Образец аналитической справки для аттестации 1.1.

1
0
Материал опубликован 12 February 2022

I.

Достижение обучающимися (воспитанниками) положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией


Владение методиками активного социально-психологичес-кого обучения участников воспитательно-образовательного процесса (проведение тренинговых, развивающих, коррекционных занятий, круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы и т.д.) (межаттестационный период).

Аналитическая справка;

краткое описание методик и информация о ходе реализации в виде отчетов, презентаций, публикаций в прессе и т.д.; справки о проведении недели психологии в ДОУ (для родителей и воспитателей); копии приказов, дипломов, сертификатов

Владеет 1 методикой

Владеет 2-5 методиками

Владеет 5-ю и более методиками


3

4

5





Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»

362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.

E-mail: can.dd@mail.ru


____ от «___» ______2022г.



Аналитическая справка

о владении, педагогом‑психологом дошкольного образовательного  учреждения, методиками активного социально‑психологического обучения  участников воспитательно-образовательного процесса


Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, развитию культуры психической деятельности организации.

К основным методам активного социально-психологического обучения относят:

деловые и ролевые игры; психологические и иные тренинги; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; портфолио; метод работы в малых группах; круглые столы; проведение форумов; презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция пресс-конференция; проблемная лекция и другие.

Активные методы обеспечивают проявление большей активности обучающихся чем традиционные методы, экспериментально установлено, что в памяти человека запечатляется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает. Современные методы активного обучения и прогрессивные педагогические технологии, в значительной мере основаны на интенсивном вовлечении глубинного группового социально-психологического потенциала.

В своей профессиональной практике, педагог-психолог Джиоева Э.С., регулярно применяет, следующие девять методов активного социально-психологического обучения:

метод круглого стола;

метод мозгового штурма;

деловые и ролевые игры;

портфолио;

развивающие и коррекционные занятия;

презентации;

тренинги;

дискуссии;

метод работы в малых группах.



Приложение: 1. на 7 л. в 1 экз.



Справка дана для предоставления в главную аттестационную комиссию

Директор Л.Г. Бабиева

Приложение №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Краткое описание методик активного социально-психологического обучения,

информация о ходе реализации


Метод круглого стола

Круглый стол - один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий и организационных форм познавательной деятельности учащихся. Позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции. Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек, экспертов, специалистов той или иной области). В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников.

Джиоева Э.С. успешно применяет навыки владения данной методикой в работе с коллективом ДОУ, так в ноябре 2021г она организовала, и провела на базе учреждения круглый стол посвящённый теме: "Приемы и способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций в коллективе образовательной организации". Педагог-психолог, разработала сценарий проведения мероприятия, определила актуальные темы для пригашенных, выступающих с докладами, экспертов. Совместно с методистом и учителем-дефектологом организовала рабочее пространство, и выступила модератором на мероприятии. Кроме того, в рамках круглого стола Джиоева Э.С. применила еще одну методику активного социально-психологического обучения, метод мозговой атаки (мозговой штурм). Таким образом, в процесс обсуждения были вовлечены не только активные участники, но и пассивные слушатели.


Мозгового штурм

В работе с коллективом детей и при создании творческих групп, методических объединений,   педагогом-психологом  Джиоевой  Э.С.  активно  практикуется   метод мозгового штурма.

Мозговой штурм («мозговая атака») – это практическое занятие, в ходе которого поиск решения проблемы осуществляется через стимулирование творческой активности. Участники обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения проблемы, из которых в дальнейшем выбирается наиболее удачное для использования на практике. Основной целью мозгового штурма является стимулирование у участников творческой активности, динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от привычных взглядов и сосредоточения на какой-либо конкретной практической цели.

Метод мозгового штурма характеризуется отсутствием критики  поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске, их анализом на перспективу использования для снятия затруднений в практике.

Деловые и ролевые игры

Деловая игра – это имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной (экономической) ситуации в игровой форме, в которой каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Основной целью деловой игры является развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере.


Продолжение приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Суть ролевой игры состоит в том, что поставленная в тренинге проблема решается ее участниками путем импровизационного разыгрывания заданной ситуации. Иначе говоря, для нахождения решения участников просят не просто обсудить социально-психологическую проблему, а разыграть ситуацию в соответствии с их представлениями о взглядах тех лиц, чьи роли они проигрывают. Как отмечает ряд авторов, игра часто используется в диагностических целях- для выявления личностных свойств, установок, стилей поведения участников, поскольку она обладает большей прогностичностью, чем любая другая деятельность человека (Петровская, 1982). Игра - это особое «поле самовыражения», в котором человек наиболее естественен, открыт и склонен к максимальным проявлениям. В тренинге ролевая игра позволяет имитировать проблемную ситуацию из жизни и выработать модель ее разрешения за счет импровизации и активного конструирования участниками своих ролей. Идея роли связана с реализацией различных способов поведения, а идея игры ‑ с безопасной средой и творческим вдохновением. 

