12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джиоева Эльвира Станиславовна666
Педагог-психолог, стаж работы 10 лет. Работала с детьми от 6 лет до подросткового возраста, сейчас работаю с детьми имеющими статус ОВЗ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ


2

Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса


Справка с указанием конкретных диагностических программ, используемых в воспитательно-образовательном процессе, а также итогов диагностики их результативности

Отсутствие


Частичное соответствие

Полное соответствие

0

1

2

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад  «Солнышко»

362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.                    

  E-mail: can.dd@mail.ru


№____от «_____» _______ 2022 г.


Справка

о системе диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса


Дана педагогу‑психологу, Джиоевой Эльвире Станиславовне, ГБУДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», о том, что она активно применяет в своей работе различные диагностические методики, методические пособия, зарубежных, и отечественных авторов.

Для диагностики детей с нормальным уровнем развития, или легким дефектом, Джиоева Эльвира Станиславовна использует методики, следующих авторов:

  • проективная методика "ДДЧ", Джона Б.;
  • проективная методика М.Люшера, "Цветовой тест Люшера", (компьютерная версия);
  • методики Немова Р.С.для выявления уровня развития детей от 3 до 6 лет;
  • Тесты для определения развития ребенка от 3 до 7 лет, автора: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.;
  • "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях,  Забрамная С. Д.;
  • комплекс диагностических методик Л.М. Шипицыной.

Для детей с патологиями в развитии, педагогом-психологом используется метод наблюдения, а также применяются следующие методики таких авторов, как:

  • Забрамной Софии Давыдовны, профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ;
  • Методики Е.А. Стребелевой для обследования детей 1-3 лет;
  • Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 3-4 года.

Кроме того учреждение принимает участие в инновационной деятельности автономной некоммерческой организации дополнительного, профессионального образования "Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования "Воспитатели России". В связи с чем, педагогом‑психологом велась диагностическая работа по четырем направлениям: образовательная среда; педагогический состав; родители или законные представители; воспитанники.


Приложение:   1. на 2 л. в 1 экз.

                           2. на 4 л. в 1 экз.

                           3. на 3л. в 1экз.



Справка дана для предоставления в главную аттестационную комиссию

Директор                                                                                                                     Л.Г. Бабиева

Приложение №1

к справке о системе

диагностической

 деятельности

от "___"_______2021г.



Диагностический инструментарий



Категория


Методика/Тесты


Цели


Источники/Авторы



















Нормальный уровень развития/ легкий дефект в развитии


"ДДЧ"- дом, дерево, человек, проективная методика

Оценка личности ребенка, уровня его развития.

Исследование взаимоотношений с окружающим миром и конкретными людьми. Оценка работоспособности ребенка, и интегративных функций.

Американский психолог

Джон Бак

"Цветовой тест Люшера",

проективная методика


Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его деятельности


Швейцарский психотерапевт

 Макс  Люшер

 Методика "Нелепицы"

Выявление  уровня развития мышления, оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и логических связей, для детей 4-6 лет.






Советский и российский психолог Немов Роберт 

Семенович

"Чего не хватает?"

Выявление уровня восприятия  детей 3-5 лет

"Какие предметы спрятаны в рисунках"


Выявление уровня восприятия

для детей 4-6 лет


"Времена года"


Выявление уровня сформированности представлений о временах года, наглядно‑образное мышление, для  детей с 4 лет.

Развитие внимания. Тесты для детей 5-6 лет

Диагностика уровня развития внимания, дошкольника 5-6 лет

Авторы:

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.,

Год: 2007

Издательство: 

Академия Развития

Астрель

Тесты

" Развитие  памяти"

Диагностика уровня развития памяти и внимания ребенка 6 -7 лет

Тесты

" Развитие  мышления

Диагностика уровня развития мышления  дошкольника 4-5 лет

"Четвертый лишний"

Диагностика логического мышления, умение классифицировать предметы по признаку.

Комплекс диагностических методик 

Л.М. Шипицыной


  


Окончание приложения №1

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.



Диагностический инструментарий



Категория


Методика/Тесты


Цели


Источники/Авторы




Нормальный уровень развития/ легкий дефект в развитии

Тесты для определения развития ребенка

" Внимание, мышления"

Диагностика уровня развития внимания и мышления дошкольника от 3 лет

Авторы:

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., год: 2016

Издательство: "Экзамен"

"Какая фигура лишняя"

Закрепление представлений

о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки.

Забрамная С. Д.

