Образец справки для аттестации 1.2.
2 | Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса | Справка с указанием конкретных диагностических программ, используемых в воспитательно-образовательном процессе, а также итогов диагностики их результативности | Отсутствие | Частичное соответствие | Полное соответствие |
0 | 1 | 2 |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.
E-mail: can.dd@mail.ru
№____от «_____» _______ 2022 г.
Справка
о системе диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса
Дана педагогу‑психологу, Джиоевой Эльвире Станиславовне, ГБУДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», о том, что она активно применяет в своей работе различные диагностические методики, методические пособия, зарубежных, и отечественных авторов.
Для диагностики детей с нормальным уровнем развития, или легким дефектом, Джиоева Эльвира Станиславовна использует методики, следующих авторов:
- проективная методика "ДДЧ", Джона Б.;
- проективная методика М.Люшера, "Цветовой тест Люшера", (компьютерная версия);
- методики Немова Р.С.для выявления уровня развития детей от 3 до 6 лет;
- Тесты для определения развития ребенка от 3 до 7 лет, автора: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.;
- "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях, Забрамная С. Д.;
- комплекс диагностических методик Л.М. Шипицыной.
Для детей с патологиями в развитии, педагогом-психологом используется метод наблюдения, а также применяются следующие методики таких авторов, как:
- Забрамной Софии Давыдовны, профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ;
- Методики Е.А. Стребелевой для обследования детей 1-3 лет;
- Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 3-4 года.
Кроме того учреждение принимает участие в инновационной деятельности автономной некоммерческой организации дополнительного, профессионального образования "Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования "Воспитатели России". В связи с чем, педагогом‑психологом велась диагностическая работа по четырем направлениям: образовательная среда; педагогический состав; родители или законные представители; воспитанники.
Приложение: 1. на 2 л. в 1 экз.
2. на 4 л. в 1 экз.
3. на 3л. в 1экз.
Справка дана для предоставления в главную аттестационную комиссию
Директор Л.Г. Бабиева
Приложение №1
к справке о системе
диагностической
деятельности
от "___"_______2021г.
Диагностический инструментарий | |||
Категория | Методика/Тесты | Цели | Источники/Авторы |
Нормальный уровень развития/ легкий дефект в развитии | "ДДЧ"- дом, дерево, человек, проективная методика | Оценка личности ребенка, уровня его развития. Исследование взаимоотношений с окружающим миром и конкретными людьми. Оценка работоспособности ребенка, и интегративных функций. | Американский психолог Джон Бак |
"Цветовой тест Люшера", проективная методика | Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его деятельности | Швейцарский психотерапевт Макс Люшер | |
Методика "Нелепицы" | Выявление уровня развития мышления, оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и логических связей, для детей 4-6 лет. | Советский и российский психолог Немов Роберт Семенович | |
"Чего не хватает?" | Выявление уровня восприятия детей 3-5 лет | ||
"Какие предметы спрятаны в рисунках" | Выявление уровня восприятия для детей 4-6 лет | ||
"Времена года" | Выявление уровня сформированности представлений о временах года, наглядно‑образное мышление, для детей с 4 лет. | ||
Развитие внимания. Тесты для детей 5-6 лет | Диагностика уровня развития внимания, дошкольника 5-6 лет | Авторы: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Год: 2007 Издательство: | |
Тесты " Развитие памяти" | Диагностика уровня развития памяти и внимания ребенка 6 -7 лет | ||
Тесты " Развитие мышления | Диагностика уровня развития мышления дошкольника 4-5 лет | ||
"Четвертый лишний" | Диагностика логического мышления, умение классифицировать предметы по признаку. | Комплекс диагностических методик Л.М. Шипицыной |
Окончание приложения №1
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
Диагностический инструментарий | |||
Категория | Методика/Тесты | Цели | Источники/Авторы |
Нормальный уровень развития/ легкий дефект в развитии | Тесты для определения развития ребенка " Внимание, мышления" | Диагностика уровня развития внимания и мышления дошкольника от 3 лет | Авторы: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., год: 2016 Издательство: "Экзамен" |
"Какая фигура лишняя" | Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки. | Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 | |
Патология в развитии | "Коробка форм" | Проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения. Развития мелкой моторики, определение ведущей руки, для детей с 4 лет. | Профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета, Забрамная София Давыдовна |
«Разборка и складывание пирамидки» | Диагностика восприятия величины и цвета | ||
«Работа с матрёшками» (восприятие величины) | Диагностика мышления. Проверка понимания инструкции, состояния моторики, сформированности понятия величины, с 4 лет.