Владение навыками проведения этих методик отражены Джиоевой Э.С., в организации мероприятия под названием: "Деловые и ролевые игры, как способы формирования конструктивных навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях", и являющимся логическим завершением круглого стола проводимого со специалистами ДОУ, по той же тематике

Метод портфолио

Метод портфолио – современная инновационная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов собственной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - это портфель, в котором постоянно идет сбор доказательств, для системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов. Этот метод возник на Западе из проблемного обучения и с успехом был опробован учителями США в 1983-1985 годах, затем педагогами школ Европы, Канады, Японии, а с начала ХХI века – и России.

Цель данной технологии - обучение участников образовательного процесса, самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио - важный элемент практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Оно является не только «визитной карточкой» педагога, но и ученика. Философия метода портфолио предполагает, смещение в сознании детей, их родителей и администрации образовательного учреждения акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. По аналогичному принципу происходит создание профессионального портфолио самого педагога.

Регулярно (каждый квартал) Джиоева Э.С. предоставляет свое профессиональное портфолио, комиссии по стимулирующим выплатам, по оценке профессиональных компетенций, отслеживанию личностного роста и результативности педагогической деятельности специалиста.





Продолжение приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Развивающие и коррекционные занятия

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

В связи со спецификой работы образовательного учреждения, педагогом-психологом, на постоянной основе, используются коррекционно-развивающие занятия. Вся работа по этому направлению представлена в комплексной, включающей в себя деятельность всех специалистов, специальной-индивидуальной- программе-развития ребенка (СИПР). Также вся коррекционно-развивающая деятельность специалиста отраженна в индивидуальных программах развития воспитанников (ИПР) разрабатываемых отдельно, в контексте конкретной отрасли педагогики и психологии.

Тонкости осуществления коррекционно-развивающих практик, специалист продемонстрировала во время открытого занятия с элементами методики Монтессори: "Развитие культуры поведения ребенка ОВЗ, во время приема пищи". Открытое занятие было составной частью мероприятия посвященного теме: "Педагогика Монтессори в системе коррекционного образования". В первой части мероприятия, лекция на тему: "Педагогика Монтессори, как один из основных способов коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ", Джиоева Э.С., обозначила основные тезисы данной коррекционно-развивающей методики, предоставив возможность педагогам и родителям получить дополнительный инструмент для их воспитательской деятельности.

Презента́ция 

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.





Продолжение приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которые включают в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

При создании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

- научности;

- наглядности;

- доступности;

- системности и последовательности;

- сознательности и активности;

- прочности;

- связи теории и практики;

- интерактивности;

- индивидуализации;

- перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации, является формирование у участников образовательного процесса необходимых знаний, умений и навыков.

В своей педагогической практике Джиоева Э.С. успешно применяет данную методику, при организации коррекционно-развивающих занятий, открытых занятий, мастер классов, тренингов, лекций, дискуссий и т. д. Для создания презентаций, специалист использует графический редактор Microsoft Office PowerPoint, а также онлайн фото и видео редакторы и приложения. На сайте образовательного портала урок.рф, размещены некоторые презентации Джиоевой Э.С.:

https://урок.рф/library/pedagogika_montessori_v_sisteme_korrektcionnogo_ob_001037.html;

https://урок.рф/library/esse_psihologa_182403.html#comments;

https://урок.рф/library/konspekt_lektcii_na_temu_kineziologiyanauka_o_raz_223902.html.

Тренинг

В истории человечества тренинги появились давно, а именно тогда, когда появился процесс обучения одного человека другим. Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка)– форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. И первыми  такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.

Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в

Продолжение приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

Тренинг - один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).

Сегодня среди видов тренинга выделяются:

- Социально-психологический тренинг состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

- Психотерапевтический тренинг проводится для: изменения сознания участников; коррекции их поведения; улучшения отношений в группе.

- Обучающий тренинг направлен на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических и умственных; социальных; специальных; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.

- Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

- Аутотренинг-тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

- Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

- Тренинг общения – часто используется в воспитательной работе с подростками. Для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

Задачи:

-  обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

- ​ достижение наработки и развития требуемого навыка.

