12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Афанасьева Ольга Николаевна25
Россия, Тульская обл., Щекино

t1707080172aa.jpg







ОБЫЧАИ


В ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ






























Подготовила

учитель ГОУ ТО «Щекинская школа для

обучающихся с ОВЗ»

Афанасьева О.Н.

Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ) — название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров (политий) днепровского низового казачества с XVI по XVIII век, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра, южнее труднопроходимых днепровских порогов. Сечь располагалась вблизи переправ через Днепр.

t1707080172ab.jpg

Первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено под 1492 годом польским хронистом Мартином Бельским. По рассказу хрониста, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, скотоводством, также ремёслами и торговлей), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Львов, Бахчисарай, Краков, Ростов, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше «залог» (заставу или аванпост) в виде отряда 100—200 вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков. Если судить по русским, польским, турецким и венгерским летописям и хроникам тех лет, то объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1590-х или даже начале XVII века. Оказывается, у вольных казаков не было определённого места стоянки — запорожцы перемещались вдоль Днепра. Конечно, смена места жительства была нечастой (за три века было построено около десяти укреплений), однако каждые несколько 5-40 лет казаки меняли дислокацию. Место жительство выбиралось в зависимости от военной и политической обстановки того времени и обычно располагалось вблизи речных переправ.

Запорожцы старались жить обособлено, но формально находились в зависимости от государства, которое отвоёвывало эти территории (в разное время это были Российская и Османская империи, а также Речь Посполитая).

Однако Сечь, несмотря на давление крупных соседей, всегда была самодостаточной. Община жила по своим, писаным и неписаным, законам. У казаков был атаман, суд, земельные угодья, внутри поселения строились жилища и церкви.

Уклад жизни, традиции и привычки запорожских казаков удивляли даже их современников, а сейчас, спустя века, и вовсе кажутся невероятным.

t1707080172ac.jpg

Историко-культурный комплекс «Запорожская сечь»

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими.

Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной

Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его.

Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего во t1707080172ad.jpgина, готового в любую минуту на самопожертвование.


На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки.

Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

t1707080172ae.jpg

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

Не каждый желающий мог стать запорожским казаком, для этого необходимо было как следует выучить порядки сечи («сечевое рыцарство», как называли свой устав сами казаки) и только через семь лет стать «испытанными товарищами».

Внутри Сечи существовал свой диалект, называемый «казацким языком», который каждый вновь прибывший должен был усвоить. После того, как новобранца переводили в «испытанные товарищи», ему давали новую фамилию, обычно образованную от прозвища, — Непейпиво, Мозоль, Борщ, Убей-волк, Незовибатько.

Рада .На раде решались все важные вопросы товарищества: проходили суды, продумывались дальнейшие военные планы, распределялись земли и угодья, выбирались атаманы. Рада могла быть сечевой (главной), куренной («Куренем» называли отдельное военное подразделение казаков, состоящее из нескольких десятков (в мирное время) или нескольких сотен (в военное) бойцов) или паланочной (Паланка — своеобразный округ или район на территории Сечи), а время проведения каждого очередного собрания было неизменным. Если возникали срочные вопросы, требующие немедленного решения, раду созывали вне очереди.

t1707080172af.png


Казаки, вступая в Сечь, давали обет безбрачия. Считалось, что семья — главная помеха для храброго воина.

В средствах Запорожская Сечь нужды не испытывала, получая доходы от грабежей захваченных территорий, торговли, сбора дани с проезжающих мимо купцов. К тому же казакам, охраняющим границы от посягательств извне, выплачивали государственные жалования. Кроме того, в Сечи было хорошо развито виноделие, рыболовство и охота.

Запорожские казаки выделялись среди остальных — они брили голову, оставляя при этом длинный чуб. Что касается одежды, то запорожцы предпочитали носить очень объёмные атласные шаровары, широкие пояса, сафьяновые сапоги, кафтаны и папахи.

t1707080172ag.jpg

Армия запорожцев была хорошо организована: оружие отличалось разнообразием (копья, сабли, кинжалы, гаубицы, пушки, мортиры), а войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Существовала строгая иерархия и многочисленные военные звания. В войске особенно почитался характерник, задачей которого было лечить и наставлять бойцов, а также колдовать и ворожить для победы.

t1707080172ah.jpg

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

t1707080172ai.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.