Научно-исследовательская работа «Обогащение и активизация словаря младшего школьника с ОВЗ с использованием игровой технологии» (из опыта работы)
«Обогащение и активизация словаря младшего школьника с ОВЗ с использованием игровой технологии» (из опыта работы)
Смагина Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Евсеева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа-интернат №113 г.о.Самара
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Такой подход определен в основополагающих документах Российской Федерации:
Закон об «Образовании РФ» указывает: «В целях реализации права каждого на образование государство… создает необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации…»;
Приказ Министерства Просвещения РФ № 71930 от 30 декабря 2022г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», где определены особые образовательные потребности к организации обучения ребят с ОВЗ: цель, задачи, принципы, содержание программы (введены новые предметы), результаты (минимальный, достаточный).
Введение предмета «Речь и речевая практика» обращает внимание педагогов на значение развития речи обучающихся и в нашей ОО для детей с НОДА и УО.
Минимальный уровень усвоения программы по предмету предполагает:
- образование новых слов с новым значением;
- различение изученных частей речи по вопросу и значению;
- составление различных конструкций предложений с опорой на образец;
- установление смысловых связей в словосочетании по образцу;
-нахождение однородных членов предложения;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений;
- участие в обсуждении темы текста;
- пересказ содержания прочитанного текста;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями
К личностным результатам освоения ФАООП УО относится:
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе овладения вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Перед нами педагогами особенно остро встал вопрос: как сегодня воспитать ребёнка с ОВЗ человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу? Осмысление вопроса происходит через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому перед родителями детей с ОВЗ, воспитателями и учителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только осознанным членом общества, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу.
Любое дело начинается с общения человека с другим человеком. Учителю обычно приходится видеть такую сцену: "раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет". Для обучающихся с ОВЗ развитие речи дается очень трудно. Поэтому большое внимание стала уделять этой проблеме. Изучила методическую литературу по теме, отобрала диагностические методики по определению уровня развития речи (Г.А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Практикум по детской психологии: изучение понимания значений слов, словаря, использование прилагательных и глаголов в речи, изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи); методики Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями», Г.С. Селевко, С. А.Шмакова; В.В. Петрусинский «Игры – обучение, тренинг, досуг»;прошла курсы по формированию коммуникативного поведения школьников с ОВЗ, познакомилась с Матрицей общения, сделала подборку дидактических игр, оформила наглядные пособия, пиктограммы (рабочие тетради Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной по разным темам).
Речевая диагностика дала неутешительные результаты. Это было ожидаемо, т.к. все обучающиеся с НОДА и нарушением интеллекта. Наиболее часто встречающиеся нарушения: несформированность звуковой стороны речи; незаконченность формирования фонематического восприятия; бедность словарного запаса; нарушения в грамматическом оформлении речи; ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога; низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений; слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятия.
Проделанная работа убедила меня, что пробудить интерес к занятиям, сделать их интересными и увлекательными, повысить детскую активность на уроках и во внеурочное время, обогатить словарный запас, научить ребят вести диалог, поддержать беседу помогут активные методы обучения (технология разноуровневого обучения, коррекционно - развивающие технологии, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология нравственного воспитания, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, методика «Буквограмма» С. Ю. Шишковой…), к ним относятся и игровые технологии. Поэтому «Учить, играя!» - один из эффективных девизов моей работы с детьми с ОВЗ. Тем более ребенок, играя, все время стремится самоутвердиться. Игра – неотъемлемая часть детства. Применение игры в работе с детьми с ОВЗ оправдано, т.к. такие обучающиеся долго остаются детьми.
Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра – есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается; развивается, потому что играет.
Хотя игра у этих детей имеет свои особенности, и педагог должен это учитывать. Формирование игровых действий у детей с особенностями развития замедленное, они позже переходят к ролевым играм, им необходима поддержка в создании игровой ситуации.
Свою работу начинала с использования простых дидактических игр с использованием большого количества наглядности (муляжи, предметы, игрушки, карточки, пиктограммы, пазлы, схемы, таблицы, перфокарты…). Дидактический материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и заставляет действовать с ним, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей; дети учатся комментировать свои действия, давать полный словесный отчет действиям.
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Чем дидактические игры отличаются от игр вообще?
- наличие целеполагания;
- планирование действий;
- реализация четкой цели обучения;
- наличие конкретного результата, его анализ.