В педагогическом коллективе ДОУ, педагогом-психологом систематически проводятся профилактические тренинги по устранению СПВ (синдром профессионального выгорания), и тренинги личностного роста, например:

тренинговое занятие с элементами медитации для педагогов, по профилактике профессионального выгорания;

тренинговое занятия с элементами медитации, «Чакровое дыхание - медитация Ошо» для гармонизации энергетических центров;

тренинг в рамках недели психологии, под названием: "Каскад тренинговых занятий по  профилактике  эмоционального  выгорания  в  коллективе  детского сада",  провела тренинг по профилактики эмоционального выгорания;

тренинговое занятие по теме: "Развитие личностных качеств и профилактики профессионального выгорания ";

тренинговое занятие "Эзотерический экспрессионизм";

тренинг "Мандала-терапия".

Продолжение приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Дискуссионные методы 

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или "круглого стола'', "мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.

Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр выступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля.

Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее предметность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее и повлиявших на их отношения к другим участникам дискуссии, поэтому ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило только в рамках означенной темы, но и не "зацикливалось'' бы на мелких деталях и частностях.

Дискуссии могут использоваться там и тогда, где наука или практика не выработала единой точки зрения, где существуют различные школы, подходы направления. Они являются обязательным атрибутом взаимодействия разных исследователей. 

Во время информационных  кинопросмотров (с использованием ИКТ), в коллективе взрослых, Эльвира Станиславовна применяла метод дискуссии при анализе кинокартин "Целитель  Адамс"  и  "Пробуждение",   с   профессиональной   точки  зрения.   А   также при обсуждении мультфильма  "Головоломка", с коллективом детей.

Метод работы в малых группах

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, которую также применяет, педагог-психолог Джиоева Э.С., в своей профессиональной практике, направленной на освоение воспитанниками и коллектива взрослых, необходимых знаний умений и навыков (ЗУН) и профессиональных компетенций.

Парная и групповая работа реализуется как в системе групповых занятий (лекции, практические и семинарские мероприятия, тренинги, коррекционные и развивающие занятия), так и в условиях самостоятельной подготовки участников образовательного процесса. Занятия в малых группах позволяют приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают воспитанникам научиться достигать поставленных учебных задач, и разрешать возникающие межличностные разногласия.

Количество участников в группе может быть различным от 2-6 человек. При работе в группах, маленькие группы более эффективны, поскольку быстрее поддаются организации, быстрее работают и предоставляют каждому участнику, больше возможностей внести свой вклад в общую работу.




Окончание приложения №1

к аналитической справке

о владении методами

активного социально-

психологического обучения

от "___"_______2022г.


Исходя из анализа проводимой работы педагогом-психологом Джиоевой Э.С., можно говорить о высокой эффективности применяемых методик активного социально-психологического обучения.

Психолог отмечает, что вышеперечисленные методы дают наилучшие показатели в группах инклюзивной направленности, когда преобладающее большинство составляет категория детей  с  нормальным  развитием. Так,  дети,  имеющие  нормальное  развитие,  создают  благоприятную  среду  для воспитанников, имеющих патологию.  Увеличивается потенциал  интегративных механизмов задействованных в процессе адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Преобритая навык имитации и подражания, который может возникнуть у воспитанников с патологиями намного  позже,  дети перенимают у здоровых сверстников, полезные ЗУН способствующие  их общему развитию,  снижению  или  полному  устранению  состояний депривации. Однако,  если в среде обучающихся превалирует количество детей ОВЗ, наблюдается обратный эффект, когда у контингента здоровых детей возникают поведенческие нарушения.

Применение методов активного социально-психологического обучения в коллективе взрослых, тоже имеет свои специфические закономерности. Педагог-психолог указывает на зависимость качества проводимых мероприятий от времени и условий проведения.

Наибольший эффект от проводимых методик, отмечался у коллектива взрослых в период карантина и отсутствия воспитанников. Педагоги могли погрузиться в процесс полностью, и довести его до логического завершения. В противном случае их внимание и силы фиксировались на соблюдении основных должностных обязанностей, и внедрение   активных   социально‑психологических   методов,   теряло  терапевтический   эффект,  становясь  для  участников  трудновыполнимой задачей.

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/vladenie-metodikami-aktivnogo-socialno-psihologicheskogo-obuchenija-analiticheskaja-spravka.html;

https://infourok.ru/metodi-aktivnogo-socialnopsihologicheskogo-obucheniya-1134836.html;

https://infourok.ru/statya-metod-portfolio-innovacionnaya-tehnologiya-obrazovaniya-1400957.html;

https://multiurok.ru/files/korriektsionno-razvivaiushchiie-zaniatiia.html;

https://урок.рф/library/prezentatciya_kak_sovremennij_metod_obucheniya_120811.html

https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2020/12/07/trening-kak-interaktivnyy-metod-obucheniya;

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node7.html;

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/28/metod-rabota-v-malyh-gruppah.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.