О, Великие математики
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по математике О, ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ! Выполнила: Боровкова Екатерина Сергеевна Ученица 9 класса Куратор проекта: Павловская Виктория Николаевна Учитель математики и физики пгт Синдор, 2020
Актуальность исследования Математика появилась одновременно со стремлением человека изучить мир вокруг себя. Изначально она входила в состав философии - матери наук - и не была выделена как отдельная дисциплина наравне с той же астрономией, физикой. Однако с течением времени ситуация изменилась. Знаний у людей накапливалось все больше, в итоге произошло разделение точных и естественных наук. Вывод: Все науки связаны между собой, наиболее очевидна эта зависимость между математикой и физикой. Поэтому в большинстве случаев великие математики и физики составляют одну группу ученых.
Проблема: Изучая математику, мы очень часто сталкиваемся с именами великих ученых, но в учебнике очень мало конкретной информации о них. Цель исследования: изучение биографии некоторых великих математиков и знакомство с самыми важными их открытиями. Гипотеза: обучающиеся школы мало знают о великих математиках и их открытиях.
Задачи исследования: 1. Ознакомиться с информацией о великих математиках, их биографии и открытиях в науке; 2. Составить презентацию, содержащую портреты математиков и некоторые факты из жизни и деятельности; 3. Провести анкетирование учащихся 9 класса (викторину) с целью выявления знаний о великих математиках, сделавших открытия в математике; 4. Сделать выводы о результатах анкетирования; 5. Создать информационный стенд о великих математиках, их биографии и открытиях в науке.
Введение Введение Глава 1 Великие математики 1.1 Биография математиков; 1.2 Математические открытия; Глава 2 Создание стенда «О, Великие математики!» 2.1 Викторина «Великие математики и математические открытия»; 2.2 Обработка результатов викторины; 2.3.Создание стенда; Заключение
Эварист Галуа (1811-1832) - французский математик. Галуа родился в Бур-ля-Рен, южном предместье Парижа. В возрасте 12 лет Эварист поступил в Королевский колледж Луи–ле-Гран, а уже в 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержимым демоном математики». Несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 20 лет. В 17 лет опубликовал свою первую работу в журнале «Annales de Gergonne». Теория Галуа — раздел алгебры, изучающий симметрии корней многочленов. Симметрии описываются в терминах группы перестановок корней многочлена.
Пьер Ферма(1601-1665) - французский математик. Родился 17 августа 1601 года в гасконском городке Бомон-де-Ломань, Франция. Ферма получил юридическое образование — сначала в Тулузе, а затем в Бордо и Орлеане . В колледже Пьер приобрел хорошее знание языков: латинского, греческого, испанского, итальянского. Крупную заслугу Ферма перед наукой видят, обыкновенно, во введении им бесконечно малой величины в аналитическую геометрию. Создание теории чисел. Сформулировал теорему о возможности представления произвольного числа суммой не более четырёх квадратов Великая теорема - Для любого натурального числа n > 2 уравнение не имеет натуральных решений a, b и c.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)- русский математик Родился в Нижнем Новгороде. По окончании университета Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием (1811) и был оставлен при университете. В 1814 году стал адъюнктом, спустя 2 года—экстраординарным, и в 1822 году — ординарным профессором. Лобачевский пришел к выводу о возможности создания новой, непротиворечивой геометрии, которую назвал «воображаемой геометрией». Николай Иванович изменил существующую аксиому на другую. Она звучит так: “через точку, не лежащую на прямой, может проходить множество прямых параллельных с первой”. Он разработал метод приближенного решения уравнений. Дал понятие о признаке сходимости рядов и о непрерывной функции.
Карл Фридрих Гаусс(1777-1855) - немецкий математик В 1784г. Карл пошел в школу. Карл покинул родительский дом в 1788г., когда поступил в школу следующей ступени. Гаусс не терял в новой школе времени даром: он хорошо выучил латынь, необходимую для дальнейшей учебы и карьеры. В 1791г. Гаусс, в качестве одаренного молодого горожанина, был представлен государю. Доказал, что можно построить правильный 17 - угольник циркулем и линейкой. Метод Гаусса — классический метод решения системы линейных алгебраических. Открыл характеристику поверхности (гауссову кривизну), которая не изменяется при изгибаниях, тем самым заложив основы римановой геометрии.