| ||
"Разрезные картинки" | Диагностика целостности восприятия, мышления. | ||
"Парные картинки" | Выявить уровень развития зрительного восприятия, понимание жестовой инструкции, внимания, общая осведомленность. | Методики Е.А. Стребелевой для обследования детей 1-3 лет | |
Субтест: "Угадай, чего не стало?" | Оценка уровня развития произвольной памяти, понимания инструкции, внимания. | Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 3-4 года |
Приложение №2
к справке о системе
диагностической
деятельности
от "___"_______2021г.
Карта наблюдений социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника | ||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка | Баллы по каждому монито рингу | |||||||
Параметры | 5-4 балла | 3 балла | 2 балла | 1-0 баллов | ||||
Поведение, самоконтроль | Поведение адекватно ситуации | Всегда | Чаще всего | Редко | Поведение неадекватно ситуации | |||
Умеет следовать указаниям взрослого | Всегда следует указаниям | Чаще всего | Редко, трудно управляем | Не принимает (или не понимает) во внимание указания. | ||||
Может управлять своим поведением | Да | Чаще всего | Редко | Не может управлять своим поведением | ||||
Реагирует на положительную оценку своей деятельности | Доволен, увеличивает продуктивную активность | Доволен, последующая активность непродуктивна | Довольствуется достигнутым | Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает) | ||||
Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности | Адекватно, прислушивается, корректирует поведение | Прислушивается, пытается что‑то исправить | Не замечает | Неадекватно реагирует (радуется,проявляет агрессию; замыкается в себе) | ||||
Особенности активности | Всегда активен, любознателен | Активность чередуется с периодами отдыха | Активен, но быстро утомляется; или активен до назойливости | Слишком активен, повышено возбудим Вял, пассивен | ||||
Активность в игровой и уебной деятельности | Умеет понимать и принимать правила игры/занятия | Всегда понимает одним из первых, выполняет инструкции, может организовать других детей | Понимает инструкции при повторном объяснении, старается следовать иногда нарушая, или выполняет с подсказкой взрослого | С трудом понимает Инструкции. Часто нарушает правила. | Не понимает и не выполняет правила игры, на занятиях пассивен | |||
Может занять себя сам | Легко находит себе занятие, может включить в свои игры других детей | Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе | Себя не занимат но наблюдает за другими детьми | Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям |
Продолжение
приложения №2
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
Карта наблюдений социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника | ||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка | Баллы по каждому монито рингу | |||||||
Параметры | 5-4 балла | 3 балла | 2 балла | 1-0 баллов | ||||
Контак со взрослыми со взрослыми | Социальные связи со взрослыми: | Легко идет на контакт со взрослыми | Избирательно, чаще идет на контакт | Избирательно, но чаще не идет на контакт | С трудом идет на контакт | |||
Стремится к совместной деятельности со взрослыми | Да, всегда | Часто стремится | Недостаточно, редко | Нет | ||||
Принимает помощь взрослого | Да, всегда | Часто принимает | Слабо принимает, редко | Не принимает помощь | ||||
Обладает "Чувством дистанции" | Да, всегда | Чаще всего | Редко | Нет | ||||
Привязанность к кому-либо из взрослых | Есть | "Липнет" ко всем. | Боится взрослых, плачет | Ни к кому не привязан, равнодушен. | ||||
Контактность со сверстниками | Социальные связи с детьми | Легко идет на контакт | Избирательно, чаще идет на контакт | Избирательно, но чаще не идет на контакт | Трудно идет на контакт | |||
Умеет договариваться с детьми, ладит с ними | Всегда | Часто | Редко | Не умеет | ||||
Предпочитает играть в Одиночку | Редко | Иногда | Часто | Всегда | ||||
Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми | Очень охотно | Соглашается играть | Редко играет в игры, придуманные другими детьми | Никогда не играет (или не может) в игры, придуманные другими детьми | ||||
Пытается быть лидером в кол. детей | Всегда, и у него получается | Часто пытается но не всегда удачно | Не претендует на роль лидера ни в чем | Отказывается быть лидером, главным. | ||||
Умеет переживать и сочувствовать | Да, помогает другому, жалеет его | Да, изредка | Наблюдает за другими детьми | Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно | ||||
Конфликтность | Неконфликтен | Редко | Часто | Специально или случайно провоцирует конфликт | ||||