Для успешной организации и проведения игр и упражнений с обучающимися выделяю к ним следующие требования:
- игры и упражнения должны основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- должны быть доступными, цель достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
- обязательный элемент каждой игры и упражнения – их эмоциональность. Они должны вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил, активизация учащихся.
- завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
-проводить уроки в нетрадиционной форме;
-дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
-развивать коммуникативные навыки учащихся;
-облегчать решение учебной задачи;
-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-практически закреплять полученные знания;
-расширять кругозор детей;
-формировать навык совместной деятельности.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями к проведению игровых технологий, всегда помню, что игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональную: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Изучая методическую литературу, выделила такие виды уроков, на которых можно использовать игровые технологии:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие.);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы, которые могут проводиться между учащимися разных классов.
Своевременно начатые игры позволят устранить некоторое отставание в речевом развитии и немного предупредить школьную неуспеваемость.
В своей работе использую дидактические игры, содержание которых формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
На уроках стараюсь применять разные виды дидактических игр:
- игры - упражнения (для закрепления материала «Магазин игрушек», «Что умеет делать?» , «Теремок»);
- игры – соревнования (учитывается самостоятельность, четкость выполнения «Ловушка», «Давай поменяемся»);
- игры путешествия (закрепление материала, идет непринужденное общение между собой «Красная Шапочка»);
- небольшой и простой кроссворд (по теме урока);
- игры – загадки (для проверки знаний: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора и написания слов, предложений);
- простые ребусы (составляют слово по частям);
- викторина (по теме урока: растения, транспорт…)
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Дидактические игры оказывают мне большую помощь в развитие речи обучающихся: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета", «Назови ласково», «Доскажи словечко». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр («Жеребенок с каждым днем подрастал и стал …конем»; «Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … карандаш».). Игры «Какой звук я задумала?», «Необычный телефон» помогают решить задачи по фонетике. Эти игры позволяют учитывать индивидуальные особенности школьников, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знаний и умений, незаметно для остальных ребят помогать в игре слабому, т.е. создавать ситуацию успеха.
Нельзя рассматривать игру только как развлечение. Если выше мы говорили о том, что игра готовит к жизни, помогает сформировать правильное представление об окружающем мире и обществе, то игровые технологии можно применять и для решения конкретно коррекционно-развивающих задач. Наиболее успешно эти задачи решаю во время сюжетно – ролевых игр. Моделируя в игре социальные отношения в обществе, помогаю ребенку в социальной адаптации. И вот ребенок уже не Артем, Алеша, Петя, Лена, а учитель, полицейский, военный, врач и т.д. С помощью игровых технологий можно успешно корректировать поведение ребенка. Так пример, если ребенок в жизни робок и застенчив, то в игре он может себя проявить смелым и решительным, и это поможет ему в самоутверждении. Дети с ограниченными возможностями здоровья, часто излишне опекаемы родителями и другими взрослыми. В игре такой ребенок научиться самостоятельности, что в дальнейшем пригодиться ему в жизни.
После планомерной проведенной работы провела повторную диагностику по коммуникативным навыкам обучающихся.
Сводные данные о речевом развитии обучающихся 3Б класса (обследование по методике Т.А. Фотековой.)
Экспресс – диагностика включает восемь серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.
1 серия – особенности сформированности фонематического слуха у детей с ОВЗ (ТНР).
2 серия – особенности двигательной сферы и состояние мелкой ручной моторики у детей с ОВЗ (ТНР).
3 серия – особенности состояния артикуляционной и мимической моторки у детей с ОВЗ (ТНР).
4 серия – особенности звукопроизношения у детей с ОВЗ (ТНР).
5 серия – особенности слоговой структуры у детей с ОВЗ (ТНР).
6 серия – особенности развития навыков словообразования у детей с ОВЗ (ТНР).
7 серия – особенности грамматического строя речи у детей с ОВЗ (ТНР).
8 серия – особенности связной речи у детей с ОВЗ (ТНР).
Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2 – 4 классов учитель – логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.
Из анализа данных письменных работ выявляется симптоматика нарушения навыков чтения у учеников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). А также ведется учет специфических ошибок нарушения письма
Исследование навыков словообразования
Включает пробы на исследование навыков:
• образования уменьшительно – ласкательных существительных;
• образования уменьшительно – ласкательных прилагательных;
• образования относительных, качественных и притяжательных прилагательных;
• образования названий детенышей животных;
• словообразования профессий женского рода;
• словообразования по дифференцированному типу.
