Образовательная программа на тему «Берендей»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Берендей»
Возраст детей – от 7до 16 лет
Программа рассчитана на 3 года
Автор – составитель:
педагог дополнительного
образования
Кучумова Динара Нагимовна
Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
Пояснительная записка……………………………………………………….....3
Новизна и актуальность программы…………………………………………..4
Принципы программы…………………………………………………………..4
Материально-техническое обеспечение……………………………………….5
Методическое обеспечение программы ……………………………………….6
Психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала обучающихся………………………………………………………..7
Контроль результатов……………………………………………………………8
Мониторинг результатов обучения ребенка по образовательной программе «Берендей»…………………………………………………………………………9
Учебно-тематический план первого года обучения………………………….10
Учебно-тематический план второго года обучения………………………….13
Учебно-тематический план третьего года обучения…………………………16
Результативность………………………………………………………………….19
Календарный учебный график первого года обучения……………………...21
Календарный учебный график второго года обучения………………………22
Календарный учебный график третьего года обучения……………………..24
Литература…………………………………………………………………………26
Приложения………………………………………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству.
Еще в древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца и скатерти, коробы, вырезали из дерева ложки и смешные фигурки птиц, животных.
Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, «тайн мастерства» и конечно, приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное искусство.
Именно поэтому, что процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.
Программа построена от простого - к сложному, выстроена с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Структура программы включает теоретические и практические занятия по работе с разными материалами: бисером, берестой, бумагой и с другими природными материалами.
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к народному творчеству.
Дополнительная образовательная программа «Берендей» является модифицированной и имеет художественно – эстетическую и культурологическую направленность.
Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с историей района, села. Включение в программу регионального компонента способствует формированию у детей уважительного отношения к культурному наследию.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.
Работа с берестой помогает ребёнку овладеть художественными знаниями, умениями и навыками, развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение и фантазию, формирует созидателя культуры.
Данная программа имеет цели и задачи, разработана в соответствии с характеристиками уровней готовности обучающихся к развитию творческого потенциала.
Программа построена от простого к сложному и выстроена с учетом возраста, индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Цель программы – создание условий для развития творческого потенциала и одаренности учащихся в объединении «Берендей" в процессе изготовления художественных изделий из бересты, бисера и других природных материалов
Задачи:
формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;
привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и культуре малой родины;
- стимулирование мотивации развития творческих способностей;
- поддержка и развитие познавательного интереса детей, их самореализации в соответствии со способностями и одаренностью.
Новизна и актуальность программы
«Искусство указывает человеку, для чего он живёт. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить своё призвание».
О.Роден
Программа «Берендей» создана с учётом современных требований. Изучение основ ДПИ способствует формированию средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, развитию творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.
Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и поэтому дети должны уметь красиво иллюстрировать и представлять свои будущие изделия. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изобразительным искусством и художественной обработкой материалов.
Изделия из бересты являются уникальным подарком, поэтому полученные на занятиях знания, умения и навыки работы с берестой могут стать основным или дополнительным источником доходов.
Программа рассчитана на три года обучения.
1 год обучения
Цель: способствовать формированию у детей творческих способностей через изучение свойств бумаги, бисера, бересты и других природных материалов
2 год обучения
Цель: способствовать развитию у обучающихся творческой активности через изучение свойств различных материалов в процессе овладения различными техниками.
3 год обучения
Цель: способствовать развитию у обучающихся творческой активности, формированию умений достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
При наборе учитывается возраст детей и степень их подготовленности. В младшую группу рекомендуется принимать обучающихся 1-4 кл.,в среднюю 5-8 кл., в старшую 9-11 классов.
Объединение, расположенное в сельской местности, изначально направлено на привитие детям практических навыков, любви к народному творчеству.
Принципы программы
1.Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
2.Постепенность: всестороннее развитие ребенка, освоение образовательного процесса осуществляется постепенно: от простого к сложному, от начальных знаний – к комплексу знаний, от умений – к навыкам и т. д..