 "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях

М.: Новая школа, 1998 г. - 144











Патология

 в развитии

"Коробка форм"

 Проверка восприятия формы,  способности соотнесения

формы объёмного тела и её плоскостного изображения. Развития мелкой моторики,  определение ведущей руки, для детей с 4 лет.






Профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета,

Забрамная София Давыдовна 

«Разборка и складывание пирамидки»

Диагностика восприятия величины и цвета

«Работа с матрёшками»

(восприятие величины)


Диагностика мышления.

Проверка   понимания инструкции, состояния моторики, сформированности понятия величины,  с 4 лет.

 

"Разрезные картинки"

Диагностика целостности восприятия, мышления.


"Парные картинки"

Выявить уровень развития зрительного восприятия, понимание жестовой инструкции, внимания,

общая осведомленность.

Методики Е.А. Стребелевой для обследования детей 1-3 лет

Субтест: "Угадай, чего не стало?"

Оценка уровня развития произвольной памяти, понимания инструкции, внимания. 

Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 3-4 года

  



Приложение №2

к справке о системе

диагностической

 деятельности

от "___"_______2021г.


Карта наблюдений

социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника


Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка

Баллы по каждому монито

рингу

Параметры

5-4 балла

3 балла

2 балла

1-0 баллов




Поведение, самоконтроль

Поведение  адекватно

 ситуации

Всегда

Чаще всего

Редко

Поведение 

неадекватно

ситуации




Умеет следовать указаниям

взрослого

Всегда следует указаниям

Чаще всего

Редко, трудно управляем

Не принимает

(или не понимает) 

во внимание указания.




Может 

управлять своим 

поведением

Да

Чаще всего

Редко

Не может управлять своим поведением




Реагирует на   положительную оценку своей

деятельности

Доволен, увеличивает продуктивную активность

Доволен,

последующая активность

непродуктивна

 Довольствуется достигнутым

Неадекватно реагирует (смущается, огорчается,

не замечает)




Реагирует на отрицательную оценку своей

деятельности

Адекватно, 

прислушивается, корректирует поведение

Прислушивается, пытается

что‑то исправить

Не замечает

Неадекватно

реагирует (радуется,проявляет агрессию; замыкается в себе)




Особенности активности

Всегда активен, любознателен

Активность чередуется с

периодами отдыха

Активен, но быстро

утомляется; 

или активен    до назойливости

Слишком активен, повышено возбудим

Вял, пассивен




Активность в игровой и уебной деятельности

Умеет понимать  и принимать правила игры/занятия

Всегда понимает

одним из первых, выполняет инструкции, может организовать

других детей

Понимает    инструкции

при повторном

объяснении,   старается

 следовать 

иногда нарушая, или выполняет с подсказкой взрослого

С трудом понимает

Инструкции. Часто нарушает правила.

Не понимает и не выполняет

правила игры,  на занятиях пассивен




Может занять себя сам

Легко находит себе занятие, может включить в свои игры других детей

Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе

 Себя не занимат но наблюдает за

другими детьми

Не может себя

занять, пассивен или мешает другим

детям





  




Продолжение

приложения №2

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.


Карта наблюдений

 социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника


Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка

Баллы по каждому монито

рингу

Параметры

5-4 балла

3 балла

2 балла

1-0 баллов




Контак со взрослыми

со  взрослыми

Социальные

связи со взрослыми:

Легко идет на контакт 

со взрослыми

Избирательно, чаще идет на контакт

Избирательно, но чаще не идет на контакт

С трудом идет на контакт




Стремится к совместной

деятельности со взрослыми

Да, всегда

Часто стремится

Недостаточно, редко

Нет




Принимает помощь взрослого

Да, всегда

Часто принимает

Слабо принимает, редко

Не принимает помощь




Обладает "Чувством дистанции"

Да, всегда

Чаще всего

   Редко

Нет




Привязанность к кому-либо из взрослых

  Есть

"Липнет" ко всем.

Боится взрослых, плачет

Ни к кому не привязан,

  равнодушен.




Контактность со сверстниками

Социальные

связи с детьми

Легко идет на контакт 

Избирательно, чаще идет на контакт

Избирательно, но чаще не идет на контакт

Трудно идет на контакт




Умеет

договариваться с детьми, ладит с ними

Всегда

Часто

Редко

Не умеет




Предпочитает играть в

Одиночку

Редко

Иногда

Часто

Всегда




Охотно принимает

участие в играх, предложенных другими детьми

Очень охотно

Соглашается играть

Редко играет

в игры, придуманные

другими детьми

Никогда не играет (или не может) в игры, придуманные другими детьми




Пытается быть лидером в кол. детей

Всегда, и у него 

получается

 Часто пытается  но не всегда   удачно

Не претендует на роль лидера ни в чем

Отказывается быть лидером, главным.