Имя прилагательное — одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.
Для детей с ОНР задания на словообразование очень сложны, при их выполнении отмечается инертность, когда ребенок пытается делать все пробы стереотипно (так, если салат из моркови — морковный, то суп из грибов — грибный, лист дуба — дубный, а березы — березный и т.д.). Очень часто, не зная нужной формы, дети прибегают к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии заканчивается к периоду школьного обучения.
Исследование грамматического строя речи
Включает пробы, направленные на исследование навыков словоизменения.
Образование формы существительного множественного числа в именительном и родительном падежах.
Образование предложно – падежных форм.
Задание, направленное на проверку падежного управления.
Согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными, существительных с притяжательными местоимениями, глагола с существительными и местоимениями.
При выполнении речевых проб оценивается также синтаксическое оформление высказывания.
Исследование связной речи
Ученикам предлагаются три задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ по образцу.
Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно – следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.
Для того чтобы учесть, как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой: критерий смысловой ценности, критерий лексико – грамматического оформления высказывания и критерий самостоятельности выполнения задания.
При выполнении заданий учитывается:
• пропуск важных мыслей;
• пропуск, искажение, добавление фактов;
• нарушение логической последовательности;
• возвращение без необходимости к одному и тому же факту;
• неумение находить границы предложения в тексте;
• нарушение порядка слов в предложении, приводящее к искажению или затемнению смысла;
• повторение одних и тех же слов, но не вызванное необходимостью;
• пропуск главных членов предложения;
• нарушение управления и согласования слов в предложении;
• неправильное или неточное употребление слова;
• местоименное удвоение подлежащего;
• употребление глагола в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид.
Экспресс – диагностика письменной речи детей с тяжелыми нарушениями речи 2 – 4 классов содержит задания и пробы, которые выявляют не только орфографические и дисграфические (оптические, акустические, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматические) ошибки, но и состояние навыков чтения, а также выявляют наличие дислексических ошибок.
Ф.И. |
Экспрессивная речь |
Импрессивная речь |
Письменная речь |
Уровень успешности |
|||||||||
|
Моторная реализация высказывания (серия 1) 120б |
Словообразование (серия 2) 90б |
Грамматический строй 150б |
Связная речь 120б |
Функции речи 30б |
Значение слов 120б |
Логико-грам. Конструкции 30б |
Фонематическое восприятие 30б |
Языковой анализ 30б |
Навыки письма 45б |
Навыки чтения 45б |
сентябрь |
апрель |
Алеша |
95/120 |
72/90 |
117 /142 |
105/ 110 |
25/30 |
100/ 100 |
27/30 |
25/30 |
26/30 |
25/45 |
30/45 |
647 79% |
781 94% |
Сережа |
88/109 |
63/88 |
111/ 147 |
90 110 |
20/25 |
80/95 |
24/30 |
20/25 |
24/30 |
30/45 |
30/45 |
580 71% |
779 93% |
Артем |
93/120 |
60/79 |
114/ 135 |
80/ 120 |
25/30 |
95/ 110 |
21/30 |
27/30 |
27/30 |
25/45 |
25/40 |
619 74% |
780 93% |
Вероника |
78/102 |
45/57 |
57/ 89 |
60/80 |
15/20 |
65/80 |
18/22 |
18/22 |
12/20 |
10/20 |
10/25 |
338 41% |
537 64% |
Данил |
93/120 |
51/87 |
114/ 138 |
95/ 110 |
20/25 |
95/ 120 |
24/30 |
24/30 |
19/22 |
25/45 |
30/45 |
590 72% |
774 93% |
Давид |
80/90 |
47/63 |
93 /119 |
80/ 100 |
15/20 |
70/90 |
20/25 |
20/25 |
15/18 |
15/25 |
15/30 |
470 57% |
605 71% |
|
87/110 |
56/77 |
101/ 128 |
85/ 105 |
20/25 |
84/99 |
22/27 |
22/27 |
20/25 |
22/38 |
27/38 |
65% 541 |
84% 709 |
Результаты:
Сентябрь – 65% 541б
Апрель – 84% 709б.