3.Принцип индивидуального подхода: учитывая индивидуальные особенности, интересы ребенка, создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка.
4.Комплексный подход:
-данная образовательная программа включает комплекс разнообразных знаний, умений, навыков.
-процесс развития, образования, воспитания ребенка осуществляется комплексно.
Материально-техническое обеспечение
Техническое обеспечение:
-помещение в целом отвечает санитарно – гигиеническим нормам, учебные оборудования кабинета включают в себя мебель, инструменты и приспособления для организации занятий.
Для выполнения работ необходимо определенные материалы, инструменты и приспособления.
1.Бумага, картон
Для плетения используют самую разную по качеству бумагу. Учитывать при работе необходимо в основном 3 ее свойства – гибкость, прочность и толщину.
-техническая бумага, наждачная бумага (в основном используют для фона композиций);
-изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.);
-гофрированный картон;
а) упаковочный тарный;
б) упаковочный кондитерский.
2.Бисер
В работе также можно использовать бусинки и шарики, стеклярус.
Для работы не потребуется много инструментов – это очень тонкие иглы (№ 0 или 1) с вытянутым ушком и ножницы. В некоторых работах можно отказаться от иглы и использовать леску, капроновую нить или проволоку.
Материалы различного происхождения
Природные материалы:
Береста – березовая кора – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений и плетений.
Шишки. Плоды хвойных деревьев – шишки ели и сосны являются прекрасным материалом для создания объемных игрушек. Для изготовления поделок наиболее подходят нераскрывшиеся шишки.
Для того чтобы придать игрушке выразительность и динамику, нужны ветки с рогатками и сучьями.
Засушенные листья и растения. Подбирают по размеру, форме, окраске и качеству с учетом предполагаемых работ.
Мочало – волокнистый материал, легко поддающийся обработке. Его можно вить, плести, резать, сшивать, окрашивать.
Желуди. При изготовлении поделок используются свежие желуди разной формы и величины.
дерево (опилки, стружка, шпон);
перо, крупа;.
Волокнистые материалы:
натуральные (вата, шпагат, нитки).
Для склеивания деталей из природного материала, бисера, бересты применяют клей ПВА, клей «Момент» Для склеивания деталей из бумаги можно применять бумажный клей. Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для выполнения графических работ и для росписи поделок. Для работы с разными материалами на занятиях в кружке используют различные инструменты. Это ножницы, шило, перочинный нож, кусачки и другие. При этом дети должны уметь выбрать нужные для работы инструменты, обосновать приемы обработки того или иного материала…
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы «Берендей» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется формам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы; специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала обучающиеся
Создание в коллективе благоприятной атмосферы для свободного общения обучающиеся.
Создание ситуации успеха (удовлетворение от успешно проделанной работы, вера в себя, ощущение себя личностью)
Гуманистическая ориентация педагога (понимание, сопереживание, искренность, позитивное отношение к детям)
Постоянный учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированная работа с ними.
Учебно - познавательная деятельность обучающиеся, организуемая на основе технологий развивающего обучения:
Богатое содержание курса программы;
Возможность выбора содержания учебных заданий;
Возрастание роли и доли самостоятельной работы;
Работа в группах и в парах;
Система творческих задании;
Организация делового общения, диалогов, дискуссий;
Побуждение обучающихся к рефлексивной деятельности (анализ, самоанализ выполненных работ, осмысление, сравнение)
Помощь, поддержка и контроль обучающихся со стороны родителей.
Контроль результатов
Контроль условно разделен на внутренний и внешний.
Внутренний контроль – в форме самооценки обучающихся своих знаний и умений.
Внешний контроль - со стороны педагога необходимо для: определения уровня знаний и умений в процессе изучения темы одного занятия, учебной темы и всего курса;
корректирование образовательного процесса.
