Урок на тему «Нравственный подвиг» (4 класс)
Автор методической разработки урока: Прохоренко Оксана Степановна
Должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Место работы: МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург
«Нравственный поступок»
Пояснительная записка
Модуль: Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока: Нравственный поступок, 4 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала, исследовательский.
Основу реализации целей ФГОС начального образования составляет системно-деятельностный метод, в рамках которого осуществляется такой вид деятельности, как развитие личностных качеств, отвечающих задачам создания гражданского общества на базе культурного диалога, толерантности и уважения.
Урок разработан в технологии учебного проблемного исследования, что позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя.
Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека.
Учащиеся совместно занимаются поиском нравственных образов духовной культуры и вырабатывают на этой основе свои собственные ценности, нормы, законы жизни; формируют личностную позицию.
Цель урока:
формирование у учащихся представления о том, что такое нравственный поступок, каковы его признаки; формирование у школьников ценностного отношения к понятию нравственности.
Задачи урока:
- выдвинуть гипотезу (возможно, что люди, которые совершают нравственные поступки, обладают такими качествами как: доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание);
- найти факты, подтверждающие гипотезу;
- представить результаты исследования;
- сделать вывод.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- формировать логические умения сравнивать, обобщать.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, словаре;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт или информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- учиться оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь;
- совместно договариваться о правилах общения при работе в группах;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Результаты деятельности:
-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе);
-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Оборудование (ресурсы): компьютер, мультимедиапроектор, экран, авторская презентация, раздаточный материал для учащихся.
Содержательная часть (алгоритм деятельности педагога и обучающихся)
Основное содержание урока (программное содержание).
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Признаки нравственного поступка.
Основные методы и приёмы
1. Анализ информации, текста.
2. Учебный диалог.
3. Работа с иллюстративным материалом.
4. Обсуждение проблемного вопроса.
5. Совместная деятельность в группах.
Формы деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Объяснять значение понятия «поступок» в контексте этики.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Раскрывать содержание поступка.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему нравственного поступка.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Ход урока. Параграф №19 «Нравственный поступок»
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
1. Мотивация
2. Гипотеза
3. Исследование в группах и обмен информацией
4.Рефлексия
5. Обобщение
6. Домашнее задание |
Работа с иллюстративным материалом (карточки для групповой работы). Возможные вопросы и задание: - Рассмотрите иллюстрации к теме урока, объясните, что на них изображено. -Оцените действия ребят, изображённые на иллюстрациях. Какие поступки совершали ребята? -Как называют такие поступки? -Какие поступки в этике называют нравственными? -О чём мы продолжим разговор сегодня на уроке? (О нравственном поступке в этике.) О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями и сейчас составляют нравственные заповеди, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни. Попробуй не захватить, а … (отдать). Не кулак показать, а … (протянуть ладонь). Не спрятать, а… (поделиться). Не кричать, а… (выслушать). Не разорвать, а… (склеить). Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание). Фиксировать высказывания детей. - Какую гипотезу мы можем сформулировать? (возможно, что люди, которые совершают нравственные поступки, обладают такими качествами как: доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание). Смогли ли мы найти факты, подтверждающую нашу гипотезу? Какой вывод можно сделать по результатам исследования? Доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, скромность, дружба, необходимые качества человека для совершения нравственных поступков. - Достаточно ли для развития личности развитие только одного из этих качеств? Какие качества не совместимы в человеке?
Сегодня у нас урок «необычный»: кроме теоретического учебного материала мы поработаем с неадаптированными источниками, проанализируем жизненную ситуацию. Встретимся с человеком, совершившим нравственный поступок. Групповая работа учащихся. Чтение текста (неадаптированный источник, оригинал; материал из Почетной книги «Горячее сердце» 2014 г. о нравственном поступке Тимура Начкебия, учащегося лицея №135), с. 81; см. Приложение 1. Работа с иллюстративным материалом к тексту (авторская мультимедийная презентация), см. Приложение 2. Примерные вопросы для обсуждения в группе. Поиск ответов на поставленные вопросы. Опираясь на текст, определите, в чем состоит нравственный поступок Тимура и его друзей. Почему журналисты назвали поступок «гражданской позицией», «примером для всех», а самих ребят «химмашевскими героями»? (Химмаш-газета, №42 от 26.10.2012) Почему Тимуру и его друзьям вручили не только благодарственное письмо, но и нагрудный знак «Горячее сердце»?
Этическая беседа. Личная встреча с Тимуром Начкебия. Учащиеся задают свои вопросы, моделируют ситуацию «что сделал бы я». Предлагаю вам вернуться к тем заповедям, которые мы составили в начале урока. Какие слова мы подобрали? (антонимы, противоположные по смыслу). Противоположные чему? Что чему противоположно? Нравственно и безнравственно. А нравственно – это как? (не наносить вред другому). А теперь нам предстоит сформулировать главную заповедь: прежде, чем совершить поступок, подумай …..или ….. Попробуй не захватить, а … (отдать). Не кулак показать, а … (протянуть ладонь). Не спрятать, а… (поделиться). Не кричать, а… (выслушать). Не разорвать, а… (склеить).
Предлагаю вам соотнести наши выводы с материалом учебника, посмотреть определение понятий «поступок» и «нравственный поступок»; познакомиться с основными признаками нравственного поступка. Параграф 19. Знать понятия «поступок», «нравственный поступок». Проанализировать нравственный поступок на основе текста (по выбору самих учащихся) из Почетной книги «Горячее сердце», выделив 5 основных признаков нравственного поступка (книга в электронном виде выставляется в Сетевом городе для всех учащихся). Расскажите членам семьи, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Заполнить таблицу «Особые признаки нравственного поступка» на основе текста из Почетной книги «Горячее сердце». Письменное задание в виде таблицы выполняется по желанию, см. Приложение 3. (Таблица в электронном виде выставляется в Сетевом городе для всех учащихся). |
Приложения к уроку https://cloud.mail.ru/public/1uh9/8UiHZ6AiN
Список литературы:
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М., Просвещение, 2010, с. 40-41.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций//А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова и др. М., Просвещение, 2014, с. 119.
3. Почетная книга «Горячее сердце». М., 2014, с. 80-81.
4. Словарь. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990.
5. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для общеобразоват. организаций 4 класс - М.: Просвещение, 2019.
6. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2015.