Динамика речевого развития обучающихся 3Б класса ГБОУ школы – интерната №113 г.о. Самара
Динамика речевого развития обучающихся 3Б класса - 19%
Анализ результатов исследования речи позволил сделать следующие выводы:
в начале учебного года средний уровень речевого развития обучающихся класса соответствовал 541б - 65% ( второй уровень успешности), в апреле – 709б – 84% (третий уровень успешности).
Значительных успехов дети достигли по всем показателям. Положительная динамика отмечается у всех обучающихся класса. Но остаются проблемы с речью у Вероники и Давида
Индивидуальный график (составляется на каждого ребенка) речевого развития (номер серии соответствует показателям в таблице по порядку): Алеша Ж.
Результат. В начале учебного года средний уровень речевого развития обучающегося 3 класса соответствовал 647б (79%). Это хороший результат. В конце учебного года – 781б - 94%, что соответствует четвертому уровню успешности. Речь развита на достаточном уровне.
Вывод. Таким образом, активные методы обучения, к которым относятся игровые технологии, пополняют, углубляют и расширяют знания обучающихся с ОВЗ. Они являются средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению ребёнка, расширяют и активизируют словарь детей, учат общению, развивают коммуникативные навыки.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Проведенная работа помогла сделать процесс использования огромного количества игр более организованным и конкретным с учетом поставленных задач. Был собран и оформлен кейс игр для использования другими педагогами ОО.
В приложении № 1 приводится кейс с дидактическими играми по развитию коммуникации.
Приложение №1
Для успешного обучения и развития ребёнка с ОВЗ необходимо пробудить интерес к занятиям по развитию речи, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Необходимо использовать словесные дидактические игры (с использованием наглядности). Это позволит снизить отвлекаемость, рассеянность, повысить успеваемость, самостоятельность при выполнении заданий, уверенность в своих возможностях.
Игра № 1. «Кто как голос подаёт?»
молчит |
|
хрюкает |
|
чирикает |
|
мяукает, мурлычет |
|
каркает |
|
кудахчет, квохчет |
|
стрекочет |
|
кукарекает |
|
воет |
|
пищит |
|
стрекочет |
|
рычит |
|
гогочет |
|
жужжит |
|
воркует |
|
шипит |
|
фырчит |
|
пищит |
|
ржёт |
|
квакает |
|
ухает |
|
пищит |
|
мычит |
|
лает |
.
Игра № 2. «Кто где живёт?»
муравей |
муравейник |
птичка |
гнездо |
медведь |
берлога |
акула |
море |
щука |
река |
пчёлы |
улей |
лиса |
нора |
белка |
дупло |
волк |
логово |
бобр |
хатка |
собака |
Конур |
курица |
курятник |
Конь |
конюшня |
Корова |
Коровник |
Овца |
Овчарня |
Свинья |
Свинарник |
Игра № 3. «Часть – целое».
Стержень |
Ручка |
Страница |
Тетрадь |
Клешня |
Рак |
Копыто |
Лошадь |
Вымя |
Корова |
Клавиши |
пианино |
Усы |
Кошка |
Руль |
Машина |
Паста |
Тюбик |
Крыло |
Птица |
Зерно |
Колосок |
Ноготь |
Пальцы |
Колесо |
велосипед |
Зрачок |
Глаз |
Коготь |
медведь. |
Стрелки |
Часы |
Лист |
Береза |
Ель |
Лес |
Крыша |
Дом |
Панцирь |
черепаха |
Хобот |
Слон |
Книга |
библиотека |
Вершина |
Гора |
Игра № 4. «Сделано из…»
Сок из винограда – виноградный.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Сок из сливы – сливовый.
Стол из пластмассы – пластмассовый.
Подсвечник из меди – медный.
Сок из граната – гранатовый.
Сок из апельсина – апельсиновый.
Посуда из дерева – деревянная.
Шапка из меха – меховая.
Сок из клюквы – клюквенный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из клюквы – клюквенный.
Кольцо из золота – золотое.
Сок из свёклы – свекольный.
Венок из цветков – цветочный.
Кувшин из глины – глиняный.
Сок из клубники – клубничный.
Платок из шерсти – шерстяной.
Сок из яблок – яблочный.
Платок из шёлка – шёлковый.
Ваза из стекла – стеклянная.
Коробка из картона – картонная
Шар из снега – снежный.
Пузырь из мыла – мыльный.
Мяч из резины – резиновый.