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполняемую работу.
После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ.
Основной формой подведения итогов обучения является участие детей коллектива «Берендей» в районных, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях.
-Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Мониторинг результатов обучения ребенка
по программе «Берендей»
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное количества баллов |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка
Знания по основным разделам тематического плана |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
Наблюдение, тестирование и др. |
Владение терминологией |
Осмысленность и правильность использования терминологии |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
Опрос, собеседование |
Практическая подготовка
Практические умения, навыки. |
Соответствие умений, навыков программным требованиям |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
Творческая контрольная работа |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении заданий |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
|
Общеучебные умения и навыки Учебно-интеллектуальные умения. Умения подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
Собеседование, наблюдение.
|
Учебно-коммуникативные умения Уметь слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации идущей от педагога |
Высокий Средний Низкий |
10 5 1 |
Наблюдение |
Учебно – тематический план I года обучения
Учебная нагрузка – 4 часа в неделю. Учебный год: сентябрь-май.
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
|
||||
Всего |
Теория |
Практ.
|
Форма учебного занятия |
Форма отслеживан. результатов |
|||
1 |
Введение. Знакомство с работой кружка. Материалы, инструменты. Правила безопасности при работе. |
2 |
2 |
- |
беседа
|
опрос конкурс |
|
2 |
«Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата. |
18 |
6 |
12 |
беседа выполн. работ анализ работ |
самоанализ |
|
2 |
«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером. |
54 |
8 |
42 |
рассказ выполн. и анализ работ практич. задание |
самоанализ выставка работ |
|
3 |
«Маэстро- – Творческий досуг» – работа с разными природными материалами.
|
14 |
4 |
10 |
беседа выполн. работ анализ работ практич. задан. |
самоанализ тестирован. |
|
5 |
«Берестяночка» - работа с берестой.
|
56 |
16 |
40 |
рассказ выполн. работ |
самоанализ тестирован. выставка |
|
|
Всего: |
144 |
36 |
108 |
|
|
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
Введение. - 2ч
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Ознакомление с материалами, с инструментами.
«Волшебная веревочка» - плетение из веревочек, шпагата – 18 ч.
2.Ознакомление с видами шпагата. Знакомство с приемами плетения. Плетение узоров.- 2 ч.
3.Изготовление браслета из разноцветных веревочек.- 4 ч.
4.Изготовление карандашницы. – 4 ч.
5.Изготовление шкатулки из шпагата. – 4 ч.
6.Изготовление подковы. – 4 ч.
«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером – 54 ч.
Технология плетения. Плетение на проволоке. Цветы. – 16 ч.
7.Изготовление лепестков цветка из бисера. – 2 ч.
8.Изготовление тычинок. Монтаж работы. – 2 ч.
9.Изготовление вазочки для букета. – 2 ч.
10.Букет «Незабудки» Изготовление 1-го лепестка.- 2 ч
11.Изготовление 2-го и 3 –го лепестков. – 2 ч.
12.Изготовление 4 – го и 5-го лепестков с тычинками. – 2 ч.
13.Изготовление листиков «Незабудки» – 2 ч.
14.Изготовление бантика для незабудки. – 2 ч.
Технология плетения на проволоке. Насекомые. – 8 ч.
15.Шмель –2ч.
16.Изготовление крыльев шмеля. – 2 ч.
17.Бабочка – 2 ч.
18.Завершение изготовления бабочки. – 2 ч.
Технология плетения. Плетение на проволоке. Ягоды. – 10 ч.
19.Морошка. – 4 ч.
20.Выполнение листиков морошки. – 2ч.
21.Оформление стебля, сборка и аранжировка изделия. – 4 ч.
22.Земляника. – 4 ч.
Изготовление панно на свободную тему. – 6 ч.
23.Технология изготовления отдельных элементов из бисера – 2 ч.
24.Технология подборки фона и сборки панно. – 2 ч.