Евклид (ок. 365 — 300 до н. э.) - греческий математик О жизни этого ученого почти ничего не известно. До нас дошли только отдельные легенды о нем. Некоторые биографические данные сохранились на страницах арабской рукописи XII века: «Евклид, сын Наукрата, известный под именем «Геометра», ученый старого времени, по своему происхождению грек, по местожительству сириец, родом из Тира». Его называли ”Отец Геометрии” Алгоритм Евклида Главный труд Евклида - "Начала" (по-другому "Элементы"). Первый начал изучать свойства простых чисел - и доказал, что их множество бесконечно. Сформулировал закон прямолинейного распространения света и закон отражения, а также теорему о делении с остатком.
Софья Ковалевская(1850-1891гг) - русский математик Родилась 15 января 1850 года в Москве в имение Палибино. В течении двух с половиной лет она усвоила всю арифметику, затем был изучен обширный курс алгебры и на шестом году обучения была освоена геометрия Софья хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все российские университеты был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей. Открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам.
Колмогоров Андрей Николаевич (1903-1987) - советский математик Родился 12 апреля (25 апреля по новому стилю) 1903 года в Тамбове. Андрей Николаевич воспитывался в Ярославле 3 сёстрами матери, одна из них, Вера Яковлевна Колмогорова, официально усыновила Андрея и в 1910 году переехала с ним в Москву для определения в гимназию. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними, для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея — придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую работу по математике. Исследования и открытия в области: Метрическая теория функций. Дескриптивная теория множеств. Математическая логика. Функциональный анализ Дифференциальные уравнения. Теория приближений.
Математические открытия Математические открытия Теорема - математическое утверждение, правильность которого требует построения логической цепочки доказательств, основанной на использовании законов формальной логики с привлечением аксиом – истин, принимаемых как само собой разумеющееся, очевидное и доказательств не требующее.
Великая Теорема Ферма Уравнение Xn+Yn=Zn не имеет целочисленных решений при n>2. При n=2 эта теорема имеет бесконечное множество решений.
Математические открытия
Викторина Вопросы: 1) Главный труд этого математика «Математические начала натуральной философии» a) Пифагор б)Архимед в)Ньютон г)Гаусс 2)По основной профессии он был юристом, а математикой занимался на досуге а)Евклид б)Ньютон в)Вейерштрасс г) Ферма 3)Его считали математиком-универсалом, так как он сделал множество открытий в самых разных областях математики а) Архимед б) Евклид в) Пифагор г) Чебышев 4)Кому принадлежат слова « Для того, чтобы быть настоящим математиком, нужно быть поэтом в душе» ? а) Колмогоров б) Ковалевская в) Чебышев г) Гаусс 5)Ввёл многие понятия и символы, употребляемые в математике и сейчас а) Лейбниц б) Лобачевский в) Гаусс г) Колмогоров 6) Имел титул одного из семи мудрецов Греции а) Фалес б) Архимед в) Пифагор г) Гаусс 7)Один из создателей математического анализа, проективной геометрии а) Чебышев б) Паскаль в) Колмогоров г) Гаусс 8)Написал большой труд по геометрии « Начала» (13 книг) а) Архимед б) Евклид в) Чебышев г) Гаусс
Создание стенда Мы определились с количеством и именами математиков, которые будут на нашем стенде. Выбор наш пал на ученых, которые внесли наибольший вклад в создание алгебры и геометрии школьного курса. У нас получилось 8 математиков. Я изучила и поработала с информацией об этих ученых, оставила краткую биографию, портрет, открытие математика. Следующим этапом в новом учебном году станет создание самого стенда, подходящего по размерам, дизайну. На стенде нужно разместить 8 файлов формата А4. Я измерила длину и ширину этого файла и решила расположить их в форме прямоугольника 4 х 5.
Заключение Заключение Жизнь великих учёных так тесно переплелась с наукой, что уже невозможно представить математику без Евклида, а Лобачевского – без математики. Но всё же мы надеемся, что факты из их биографий составят более полные образы учёных, которым ничто человеческое не чуждо.