12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прохоренко Оксана Степановна29

Автор методической разработки урока: Прохоренко Оксана Степановна

Должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Место работы: МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург


«Нравственный поступок»

Пояснительная записка

Модуль: Основы религиозных культур и светской этики.

Тема урока: Нравственный поступок, 4 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала, исследовательский.

Основу реализации целей ФГОС начального образования составляет системно-деятельностный метод, в рамках которого осуществляется такой вид деятельности, как развитие личностных качеств, отвечающих задачам создания гражданского общества на базе культурного диалога, толерантности и уважения.

Урок разработан в технологии учебного проблемного исследования, что позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека.

Учащиеся совместно занимаются поиском нравственных образов духовной культуры и вырабатывают на этой основе свои собственные ценности, нормы, законы жизни; формируют личностную позицию.

Цель урока:

формирование у учащихся представления о том, что такое нравственный поступок, каковы его признаки; формирование у школьников ценностного отношения к понятию нравственности.

Задачи урока:

- выдвинуть гипотезу (возможно, что люди, которые совершают нравственные поступки, обладают такими качествами как: доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание);

- найти факты, подтверждающие гипотезу;

- представить результаты исследования;

- сделать вывод.

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- формировать логические умения сравнивать, обобщать.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, словаре;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт или информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- учиться оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь;

- совместно договариваться о правилах общения при работе в группах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Результаты деятельности:

-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе);

-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Оборудование (ресурсы): компьютер, мультимедиапроектор, экран, авторская презентация, раздаточный материал для учащихся.

Содержательная часть (алгоритм деятельности педагога и обучающихся)

Основное содержание урока (программное содержание).

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Признаки нравственного поступка.

Основные методы и приёмы

1. Анализ информации, текста.

2. Учебный диалог.

3. Работа с иллюстративным материалом.

4. Обсуждение проблемного вопроса.

5. Совместная деятельность в группах.

Формы деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Объяснять значение понятия «поступок» в контексте этики.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Раскрывать содержание поступка.

Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.

Аргументировать свою точку зрения.

Составлять небольшой текст-рассуждение на тему нравственного поступка.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.


Ход урока. Параграф №19 «Нравственный поступок»


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация



















































2. Гипотеза











3. Исследование

в группах и обмен информацией

















4.Рефлексия














5. Обобщение




6. Домашнее задание

Работа с иллюстративным материалом (карточки для групповой работы).

Возможные вопросы и задание:

- Рассмотрите иллюстрации к теме урока, объясните, что на них изображено.

t1708965569aa.pngt1708965569ab.png

t1708965569ac.pngt1708965569ad.png

-Оцените действия ребят, изображённые на иллюстрациях. Какие поступки совершали ребята?

-Как называют такие поступки?

-Какие поступки в этике называют нравственными?

-О чём мы продолжим разговор сегодня на уроке?

(О нравственном поступке в этике.)

О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями и сейчас составляют нравственные заповеди, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни.

Попробуй не захватить, а … (отдать).

Не кулак показать, а … (протянуть ладонь).

Не спрятать, а… (поделиться).

Не кричать, а… (выслушать).

Не разорвать, а… (склеить).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание). Фиксировать высказывания детей.

- Какую гипотезу мы можем сформулировать? (возможно, что люди, которые совершают нравственные поступки, обладают такими качествами как: доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, сопереживание).

Смогли ли мы найти факты, подтверждающую нашу гипотезу?

Какой вывод можно сделать по результатам исследования?

Доброта, уважение к старшим, любовь, трудолюбие, скромность, дружба, необходимые качества человека для совершения нравственных поступков.

- Достаточно ли для развития личности развитие только одного из этих качеств?

Какие качества не совместимы в человеке?


Сегодня у нас урок «необычный»: кроме теоретического учебного материала мы поработаем с неадаптированными источниками, проанализируем жизненную ситуацию. Встретимся с человеком, совершившим нравственный поступок.

Групповая работа учащихся. Чтение текста (неадаптированный источник, оригинал; материал из Почетной книги «Горячее сердце» 2014 г. о нравственном поступке Тимура Начкебия, учащегося лицея №135), с. 81; см. Приложение 1.

Работа с иллюстративным материалом к тексту (авторская мультимедийная презентация), см. Приложение 2.

Примерные вопросы для обсуждения в группе. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Опираясь на текст, определите, в чем состоит нравственный поступок Тимура и его друзей.

Почему журналисты назвали поступок «гражданской позицией», «примером для всех», а самих ребят «химмашевскими героями»? (Химмаш-газета, №42 от 26.10.2012)

Почему Тимуру и его друзьям вручили не только благодарственное письмо, но и нагрудный знак «Горячее сердце»?


Этическая беседа. Личная встреча с Тимуром Начкебия. Учащиеся задают свои вопросы, моделируют ситуацию «что сделал бы я».

Предлагаю вам вернуться к тем заповедям, которые мы составили в начале урока. Какие слова мы подобрали? (антонимы, противоположные по смыслу). Противоположные чему? Что чему противоположно? Нравственно и безнравственно. А нравственно – это как? (не наносить вред другому). А теперь нам предстоит сформулировать главную заповедь: прежде, чем совершить поступок, подумай …..или …..

Попробуй не захватить, а … (отдать).

Не кулак показать, а … (протянуть ладонь).

Не спрятать, а… (поделиться).

Не кричать, а… (выслушать).

Не разорвать, а… (склеить).


Предлагаю вам соотнести наши выводы с материалом учебника, посмотреть определение понятий «поступок» и «нравственный поступок»; познакомиться с основными признаками нравственного поступка.

Параграф 19. Знать понятия «поступок», «нравственный поступок».

Проанализировать нравственный поступок на основе текста (по выбору самих учащихся) из Почетной книги «Горячее сердце», выделив 5 основных признаков нравственного поступка (книга в электронном виде выставляется в Сетевом городе для всех учащихся).

Расскажите членам семьи, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке.

Заполнить таблицу «Особые признаки нравственного поступка» на основе текста из Почетной книги «Горячее сердце». Письменное задание в виде таблицы выполняется по желанию, см. Приложение 3. (Таблица в электронном виде выставляется в Сетевом городе для всех учащихся).



Приложения к уроку https://cloud.mail.ru/public/1uh9/8UiHZ6AiN



Список литературы:


1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М., Просвещение, 2010, с. 40-41.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций//А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова и др. М., Просвещение, 2014, с. 119.

3. Почетная книга «Горячее сердце». М., 2014, с. 80-81.

4. Словарь. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990.

5. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для общеобразоват. организаций 4 класс - М.: Просвещение, 2019.

6. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2015.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.