25.Декор и оформление композиции. Подведение итогов.- 2ч.
26. Картина «Ваза с цветами» - 2 ч.
Маэстро – Творческий досуг» - работа с разными природными материалами – 14ч.
27.Вводное занятие. Правила ТБ. Материалы, инструменты, оборудование и приспособления, используемые при работе.- 2 ч.
28. Аппликация « Цветы» - 2 ч.
29. Декоративная композиция «Фантазия» - 2 ч.
30. Аппликация на фоне из ткани «Цветы» - 2 ч.
31.Выполнение тематической композиции из листьев «Природа родного края»
32. Композиция « Цветочек и бабочка» - 2 ч.
33.Открытка из семян.- 2 ч.
«Берестяночка» - работа с берестой. – 56 ч.
34.Береста. Берестяное искусство как вид ДПИ. Обзор берестяного искусства
на Руси. ДПИ башкир и татар. – 2 ч.
35.Разбор и раскладка бересты. Композиция из бересты с использованием элементов национального орнамента. – 2 ч.
36.Техника изготовления плосских композиций из слоевой бересты. Сроки, заготовка и хранение бересты. Изготовление закладки для книг методом «плоская аппликация» - 2 ч
37.Вырезание берестяных лент. Плетение узоров. – 4 ч.
38.Формообразование изделий. – 2 ч.
39.Разметка и резка бересты. – 2 ч.
40.Бусины из бересты. – 2 ч.
41.Продолжение изготовления бус. – 2 ч.
42.Декор бус. – 2 ч.
43.Изготовление подставки из бересты. – 4 ч.
44.Изготовление корзины прямого плетения. – 4 ч.
45.Изготовление плоского ангелочка из бересты. – 2 ч.
46.Изготовление магнитика из бересты. – 2 ч.
47.Изготовление корзины косого плетения. – 4 ч.
48.Изготовление цветка. - 4 ч.
49.Аппликация из бересты «Цветы» - 2 ч.
50.Декоративная композиция «Фантазия» - 4 ч.
51.Аппликация на деревянном спиле «Цветы и бабочка» - 4 ч.
52.Аппликация «Рысь» - 4 ч.
53.Аппликация «Медведь» - 4 ч.
54.Аппликация «Собачка» - 4 ч.
55.Композиция «Природа моего края» - 4 ч
Учебно-тематический план II года обучения.
Учебная нагрузка- 6 ч. в неделю. Учебный год: сентябрь-май.
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
|
||||
Всего |
Теория |
Практ. |
Форма учеб занятия |
Форма отсл рез |
|||
1 |
Введение. Знакомство с работой кружка. Материалы, инструменты. Правила безопасности при работе. |
2 |
2 |
- |
беседа
|
опрос игра-конкурс |
|
2 |
Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата. |
20 |
6 |
12 |
беседа выполнен. работ практ.раб. |
самоан. |
|
3 |
«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером. |
74 |
10 |
64 |
рассказ выполнен и анализ работ |
беседа самоан. |
|
3 |
«Маэстро–Творческий досуг» – работа с разными природными материа лами. |
50 |
4 |
10 |
беседа творческ. работа по офор инте
|
анализ работ |
|
5
|
«Берестяночка-работа с с с берестой. |
70 |
16 |
54 |
беседа практ. работ |
опрос конкурс тестир. |
|
|
Всего: |
216 |
26 |
190 |
|
|
Содержание изучаемого курса 2 года обучения
Введение - 2ч
