить думать, привить культ знаний, передать нравственные ценности.
Мы оставляем за рамками этой статьи описание каких-то новых форм обучения русскому языку: о них сказано, написано уже достаточно. Кроме того экспериментальные площадки, инновационные педагогические проекты, то есть постоянный учительский поиск совершенствования образовательного процесса уже давно получил «постоянную прописку» в большинстве педагогических коллективов наших школ.
Тревожность и неудовлетворённость учителя часто вызывает нехватка времени и сил на дополнительную работу с высоко мотивированными и так называемыми «сильными», имеющими развитый познавательный интерес учениками. Как же можно поступить в подобной ситуации, в образовавшемся цейтноте?
Как-то давно бывшая ведущая программы «Самый умный» на канале СТС Т. Канделаки задавала один и тот же вопрос участникам: «А сколько в твоё развитие - в процентах - вложили родители и ты сам?» Подростки 12-13 лет отвечали, что заслуга родителей от 50 до 75 процентов, а остальное сделали они сами. Но один подросток, на наш взгляд, назвал самое главное, он сказал об интересе: «На 50 процентов мой интерес разбудили родители, а дальше я уже работал сам». Про то, что интерес к познанию формировали учителя, ни один из участников даже не обмолвился… А ведь именно интерес к чему-либо новому будит желание изучить, познать неведомое, то есть ту самую мотивацию. И кому, как не учителю, «разбудить ученика»!
Урок русского языка в 5 классе. Тема «Глагол». Дети должны вспомнить, как пишутся глаголы с - ТСЯ – ТЬСЯ. И вдруг возникает вопрос: «Купаться – это когда сам человек купает себя? Причёсываться - причесывать себя? Смеяться? А обниматься?..» Начинаю рассказывать про возвратное местоимение «себя», называю, (а в справочнике записываем) два новых термина: «возвратный глагол» и «постфикс». А вопрос, оказывается, остался практически без ответа: «Собака кусается – не себя же кусает!». Шестиклассники (возможно подобное и в 4-5 классах!) «ловят» на другом: «Берегите наш язык…» - знаменитые слова И.С. Тургенева, а в них есть причастие «переданное». «Это слово не похоже на прилагательное!», «Это какое-то другое прилагательное» и т.п. Дети (!) - не учитель - создают ситуацию разрыва, дети ставят проблему! Это и есть самое ценное, которое ни за что нельзя упустить!
8 класс, тема «Односоставные предложения». Изучая со школьниками назывные предложения, я постоянно жду «провокационных» вопросов. Не от всех детей и не всегда, но можно получить и такое: «Назывные предложения могут быть двусоставными, если их в прошедшем или будущем времени записать!» (В скобках замечу, что если дети и не задают подобных вопросов, задаю их сама). Что ж, записываем: «Ночь, улица, фонарь…» и далее: «Ночь была (существовала)», «Улица была, будет»… Опять говорю о тайнах, секретах языка: некоторые учёные называют номинативные предложения двусоставными, потому что в них используется «нулевое» сказуемое (есть же нулевые окончания!).
И таких примеров на памяти каждого учителя множество! На уроках времени, повторюсь, на всё не хватает; факультативы/элективы также не всегда есть в учебном плане, но в реальности существует главное – познавательный интерес, запрос ученика! Выход, как нам видится, можно найти в организации самостоятельной работы школьника над темой исследования (проекта, реферата), которое будет представлено позже на Неделе наук, например, или на школьной научно-практической конференции, может быть, и на районной.
Работая в вместе с шестиклассницами над темами рефератов по значениям постфикса –ся, по видам сочетаний слов, которые можно обнаружить в предложениях (девочки занималась этой темой ещё в пятом классе), я обратила внимание и на то, что ученицы поставили перед собой ряд проблемных вопросов (Может быть, глаголы, в которых постфикс –ся обозначает взаимные действия, например, или имеет страдательное значение, надо называть как-то иначе? Для чего служит –ся: для словообразования или формообразования? Можно ли сочинительные сочетания слов называть словосочетаниями? Взаимная связь между подлежащим и сказуемым, их согласование в роде, числе дают право считать эти два слова словосочетанием?). К этим вопросам школьницы могут возвратиться в следующем году, если решат продолжить исследование.
Времени у педагога подобная исследовательская работа учащихся много не отнимает (дети сами ищут ответы на свои вопросы!), а если она интересна и учителю, то удовлетворение от сотрудничества, от собственной познавательной (!) деятельности, ситуация успеха для ученика, личностный рост, компетентность (пусть в каком-то узком вопросе), самовыражение, саморазвитие (все самости, как пишут сегодня), предметная мотивация будут обеспечены в полном объёме.
Организация исследовательской работы своих учеников, их участие в НПК, мы уверены, только один из способов найти время на формирование и поддержку познавательных интересов обучающихся, повысить престиж предмета, способствовать развитию творческого потенциала школьников, а может быть, и собственного, учительского. Возможности педагога практически безграничны: важно, чтобы вдруг загоревшийся в глазах ребёнка огонёк был замечен. Вполне вероятно, что тогда подростки - участники телевизионных проектов - будут отвечать, что интерес к наукам в них пробудили школьные учителя.
Сафонова Елена Валерьевна