12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Обучающие диктанты по теме «Имя существительное. Орфография. 6 класс».

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.

Цель

Совершенствовать умение выполнять орфографический анализ слова, совершенствовать орфографические навыки, обобщить знания об изучаемых в 6 классе орфограммах.

Основные лингвистические понятия

Существительное, разносклоняемые и несклоняемые существительные, суффиксы имен существительных, сложные существительные, способы образования существительных.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, беседа, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка, работа с толковыми и орфографическим словарями.

Источники информации

Афонькин С.Ю. Узнай мир. Цветы. Школьный путеводитель. Балтийская книжная компания, 2018 г.- 96 с.


Диктант с грамматическим заданием


Запишите предложения. Определите общее грамматическое значение выделенных слов.

Цветы – удивительные создания природы! У всех без исключения народов мира они являются символами красоты. С помощью цветов люди выражают свои чувства. Цветы и букеты дарят любимым, на юбилеи и праздники. Цветы бросают под ноги победителям, вплетают в венки и засушивают на память между страницами книг. Художники рисуют цветы, а поэты слагают о них стихи. Кажется, природа создала цветы специально, чтобы люди могли ими любоваться.


Запишите предложения. Определите морфологические признаки трех существительных на выбор.


Растения с цветками возникли на нашей планете задолго до появления на ней человека – за десятки миллионов лет до наших дней. По раскрывающимся бутонам цветов скользили своими холодными взорами еще динозавры, которые вымерли около 65 миллионов лет назад. Следовательно, растения с цветками (ученые называют их цветковыми) являются довольно древней группой растительного мира. Ясно, что природа создавала цветы вовсе не для того, чтобы ими любовались люди. Тогда для чего?


Запишите предложения. Выделите словообразовательные суффиксы существительных. Укажите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Составьте и запишите словообразовательную пару.


По сравнению с животными растения кажутся неподвижными. На самом деле это не так. Они совершают самые разные движения, только медленные. Например, созревающие корзинки подсолнечника двигаются в течение дня, следуя за солнцем.

Одно из самых любопытных и красивых явлений природы — раскрывающийся цветок. Еще совсем недавно его нежные лепестки были аккуратно упакованы и сложены, словно купол парашюта. И вот уже эти лепестки раскрываются навстречу солнечным лучам.


Выборочный диктант


Выписать одушевленные существительные. Для проверки используйте метод сопоставления падежей В.п.=Р.п. или В.п.=И.п.(одуш. или неодуш.)


А зачем она нужна, эта пыльца? Для чего нужен пестик, понятно — внутри находятся зародыши семян. Лепестки помогают эти зародыши согревать и привлекают к цветку насекомых. А пыльца для чего? Вряд ли чтобы подкармливать пчел и жуков. Да и вообще, зачем цветам привлекать к себе насекомых? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо поговорить о том, как растения умеют размножаться.


Выписать существительные, образованные суффиксальным способом.


Как уже говорилось, растения состоят из крошечных клеток. Они немного похожи на кирпичики, из которых сложены стены домов. Представьте себе, что на стройке работают рядом два каменщика. Один кладет кирпичи на стену быстрее другого. Через некоторое время сложенная ими стена будет неровной. Один ее край окажется выше другого. Теперь понятно, что если при росте стебля или лепестка клетки на одной его стороне будут делиться быстрее, чем на другой, то сам стебель при этом изогнется в сторону. Так оно и происходит на самом деле.



Распределительный диктант


Записать в первый столбик существительные с конкретным значением, во второй- с абстрактным. Какие существительные вы не выписали? Почему?


На нашей планете прекрасно себя чувствуют множество растений, которые никогда не цветут. Никто не видел цветов на елке, никогда не радуют нас цветением мхи. Старинные предания рассказывают, что папоротники расцветают в лесу раз в году, накануне языческого праздника Ивана Купалы. Вот как описывал цветок папоротника Николай Васильевич Гоголь в одной из своих повестей: «Глядь – краснеет маленькая цветочная почка и, как живая, движется. … Вспыхнула звездочка, что- то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя».


Записать в первый столбик существительные 1 склонения, во второй- второго, в третий- третьего. Какие существительные вы не выписали? Почему?

В центре цветка находится пестик. Это самая важная часть цветка. По форме она немного похожа на деревянный пестик, которым раньше в ступках толкли сухие корешки, зерна и кусочки коры. Нижняя, немного расширенная часть пестика называется завязью. Именно здесь находятся зачатки будущих семян. Они очень маленькие, и простым, невооруженным глазом их не разглядишь. Но точно известно, что из каждого зачатка со временем разовьется семечко. Следовательно, сосчитав семечки плода, можно точно сказать, сколько в завязи было зачатков, можно проследить путь от завязи к семени.


Свободный диктант


Прослушайте текст. Для чего растениям нужны цветы??

Запишите текст, слушая его по частям. (К чтению последующей части переходим только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую).


Зачем растениям цветы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что происходит после цветения. Представьте себе цветущую яблоню, всю словно покрытую белой роскошной накидкой. Пройдет чуть больше недели, и нежные лепестки облетят, упадут на землю.