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Ознакомление с материалами. Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата. – 20 ч. 2.Изготовлен. – 4ч. 3.Изготовление солонки косого плетения. 4ч. 4.Изготовление вазы прямого плетения. – 4ч. 5.Изготовление корзины прямого плетения. – 4ч. 6.Изготовление коробки с крышкой прямого плетения. – 4ч. «В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером. – 74 ч. 7.Изготовление фенечек. Плетение фенечки «Ромашки». – 2ч. 8.Завершение плетения фенечки «Ромашки». – 2ч. 4.Плетение фенечки «Голубые ягодки». – 4 ч. 5.Изготовление ожерелья. Работа над ожерельем с подвесками. – 4ч. 6.Выполнение ожерелья. -2ч. 7.Выполнение ожерелья. – 2ч. 8.Завершение работы над выбранным ожерельем. – 2ч. 9.Колье. Выполнение работы – колье с листочками. – 2ч. 10.Выполнение работы над колье. – 2 ч. 11. Завершение начатого изделия. – 2 ч. 12.Колье «Нежность».Завершение1-йчасти работы колье «Нежность». – 2 ч. 13.Продолжение темы. – 2 ч. 14.Продолжение плетения колье «нежность» - 2ч. 15.Завершение работы над колье»Нежность» -2 ч. 16.Галстук. Начало плетения «Галстук для куклы» - 2 ч. 17.Завершение работы над галстуком. – 2 ч. 18.Кулон «Бабочка» - 4 ч. 19.Кулон «Бантик» - 4 ч. 20.Изготовление объемных изделий. Солнышко. Елочка. Человек. – 6 ч. 21.Объемное изделие. Рыбка. – 4 ч. 22.Изготовление жар-птицы. – 4 ч. 23.Изготовление бабочки. – 4 ч. 24.Изготовление паучка. – 4 ч. 25.Цветы. Незабудка. – 4 ч. 26.Рамашки. Подведение итогов.– 4 ч. «Маэстро – Творческий досуг» – работа с разными природными материалами. – 50 ч. 27.Несложная композиция из простейших элементов «Цветы в корзине». – 2 ч. 28.Аппликация из элементов геометрического орнамента. – 2 ч. 29.Композиция из листьев «Друзья природы» - 4 ч. 30.Мозаика из горошка «Забавные звери» - 4 ч. 31.Аппликация из природных материалов «Фантазия» - 2 ч. 32.Аппликация из сухих листьев, цветов «Изображение природы родного края» - 4 ч. 33.Мозаичный коллаж из природных материалов.- 6 ч. 34.Плосская аппликация из листьев и бересты.- 2 ч. 35.Композиция из листьев «Чудо- птица» - 2 ч. 36.Аппликация–картинка из семян «Цветы» - 4 ч. 37.Изготовление аппликации из листьев клена. – 4 ч. 38.Аппликация из круп «Кораблик» - 4 ч. 39.Аппликация из листьев, шишек « Сова» - 2 ч. 40.Аппликация из фисташек « Фрукты» - 2 ч. 41.Композиция из бересты и листьев « Фантазия» - 2 ч. 42.Аппликация из тополиного пуха. – 2 ч. 43.Изготовление панно «Цветы» - 2 ч. «Берестяночка-работа с берестой. – 70 ч. 44.Плетеные бусы из бересты.- 4 ч. 45.Бусы из бусин разных размеров и квадратиков – 4ч. 46.Изготовление браслета из бересты.- 4ч. 47.Головные украшения из бересты. – 4 ч. 48.Медальон из бересты с национальным орнаментом. – 4 ч. 49.Сувенирная вазочка из бересты. – 4 ч. 50.Украшения из бересты. – 4 ч. 51.Подвеска- цветок. – 4 ч. 52.Подвеска- цепочка из бересты. – 4 ч. 53.Закладка с узором из бересты. – 2 ч. 54.Настенное украшение – 4 ч. 55.Цветочки в корзине. Композиция в технике плетения.- 2 ч. 56.Изготовление солонки. – 4 ч. 57.Корзинка. – 4 ч. 58.Станканчик из бересты. – 4 ч. 60.Карандашница. - 4 ч. 61.Изготовление лаптя. - 6 ч.
Учебно – тематический план III года обучения
Содержание изучаемого курса 3 года обучения Введение – 2 ч.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
32