Вводный урок по литературе на тему «О чем поведает портрет» (9 класс)
«О чем поведает портрет»
( вступительное слово учителя к изучению творчества М. Ю. Лермонтова )
1. Демонстрация автопортретов М. Ю. Лермонтова и портретов К. Горбунова, П. Заблотского, О. Клюндера и других художников.
2. Вступительное слово учителя
— Присмотритесь внимательно к этим портретам... На них изображен один и тот же человек – россиянин, писатель Михаил Лермонтов. За прошедшее время дошло до нас 15 портретов художника, написанных за время его жизни. Это немало, учитывая его драматическую судьбу — две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и раннюю гибель.
Вот автопортрет писателя. Он написал его в 1837 году на Кавказе и подарил любимой —Варваре Лопухиной во время последней встречи в 1838 году. Здесь Лермонтов изображен на фоне кавказского пейзажа, на нем мундир драгунского полка. Около 80 лет портрет был утрачен, и только в 1934 году он появился на одном из европейских аукционов, а во второй половине XX столетия портрет попал в Россию. На автопортрете Лермонтов воплотил свое представление о себе - свои скрытые мысли, трагизм, неописуемую тоску и в то же время мягкость характера и душевную доброту.
Одним из лучших портретов Лермонтова, созданных при жизни художника, есть портрет кисти П. Заблотского. Его художник нарисовал в 1837 году по заказу бабушки поэта — Е. Арсеньевой. На нем поэт изображен в расстегнутом мундире с золотыми аксельбантами. Выполненный в реалистичной манере, портрет довольно точно отражает черты лица писателя, а главное — его сосредоточенность и самоуглубление.
На портрете К. Горбунова 1841 года Лермонтов предстает перед зрителями в мундире Тенгинского пехотного полка. Здесь лицо поэта уже не такое спокойное, как на портрете П. Заблотского. Художник подчеркнул душевное волнение поэта и его напряженную внутреннюю жизнь.
Как видим, на всех портретах Лермонтов выглядит по-разному. Почему? Известный литературовед И. Андроников объясняет это так: «Наверное, дело не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они не подчинялись не только кисти художников, но и описаниям мемуаристов. Люди, которые знали поэта лично, описывая его внешность, противоречат друг другу. Одни были поражены большими глазами поэта, другие запомнили выразительное лицо с чрезвычайно быстрыми маленькими глазами. Глаза маленькие и быстрые?.. Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными...». А один из юных поклонников Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «Это были скорее щели, а не глаза, - пишет он, - щели, полные злости и разума… По одним воспоминаниям, глаза» Лермонтова «сияли мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными глазами», которые смотрели «приветливо, с душевным теплом».
Так какой же он, Михаил Лермонтов, как человек и как поэт? Откуда взялась эта тоска и боль в его глазах? И каким был лирический герой его поэзии, во многом похожий на художника? Сегодня на уроке мы попытаемся создать в собственном воображении портрет Михаила Лермонтова, определить « неуловимые черты» поэта» и его героев.