12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Николаевна Касьянова3120
Мои направления: техническое творчество; медиаобразование; патриотическое воспитание. Образовательные интересы: веду блог, обучаю учеников и коллег цифровой безопасности, веду проектную деятельность, использую групповые методы работы.
Россия, Калужская обл., Ферзиково
Материал размещён в группе «ГОЛОВОЛОМКИ образовательные»

Образовательная головоломка 
по программированию LEGO EV3
для обучающихся 2-4 классов 
«Крестики-нолики»

Автор Касьянова Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ" МР "Ферзиковский район"
Название Образовательная головоломка по программированию LEGO EV3 «Крестики-нолики»
Вид ресурса  Игра-головоломка
Тип ресурса  Раздаточный материал
Предмет Робототехника, программирование на графическом языке, техническое творчество
Целевая аудитория  обучающиеся 2-4 класса
 
Уровень сложности  легкий, средний и сложный степени сложности
Необходимые для решения знания/умения  Первичные знания палитры и блоков графического программирования, их настроек в программной среде LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Оборудование

распечатанные ламинированные поля головоломки, 2 спиртовых маркера или фломастера разного цвета, влажные салфетки
Форма работы индивидуальная, парная, групповая
Время выполнения

Время на выполнение может регулироваться учителем в зависимости от способностей учащихся и необходимости усложнить или упростить задание.
Рекомендуемое время 1) при закреплении знаний:

  • в индивидуальной работе: 5 минут;
  • в парной работе: 7 минут;
  • в групповой работе: 15 минут.

2) при проверке знаний:

  • в индивидуальной работе: 1 минута;
  • в парной работе: 3 минуты;
  • в групповой работе: 7 минут.
Деятельность учителя Подготовка и организация деятельности учащихся, контроль работы над выполнением, проверка и анализ ошибок с последующей коррекцией знаний. 
Назначение разработки  Организация познавательной игровой активности учащихся
 
Цели разработки
  • закрепление/проверка знаний палитры и блоков графического программирования, их настроек в программной среде LEGO MINDSTORMS Education EV3;
  • создание на занятии условий для всестороннего развития интеллектуального потенциала, повышения уровня познавательной активности и мотивации к обучению;
  • расширение методов изучения сложного учебного материала через игровые формы.
Задачи, решаемые разработкой
  • Образовательные:

- прочное закрепление базы знаний;
- формирование навыков классификации блоков программирования по цветам палитры программирования;
- усвоение основных понятий настроек программных блоков.

  • Воспитательные:

- формирование самостоятельного мышления, умения делать выводы, решать проблемные ситуации;
- воспитание доброжелательного отношения, дружелюбия, вежливости, уважения по отношению к сопернику.

  • Развивающие: 

- развивать стратегическое мышление и способность к планированию;
- развивать логическое мышление и способность к анализу;
- развивать аналитические навыки и способность к принятию решений;
- развивать коммуникативные навыки и способность к сотрудничеству.

УУД
  • Личностные:

- положительное отношение к познавательной деятельности;
- умение осознавать свои трудности и стремление их преодолевать;
- способность к самооценки своих действий.

  • Регулятивные: 

- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

  • Познавательные:

- умение определять понятия, устанавливать связи, работать по алгоритму;
- умение понимать информацию представленную в текстово-схематичном виде;
- понимать и использовать знаково-символичные средства для решения задач.

  • Коммуникативные:

- сотрудничать в решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- критично относиться к своему мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Ожидаемые результаты
  • закрепление знаний программной палитры, блоков и настроек в программной среде LEGO MINDSTORMS Education EV3;
  • создание здоровой атмосферы с повышением мотивации на обучение во время занятий.

Актуальность разработки выражена в расширении методов изучения сложного учебного материала через игровые формы для улучшения освоения знаний и повышения уровня учебной мотивации. 

Крестики-нолики – это классическая простая настольная игра, которая известна каждому ребенку. И даже если и не знакома, простые правила могут быть быстро освоены детьми. Это делает ее доступной для детей различных уровней образования и развития. При этом, хоть она и проста в правилах на первый взгляд, но все же требует при решении аналитического и логического мышления, тактического и стратегического планирования. 

Данная головоломка, имея свои отличительные черты от классической игры, также способствует развитию когнитивных навыков учащихся. В ходе решения головоломки дети должны принимать быстрые, но верные решения, основываясь на свои знания. Решать сложности, которые возникают при решении. Искать стратегии, чтобы не оказаться в проигравших.

Обзор содержания головоломки

Игровое поле головоломки состоит из клеток, образующих сетку 3×3. Отличительная особенность поля головоломки заключается в заполненных клетках игрового поля названиями программных блоков и их настройками. 

При этом, на поле расположены, как взаимосвязанные, так и не относящиеся друг другу понятия. Именно это и делает из обычной игры в крестики-нолики - образовательную головоломку.

l1706631264.png
Головоломка "Крестики-нолики"

Цвет фона головоломки соответствует цвету программной палитры среды программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3. Это способствует достаточно быстрому запоминанию наполнения цветовой палитры теми или иными блоками программирования.