Перчатки из кожи – кожаные …
Игра № 5. «Скажи по другому»
Дорога |
Путь |
Прохлада |
Свежесть, холодок |
Птичка |
Птаха, пичуга, пичужка |
Метель |
Вьюга, буран, пурга, ураган, шторм |
Родина |
Отечество, отчизна |
Холод |
Мороз, стужа |
Страшный |
Ужасный, чудовищный |
Быстрый |
Проворный, резвый |
Печальный |
Грустный, унылый, тоскливый |
Белый |
Белоснежный, молочный |
Чёрный |
Вороной (конь), смоляной (волосы), агатовый (глаза) |
Красный |
Румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый |
Лиловый |
Фиолетовый, сиреневый |
Зеленый |
Изумрудный, малахитовый |
Жёлтый |
Золотой, лимонный, янтарный, соломенный |
Синий |
Васильковый, сапфировый |
Голубой |
Лазурный, бирюзовый |
Душистый |
Ароматный, пахучий |
Мокрый |
Сырой, влажный |
Угрюмый |
Мрачный, хмурый |
Красивый |
Прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный |
Жаркий |
Знойный, жгучий, горячий, палящий |
Блестеть |
Сиять, сверкать |
Дети |
Детвора, ребята |
Друг |
Товарищ, приятель |
Задира |
Забияка, драчун |
Страх |
Боязнь, испуг, ужас, паника |
Лентяй |
Лодырь, ленивец |
Шалун |
Проказник, баловник |
Аккуратный |
Опрятный, чистый |
Старательный |
Прилежный, усердный |
Вежливый |
Почтительный, воспитанный, любезный, тактичный |
Робкий |
Несмелый, пугливый, трусливый |
Умный |
Неглупый, мудрый, разумный |
Смелый |
Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный |
Видеть |
Наблюдать, замечать |
Делать |
Мастерить, сооружать, творить, создавать |
Сердиться … |
Дуться, злиться… |
Игра № 6. «Что умеют делать животные?»
«Что животные умеют –
Птицы, рыбы, кошки, змеи…»
Стоит, сидит, лежит, идёт, бежит, спит, ест, лает, играет, кусает, ласкается, служит, нюхает, кувыркается, плавает, караулит, прячется, рычит, догоняет… |
|
Мурлычет, мяукает, крадётся, лакает, царапается, умывается, линяет, облизывается, ласкается, спит, кусается, убегает, играет, прячется, крадётся… |
|
Шуршит, пищит, грызёт, прячется, запасает, убегает, боится, тащит, роет, пугает, растёт, спит… |
|
Летает, плавает, ныряет, крякает, ловит, переваливается, ходит, ищет, растёт, дышит… |
|
Летает, ходит, каркает, клюёт, ищет, несёт, караулит, спит, чистит (перья), дышит, строит, ухаживает (за птенцами)… |
|
Ползает, шипит, извивается, жалит, нападает, питается, стареет, выслеживает, догоняет, ожидает, замирает, ищет, спит, караулит… |
Игра № 7 «Теремок»
Цель: тренировать мышление, восприятие, умение выделять общие признаки и отличительные путем сравнения предметов, изображенных на карточках.
Материал: предметные картинки (сумка, дерево, гитара, чайник, яблоко. Дом, карандаш…)
Ход игры.
Каждый ребенок получает карточку и играет за нарисованный на ней предмет. Учитель (или ребенок) – это хозяин теремка. Остальные по очереди подходят к теремку и просятся пустить (ведут диалог):
- Тук! Тук! Кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- А я чайник. Пустишь меня в теремок?
- Пущу, но только если ты скажешь, чем ты на меня похож (гость должен сравнить два рисунка и назвать общие признаки предметов: цветные, прочные, гладкие…).
2 вариант.
Постоянно меняется хозяин – вошедший гость становится хозяином, а бывший уходит.
Игра № 8. «Дразнилка»
Цель: развивать словотворчество, учить выделять функции предметов, добавляя суффикс –ЛКА- (уменьшительно - ласкательный) к выделенным у предмета функциям.
Пример: курочка – клюет- клевалка
кудахтает – кудахталка
спит – спалка
кресло – стоялка, покупалка, ломалка, украшалка, дарилка, старелка, мешалка, рвалка…
занавеска – виселка, пачкалка, стиралка, гладилка, украшалка, подшивалка, затенялка, покупалка, дарилка, мякалка, падалка, поднималка, рвалка, зашивалка, потерялка, находилка, выгоралка…
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Гаврииловна Гончарова