Умеет переживать и сочувствовать

Да, помогает

другому, жалеет его

Да, изредка

Наблюдает за

другими детьми

Смеется над

ребенком, ведет себя неадекватно




Конфликтность

Неконфликтен

Редко

Часто

Специально или    случайно провоцирует конфликт




Агрессивность

Мирно уживается с детьми

Редко и по делу

Часто

Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым






Продолжение

приложения №2

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.


Карта наблюдений

социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника


Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка

Баллы по каждому монито

рингу

Параметры

5-4 балла

3 балла

2 балла

1-0 баллов




Эмоциональный

Т ону с

Преобладающее настроение

Бодрое, уравновешен

ное, хорошее; Незлопамятен, трудно вывести из себя.

В основном ровное 

Раздражительное возбуждённое Плохое и хорошее настроение

задерживаются недолго.

Подавленное. 

Вялое.

Неустойчивое, очень часто меняется по

незначительным поводам.




Тревожность, боязнь нового. Пугливость

Низкая

тревожность.

Средняя

мобилизующая тревожность. Может испугаться,

но быстро

успокаивается

Высокая

тревожность, беспокойство. Достаточно сильно боится чего‑то

 одного

Повышенная тревожность 

 или крайне низкая 

тревожность,

снижен инстинкт самосохранения. 




Плаксивость

Нет

Редко

Часто

Постоянно "Глаза на мокром месте",

плачет по незначительным поводам






Доброжелателен. Жизнерадостен и оптимистичен

Да

Часто

Редко

Нет




Продуктивность во время занятий

Концентрация во время занятий

Высокая,   действует   слаженно,     сосредоточенно

Концентрируется с трудом, но проявляет старания

Нуждается в контроле со стороны взрослого

Концентрация отсутствует




 

Эффективность работы на занятиях



 Высокий  уровень  эффективности.  Задания               доводит до   конца.

 Задания

 выполняет     до конца, но с  помощью   взрослого

Задания выполняет с помощью 

взрослого, 

но не всегда

  получая 

  конечный 

результат


Продуктивность        низкая




  Орие

нтировочная Деятельность



Способ ориентировочных действий

Полностью свернутая ориентировка.

  Проявляется   только исполн  ительное дейст    вие, ведущее к   безошибочному результату

Сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. 

 но иногда 

 прибегает к   примериванию

Внешние ориен-рные действия. Производит пробы или примеривание, т.к.не может еще вычислить необходимые свойства предметов в перцептивном плане  

Ориентировка только на результат. производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результат даже физическую силу














                 


Окончание приложения №2

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.


Карта наблюдений

 социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника


Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка

Баллы по каждому монито

рингу

Параметры

5-4 балла

3 балла

2 балла

1-0 баллов




Речевая деятельность








Владение вербальными и невербальными средствами коммуникации

Активно использует вербальные средства коммуникации

Использует как вербальные, так

и невербальные средства коммуникации

Обращенную речь понимает, речевые инструкции выполняет. Но речью не владеет

(не хочет/не может)

Обращенную речь не понимает, вербальной коммуникацией не владеет




Целенаправленные действия

Целенаправлен

ность деятельности

Высокая, осознанная

Средняя, может   ставить  "одноступенчат ые"  цели, с помощи   взрослого

Может 

поставить цель на ближайшую перспективу,

 но не доводит

ее до логического конца

Действия хаотичные, без продумывания последующих шагов




Итоги наблюдения (по пятибалльной шкале)


Эмоционально-поведенческие особенности

Особенности работоспособности

Особенности познавательной деятельности

Контакт

Продуктивность во время занятий


Эмоциональный тонус

Поведение

Продуктивность во время занятий


Ориентировочная деятельность


Речевая    деятельность

Целенаправленные действия

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III






























































Оценка результатов: 5-4 баллов – Выше среднего/высокий уровень развития

3 балла - Средний уровень развития

2 балла - Ниже среднего уровня

1-0 балл - Низкий уровень развития









Приложение №3

к справке о системе

диагностической

 деятельности

от "___"_______2021г.


Отчет по разработке и внедрению  материалов первого этапа инновационной площадки

Отчетный период  с 1 сентября по 10 ноября 2021г.

Тема: «Профессиональные и социальные риски в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации к условиям образовательного учреждения компенсирующего вида»

Цель: выявление и определение наиболее  эффективных путей преодоления профессиональных и социальных рисков в процессе  психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации.