Агрессивность | Мирно уживается с детьми | Редко и по делу | Часто | Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым |
Продолжение
приложения №2
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
Карта наблюдений социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника | |||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка | Баллы по каждому монито рингу | ||||||||
Параметры | 5-4 балла | 3 балла | 2 балла | 1-0 баллов | |||||
Эмоциональный Т ону с | Преобладающее настроение | Бодрое, уравновешен ное, хорошее; Незлопамятен, трудно вывести из себя. | В основном ровное | Раздражительное возбуждённое Плохое и хорошее настроение задерживаются недолго. | Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам. | ||||
Тревожность, боязнь нового. Пугливость | Низкая тревожность. | Средняя мобилизующая тревожность. Может испугаться, но быстро успокаивается | Высокая тревожность, беспокойство. Достаточно сильно боится чего‑то одного | Повышенная тревожность или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения. | |||||
Плаксивость | Нет | Редко | Часто | Постоянно "Глаза на мокром месте", плачет по незначительным поводам | |||||
Доброжелателен. Жизнерадостен и оптимистичен | Да | Часто | Редко | Нет | |||||
Продуктивность во время занятий | Концентрация во время занятий | Высокая, действует слаженно, сосредоточенно | Концентрируется с трудом, но проявляет старания | Нуждается в контроле со стороны взрослого | Концентрация отсутствует | ||||
Эффективность работы на занятиях | Высокий уровень эффективности. Задания доводит до конца. | Задания выполняет до конца, но с помощью взрослого | Задания выполняет с помощью взрослого, но не всегда получая конечный результат | Продуктивность низкая | |||||
Орие нтировочная Деятельность | Способ ориентировочных действий | Полностью свернутая ориентировка. Проявляется только исполн ительное дейст вие, ведущее к безошибочному результату | Сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. но иногда прибегает к примериванию | Внешние ориен-рные действия. Производит пробы или примеривание, т.к.не может еще вычислить необходимые свойства предметов в перцептивном плане | Ориентировка только на результат. производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результат даже физическую силу | ||||
Окончание приложения №2
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
Карта наблюдений социально-коммуникативная и поведенческая сфера воспитанника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка | Баллы по каждому монито рингу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры | 5-4 балла | 3 балла | 2 балла | 1-0 баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевая деятельность | Владение вербальными и невербальными средствами коммуникации | Активно использует вербальные средства коммуникации | Использует как вербальные, так и невербальные средства коммуникации | Обращенную речь понимает, речевые инструкции выполняет. Но речью не владеет (не хочет/не может) | Обращенную речь не понимает, вербальной коммуникацией не владеет | |||||||||||||||||||||||||||||||
Целенаправленные действия | Целенаправлен ность деятельности | Высокая, осознанная | Средняя, может ставить "одноступенчат ые" цели, с помощи взрослого | Может поставить цель на ближайшую перспективу, но не доводит ее до логического конца | Действия хаотичные, без продумывания последующих шагов | |||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги наблюдения (по пятибалльной шкале) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности | Особенности работоспособности | Особенности познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакт | Продуктивность во время занятий | Эмоциональный тонус | Поведение | Продуктивность во время занятий | Ориентировочная деятельность | Речевая деятельность | Целенаправленные действия | |||||||||||||||||||||||||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | |||||||||||||
Оценка результатов: 5-4 баллов – Выше среднего/высокий уровень развития
3 балла - Средний уровень развития
2 балла - Ниже среднего уровня
1-0 балл - Низкий уровень развития
Приложение №3
к справке о системе
диагностической
деятельности
от "___"_______2021г.
Отчет по разработке и внедрению материалов первого этапа инновационной площадки
Отчетный период с 1 сентября по 10 ноября 2021г.
Тема: «Профессиональные и социальные риски в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации к условиям образовательного учреждения компенсирующего вида»
Цель: выявление и определение наиболее эффективных путей преодоления профессиональных и социальных рисков в процессе психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации.