В верхней части расположены круги с обозначением «Х» и «0» с линией для подписания названия команд, фамилии игрока или верно/неверно. А также, указана палитра программирования к которой составлена головоломка и уровень ее сложности. При этом, уровень сложности зависит от частоты использования программных блоков и их настроек. Чем больше в головоломке указано редко используемых блоков и их настроек, тем выше сложность головоломки.

Под полем головоломки есть строка для самостоятельного подведения результатов решения головоломки.

Важно! Для многоразового использования головоломка ламинируется.

Набор головоломки "Крестики-нолики"

i1706605784.png
Головоломка "Крестики-нолики"
w1706605808.png
Головоломка "Крестики-нолики"

В виду того, что понятия на поле можно переставлять местами, при этом сохраняя логические взаимосвязи, то вариантов составления головоломки может быть больше.

Методические рекомендации

Головоломка может быть использована как для индивидуальной работы, так и для парной либо групповой игры. При этом, важно помнить, что данная головоломка может быть применена только в качестве дополнительного метода обучения и ни в коем случае не заменять основной учебный материал.

Основная цель применения на занятиях - сделать обучение более увлекательным и интересным, чтобы помочь учащимся лучше усвоить материал и развить свои навыки.

Образовательную головоломку "Крестики-нолики" можно использовать следующими способами:

  1. Групповое решение головоломки с принципами организации работы над решением в стиле баттл между командами по два человека и по правилам, как в игре «крестики-нолики».

Цель такого применения заключается в закреплении знаний у учащихся. 

  1. Парное решение головоломки с принципами организации работы над решением, как в игре «крестики-нолики».

Цель такого применения заключается в взаимопроверки знаний учащимися.

  1. Индивидуальное решение головоломки через поиск всех правильных решений.

Цель такого использования головоломки заключается в контрольной проверки знаний учащегося.

Правила решения головоломки «Крестики-нолики»

  • Правила при групповом и парном решении.

Правила решения игры-головоломки «Крестики-нолики» очень схожи с самой игрой.

Цель – быстрее соперника выстроить в линию три своих символа по горизонтали, либо по вертикали или по диагонали.

Учащиеся ходят по очереди, ставя свой символ в любую свободную клетку с понятием на игровом поле.

Задача учащихся, выстроить линию выбранным символом из логически взаимосвязанных понятий. Побеждает тот, кто первый восстановит логическую цепочку, либо не совершит ни одной ошибки в решении (при ничье).

При групповом решении головоломки время на обсуждение дается не более минуты.

В конце решения учащиеся самостоятельно проводят оценивание результатов и записывают их в нижней части листа

  • Правила при индивидуальном решении.

При индивидуальном решении головоломки задача учащегося найти все линии логических взаимосвязей понятий и отметить их выбранным символом и цветом.

Учащийся сам определяется, каким знаком ему обозначать верные взаимосвязи, а каким отмечать не имеющие взаимосвязей.

Итоги решения головоломки учащийся подводит самостоятельно и записывает под полем сколько всего верных взаимосвязей и сколько их не имеют.

Пример решения головоломки при индивидуальной работе:

w1706629185.png
Пример индивидуального решения головоломки "Крестики-нолики"

Рекомендуемые критерии оценивания 

Оценивание решения головоломки основывается на:

  1. наблюдениях учителя за решением головоломки;
  2. правильности решения;
  3. итоге решения, с учетом того, кто победил (в групповом и парном решении).

Критерии:

  • по глубине осознания учеником существенных связей и отношений между понятиями;
  • по качеству и количеству знаний;
  • по гибкости и умению использовать знания в вариативных условиях;
  • по прочности усвоения изученного материала и безошибочного его воспроизведения;
  • по уровню развития умений владения умственными операциями;
  • по качеству выполнения и умению следовать инструкциям.

Рекомендуется исключить отрицательное критичное оценивание, чтобы избежать снижения учебной мотивации.

Верные решения головоломки

d1706606157.png
Ответы Головоломка "Крестики-нолики"
k1706606180.png
Ответы Головоломка "Крестики-нолики"

Источники информации, использованные при создании головоломки:

Программная среда LEGO MINDSTORMS Education EV3

Инструменты, используемые при создании головоломки:

Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка элементов)

Опубликовано в группе «ГОЛОВОЛОМКИ образовательные»


Комментарии (4)

Евгения Николаевна Шарапова, 09.02.24 в 18:44 3Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Сегодня использовала Вашу головоломку с парным решением для закрепления. Для пробы распечатывать не стала, но всё равно получилось здорово.

Дети в восторге. Сказали, что это всем головоломкам головоломка!

Отдельное спасибо за подробные методические рекомендации и критерии оценивания. Следовала строго их придерживаясь и всё сработало на ура: видно и пробелы и недопонимания!

Беру в работу, как проверочную работу (с индивидуальным решением)

Евгения Николаевна Касьянова, 09.02.24 в 19:54 3Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Здорово, что Вам и детям понравилось! Пользуйтесь с удовольствием
Исаева Ольга Александровна, 25.02.24 в 21:25 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Евгения Николаевна Касьянова, 25.02.24 в 23:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за поздравление. Очень приятно получить поздравление от члена жюри конкурса. Спасибо за вашу работу
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.