Образовательная головоломка по программированию LEGO EV3 «Крестики–нолики» (2–4 классы)
Образовательная головоломка
по программированию LEGO EV3
для обучающихся 2-4 классов
«Крестики-нолики»
Автор | Касьянова Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ" МР "Ферзиковский район" |
Название | Образовательная головоломка по программированию LEGO EV3 «Крестики-нолики» |
Вид ресурса | Игра-головоломка |
Тип ресурса | Раздаточный материал |
Предмет | Робототехника, программирование на графическом языке, техническое творчество |
Целевая аудитория | обучающиеся 2-4 класса |
Уровень сложности | легкий, средний и сложный степени сложности |
Необходимые для решения знания/умения | Первичные знания палитры и блоков графического программирования, их настроек в программной среде LEGO MINDSTORMS Education EV3. |
Оборудование |
распечатанные ламинированные поля головоломки, 2 спиртовых маркера или фломастера разного цвета, влажные салфетки |
Форма работы | индивидуальная, парная, групповая |
Время выполнения |
Время на выполнение может регулироваться учителем в зависимости от способностей учащихся и необходимости усложнить или упростить задание.
2) при проверке знаний:
|
Деятельность учителя | Подготовка и организация деятельности учащихся, контроль работы над выполнением, проверка и анализ ошибок с последующей коррекцией знаний. |
Назначение разработки | Организация познавательной игровой активности учащихся |
Цели разработки |
|
Задачи, решаемые разработкой |
- прочное закрепление базы знаний;
- формирование самостоятельного мышления, умения делать выводы, решать проблемные ситуации;
- развивать стратегическое мышление и способность к планированию; |
УУД |
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.
- умение определять понятия, устанавливать связи, работать по алгоритму;
- сотрудничать в решении проблемы (задачи); |
Ожидаемые результаты |
|
Актуальность разработки выражена в расширении методов изучения сложного учебного материала через игровые формы для улучшения освоения знаний и повышения уровня учебной мотивации.
Крестики-нолики – это классическая простая настольная игра, которая известна каждому ребенку. И даже если и не знакома, простые правила могут быть быстро освоены детьми. Это делает ее доступной для детей различных уровней образования и развития. При этом, хоть она и проста в правилах на первый взгляд, но все же требует при решении аналитического и логического мышления, тактического и стратегического планирования.
Данная головоломка, имея свои отличительные черты от классической игры, также способствует развитию когнитивных навыков учащихся. В ходе решения головоломки дети должны принимать быстрые, но верные решения, основываясь на свои знания. Решать сложности, которые возникают при решении. Искать стратегии, чтобы не оказаться в проигравших.
Обзор содержания головоломки
Игровое поле головоломки состоит из клеток, образующих сетку 3×3. Отличительная особенность поля головоломки заключается в заполненных клетках игрового поля названиями программных блоков и их настройками.
При этом, на поле расположены, как взаимосвязанные, так и не относящиеся друг другу понятия. Именно это и делает из обычной игры в крестики-нолики - образовательную головоломку.
Цвет фона головоломки соответствует цвету программной палитры среды программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3. Это способствует достаточно быстрому запоминанию наполнения цветовой палитры теми или иными блоками программирования.
В верхней части расположены круги с обозначением «Х» и «0» с линией для подписания названия команд, фамилии игрока или верно/неверно. А также, указана палитра программирования к которой составлена головоломка и уровень ее сложности. При этом, уровень сложности зависит от частоты использования программных блоков и их настроек. Чем больше в головоломке указано редко используемых блоков и их настроек, тем выше сложность головоломки.
Под полем головоломки есть строка для самостоятельного подведения результатов решения головоломки.
Важно! Для многоразового использования головоломка ламинируется.
Набор головоломки "Крестики-нолики"
В виду того, что понятия на поле можно переставлять местами, при этом сохраняя логические взаимосвязи, то вариантов составления головоломки может быть больше.
Методические рекомендации
Головоломка может быть использована как для индивидуальной работы, так и для парной либо групповой игры. При этом, важно помнить, что данная головоломка может быть применена только в качестве дополнительного метода обучения и ни в коем случае не заменять основной учебный материал.
Основная цель применения на занятиях - сделать обучение более увлекательным и интересным, чтобы помочь учащимся лучше усвоить материал и развить свои навыки.
Образовательную головоломку "Крестики-нолики" можно использовать следующими способами:
- Групповое решение головоломки с принципами организации работы над решением в стиле баттл между командами по два человека и по правилам, как в игре «крестики-нолики».
Цель такого применения заключается в закреплении знаний у учащихся.
- Парное решение головоломки с принципами организации работы над решением, как в игре «крестики-нолики».
Цель такого применения заключается в взаимопроверки знаний учащимися.
- Индивидуальное решение головоломки через поиск всех правильных решений.
Цель такого использования головоломки заключается в контрольной проверки знаний учащегося.
Правила решения головоломки «Крестики-нолики»
- Правила при групповом и парном решении.
Правила решения игры-головоломки «Крестики-нолики» очень схожи с самой игрой.
Цель – быстрее соперника выстроить в линию три своих символа по горизонтали, либо по вертикали или по диагонали.
Учащиеся ходят по очереди, ставя свой символ в любую свободную клетку с понятием на игровом поле.
Задача учащихся, выстроить линию выбранным символом из логически взаимосвязанных понятий. Побеждает тот, кто первый восстановит логическую цепочку, либо не совершит ни одной ошибки в решении (при ничье).
При групповом решении головоломки время на обсуждение дается не более минуты.
В конце решения учащиеся самостоятельно проводят оценивание результатов и записывают их в нижней части листа
- Правила при индивидуальном решении.
При индивидуальном решении головоломки задача учащегося найти все линии логических взаимосвязей понятий и отметить их выбранным символом и цветом.
Учащийся сам определяется, каким знаком ему обозначать верные взаимосвязи, а каким отмечать не имеющие взаимосвязей.
Итоги решения головоломки учащийся подводит самостоятельно и записывает под полем сколько всего верных взаимосвязей и сколько их не имеют.
Пример решения головоломки при индивидуальной работе:
Рекомендуемые критерии оценивания
Оценивание решения головоломки основывается на:
- наблюдениях учителя за решением головоломки;
- правильности решения;
- итоге решения, с учетом того, кто победил (в групповом и парном решении).
Критерии:
- по глубине осознания учеником существенных связей и отношений между понятиями;
- по качеству и количеству знаний;
- по гибкости и умению использовать знания в вариативных условиях;
- по прочности усвоения изученного материала и безошибочного его воспроизведения;
- по уровню развития умений владения умственными операциями;
- по качеству выполнения и умению следовать инструкциям.
Рекомендуется исключить отрицательное критичное оценивание, чтобы избежать снижения учебной мотивации.
Верные решения головоломки
Источники информации, использованные при создании головоломки:
Программная среда LEGO MINDSTORMS Education EV3
Инструменты, используемые при создании головоломки:
Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка элементов)
Евгения Николаевна Шарапова
Евгения Николаевна Касьянова
Исаева Ольга Александровна
Евгения Николаевна Касьянова