Задачи:
- Выделить группы и виды рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации
- Изучить проблемы адаптации детей с ОВЗ, дошкольного возраста к условиям образовательной организации
- Разработать программу преодоления рисков в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ к условиям образовательной организации
- Апробировать на практике модель психолого-педагогического сопровождения в контексте заявленной темы
- Практически применять методы по снижению выявленных рисков с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг
Для первого этапа работы инновационной площадки на базе ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», мы отобрали диагностические методики для качественного и количественного выявления актуальных рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации.
Основные направления диагностического исследования:
- Образовательная среда (готовность, безопасность, оснащенность);
- Педагогический состав (компетенции, эмоциональная устойчивость, готовность работы с детьми ОВЗ);
- Родители или законные представители (осведомленность родителей о работе ДОУ, об особенностях развития ребенка, взаимодействие с участниками образовательного процесса);
- Обучающиеся (адаптация к условиям ДОУ).
В результате проведенного комплексного диагностического исследования были выявленные актуальные риски, связанные с условиями адаптации к дошкольному образовательному учреждению компенсирующего вида, которые представленные в форме таблицы.
Продолжение
приложения №3
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
«Система диагностического исследования профессиональных и социальных рисков на базе ДОУ компенсирующего вида» | ||
Вид исследования |
Цели | Выявленные риски |
Образовательная среда | ||
Изучение готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ (заполнение таблицы параметров составленной по требованиям Сан ПиН и ФГОС ОВЗ) | Определение уровня готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ | (Низкая шумоизоляция), расположение образовательного учреждения рядом с трамвайной остановкой, является раздражителем для детей ОВЗ с повышенной гиперакузией, приводит к нарушению сна, психоэмоционального состояния, ухудшению образовательного процесса. |
Педагогический состав | ||
Анкета для педагогов «Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагога» | Выявление уровня сформированности базовых компетенций педагогов позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность | 1.Низкая мотивация профессиональной деятельности приводит к снижению эффективности 2. Информационная компетентность: недостаточный уровень владения ИКТ, приводит к усложнению образовательного процесса. 3. Слабая поддержка специалистов, не имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ (начинающие и новые специалисты) приводит к невротизации всех участников учебного процесса |
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко | Изучение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей | 1.Эмоциональное истощение, 2.Напряжение, 3.Стресс; 4.Конфликтность. |
Анкета определения готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ | Выявление уровня готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ | 1.Ограниченные знания в области инклюзивного образования приводят к неправильному построению работы 2. Сопротивление и психологическая неготовность к работе с детьми с ОВЗ приводит к психическому и физическому истощению. |
Окончание приложения № 3
к справке о системе
диагностической деятельности
от "___"_______2021г.
«Система диагностического исследования профессиональных и социальных рисков на базе ДОУ компенсирующего вида» | ||
Вид исследования |
Цели | Выявленные риски |
Родители или законные представители | ||
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду» | «Определение уровня готовности дошкольника к условиям образовательного учреждения» | Неразвиты навыки самообслуживания, аффективная привязанность к кому либо из взрослых, проблемы со сном . |
Тест для родителей «Я и мой ребенок» | Дополняет представления о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей | Гиперопека, попустительское и авторитарное отношение в системе родитель-ребенок, приводит к нарушению поведения, учебной мотивации и адаптации. |
Опросник для родителей «Образовательная среда ДОУ» (авторская) | Выявления уровня осведомленности родителей о профессиональной деятельности участников учебного процесса в детском саду компенсирующего вида «Солнышко» | Недостаточная информированность родителей о профессиональной деятельности образовательной среды, ее норм и ценностей, приводит к халатному отношению к режимным моментам ДОУ (опоздания, пропуск занятий, не выполнение просьб по образовательному процессу ит.д.). |
Опросник для родителей «Влияние ограничительных мер на адаптацию ребенка к условиям детского сада» (авторская) | Откат после болезни, ограничительные меры, особенности нарушенного развития, коммуникацию | |
Воспитанники | ||
«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной | Получить общее представление об уровне адаптации ребенка в Доу | Низкий уровень адаптированности; |
Бланк наблюдения | Наблюдение за адаптационным процессом | Личностный компонент (неприятие или излишняя привязанность) во взаимоотношениях воспитанник-педагог, приводит к нарушению учебной мотивации к отказу выполнять образовательные требования. |