Задачи:

  1. Выделить группы и виды рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации
  2. Изучить проблемы адаптации детей с ОВЗ,  дошкольного возраста  к условиям образовательной организации
  3. Разработать программу преодоления рисков в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ к условиям образовательной организации
  4. Апробировать на практике модель психолого-педагогического сопровождения в контексте заявленной темы
  5. Практически применять методы по снижению выявленных рисков с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг


Для первого этапа работы инновационной площадки на базе ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», мы  отобрали  диагностические методики  для  качественного и количественного выявления актуальных рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации.

 Основные направления диагностического исследования:

  1. Образовательная среда (готовность, безопасность, оснащенность);
  2. Педагогический состав (компетенции, эмоциональная устойчивость, готовность работы с детьми ОВЗ);
  3. Родители или законные представители (осведомленность родителей о работе ДОУ, об особенностях развития ребенка, взаимодействие с участниками образовательного процесса);
  4. Обучающиеся (адаптация к условиям ДОУ). 

В результате проведенного комплексного диагностического исследования были выявленные актуальные риски, связанные с  условиями адаптации к дошкольному образовательному учреждению компенсирующего вида, которые представленные в форме таблицы.




Продолжение

приложения №3

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.


«Система диагностического исследования профессиональных и социальных рисков на базе ДОУ компенсирующего вида»


Вид исследования

 

                      Цели


Выявленные риски

Образовательная среда

Изучение готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ (заполнение таблицы параметров составленной по требованиям Сан ПиН и ФГОС ОВЗ)

Определение уровня  готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ

(Низкая шумоизоляция), расположение образовательного учреждения рядом с трамвайной остановкой, является раздражителем для детей ОВЗ с повышенной гиперакузией, приводит к нарушению сна, психоэмоционального состояния,  ухудшению образовательного процесса.

Педагогический состав

 Анкета для педагогов «Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагога»

Выявление уровня сформированности базовых компетенций педагогов позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность

1.Низкая мотивация профессиональной деятельности приводит к

 снижению эффективности

 2. Информационная компетентность: недостаточный уровень владения ИКТ, приводит к усложнению образовательного 

процесса.

3. Слабая поддержка специалистов, не имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ (начинающие и новые специалисты) приводит к невротизации всех участников учебного процесса

Методика диагностики 

уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Изучение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей

1.Эмоциональное     истощение,

  2.Напряжение,

  3.Стресс;

  4.Конфликтность.

Анкета определения готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ

Выявление уровня готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ

1.Ограниченные знания в области инклюзивного образования приводят к неправильному построению работы 

2. Сопротивление и психологическая неготовность к работе с детьми с 

ОВЗ приводит к психическому и физическому истощению.



Окончание приложения № 3

к справке о системе

диагностической деятельности

от "___"_______2021г.


«Система диагностического исследования профессиональных и социальных рисков на базе ДОУ компенсирующего вида»


Вид исследования

 

                      Цели


Выявленные риски

Родители или законные представители

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду»

«Определение уровня готовности дошкольника к условиям образовательного учреждения»

Неразвиты навыки самообслуживания, аффективная привязанность к кому либо из взрослых, проблемы со сном .

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Дополняет представления о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей

Гиперопека, попустительское и авторитарное отношение в системе родитель-ребенок, приводит к нарушению поведения, учебной мотивации и адаптации.

Опросник  для родителей

«Образовательная среда ДОУ» (авторская)



Выявления уровня осведомленности родителей о профессиональной    деятельности участников учебного процесса в детском саду компенсирующего вида «Солнышко»



Недостаточная информированность родителей  о профессиональной деятельности образовательной среды, ее норм и ценностей, приводит к  халатному отношению к режимным моментам ДОУ (опоздания, пропуск занятий, не выполнение просьб по образовательному процессу ит.д.).

   Опросник для родителей

«Влияние ограничительных мер на адаптацию ребенка к условиям детского сада» (авторская)

Откат после болезни, ограничительные меры, особенности нарушенного развития, коммуникацию

Воспитанники

«Диагностика уровня адаптированности 

ребенка к дошкольному учреждению» 

методика А.С.Роньжиной 

Получить общее представление об уровне адаптации ребенка в Доу

Низкий уровень адаптированности;





Бланк наблюдения

Наблюдение за

 адаптационным процессом


Личностный компонент (неприятие или излишняя привязанность) во

взаимоотношениях 

воспитанник-педагог, 

приводит к нарушению учебной мотивации к отказу выполнять образовательные требования.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.