Если внимательно понаблюдать в это время за отдельным цветком, можно заметить, что от него отваливаются лепестки, но центральная часть остается прикрепленной к веточке. Пройдет неделя, другая, и еще месяц, и на месте бывшего цветка возникнет… маленькое яблоко! В нем расположены семечки, и из каждого можно вырастить новое деревце.

Такая же история в саду происходит и с цветками кустарников. Каждый их цветок со временем превращается в ягоду! В ней тоже находятся семена. Значит, цветки растениям нужны для размножения. Можно сказать, что цветки – это органы размножения растений.


Прослушайте текст. Для чего растениям нужны цветы??

Запишите текст, слушая его по частям. (К чтению последующей части переходим только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую).


Зачем растениям цветы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что летом садоводы часто прикрывают кусты с созревающими ягодами сеточкой от птиц. Иначе налетит пернатая братия и в считанные минуты оставит хозяев без сладкого урожая. Для чего же растение тратит столько сил, снабжая свои ягоды сладкими веществами? Вряд ли оно стремится служить птицам или людям. Секрет в том, что птицы, склевав ягоду, переваривают обычно все, кроме семян. Вместе с пометом эти семена падают на землю. Получается двойная польза – и длительное путешествие по воздуху для расселения, и бесплатное удобрение для прорастающих семян!

Значит, цветки помогают растениям не только размножаться, но еще и расселяться на большие расстояния!


Творческий диктант

Прослушайте предложение 2 раза. Запишите каждое существительное в форме ед. ч. П. пад. и в форме мн. ч. Род. пад.

Цветок яблони прикреплен к веточке небольшим выростом – цветоножкой. Выше находится расширение – цветоложе. Очень удачное название! На этом расширении вся верхняя часть цветка действительно покоится как ложе. Цветоложе окружено небольшими листочками – чашелистиками. У некоторых цветковых растений они отсутствуют.


Объяснительный диктант


Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы.


Над чашелистиками по кругу расположены нежные лепестки. У многих цветковых растений они ярко окрашены и играют роль своеобразных опознавательных знаков. Открывшиеся лепестки цветка часто напоминают по форме чашу. Когда на цветок падают солнечные лучи, они отражаются от лепестков и собираются в центре цветка. В результате температура там бывает выше на несколько градусов, чем температура воздуха. Другими словами, лепестки помогают согревать цветок!


Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы.


Откуда на растениях появляются цветы? Как и листья, они созревают в почках. Как большие лепестки помещаются под маленькими почечными чешуями? Когда в почках образуются все части цветков?

Весной растения должны спешить. Впереди у них много дел. Надо успеть накопить питательные вещества для будущих семян и плодов. Поэтому почки, из которых весной появляются листья и цветки, закладываются у них заранее, в конце периода роста.


Диктант «Проверяю себя»


Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы. Самостоятельно отберите трудные для объяснения слова, подчеркните их. (Объясняет учитель или учащиеся по желанию).


Все ландыши на поляне могут быть единым растением, чье корневище необычайно разрослось. Группа деревьев на поляне тоже может быть единым существом, которое оразовалось за счет вегетативного размножения.

Вегетативное размножение очень удобно. Например, если древесину дерева источат короеды или повредят паразитические грибки, оно может рухнуть. Однако если от корня пойдет новая поросль, значит, организм этого растения жив и будет жить еще очень долго! Кажется, что клубнику можно размножать усами до бесконечности, а это ведь тоже бесполое размножение.



Комментированный диктант

Запишите текст, комментируя его по предложениям.


Вокруг пестика, словно почетный караул, расположены длинные тонкие нити. Их называют тычинками, потому что ветки некоторых растений действительно умеют ими тыкать! Не в людей, конечно, а в насекомых, любящих залезать в некоторые цветки, своей формой похожие на трубки. В результате на спинку шмеля или жука из утолщений тычинок высыпается мельчайший порошок, который называется пыльцой. Если понюхать какой либо распустившийся цветок, засунув в него свой нос, на кончике носа может появиться желтоватое или красноватое пятнышко. Это пыльца высыпалась из тычинок.


Запишите текст, комментируя его по предложениям.


Растения умеют размножаться двумя способами. Первый — так называемое бесполое размножение. Для него достаточно одного-единственного растения. Новые молодые растеньица возникают из его частей. Прикопанная ветка черной смородины со временем дает новый куст. Сорняк сныть быстро распространяется по огороду с помощью длинного подземного корневища, на концах которого постоянно возникают новые растеньица. У некоторых комнатных растений крошечные растеньица образуются на краях листа. Все это примеры вегетативного, или бесполого, размножения.


Запишите текст, комментируя его по предложениям.


Семена растений, обладающих цветками, спрятаны в завязях, как бы покрыты и защищены их надежными стенками. Поэтому такие растения называют покрытосеменными. Это самая распространенная группа растений нашей планеты. Они появились около 100 миллионов лет назад. По числу видов они превосходят все остальные группы растений, взятые вместе. Нет на Земле места, где бы нельзя было найти цветковые растения. Все лиственные породы деревьев относятся к цветковым растениям.

Своим успехом на планете цветковые растения во многом обязаны удивительным созданиям природы — цветкам.


Диктант по аналогии

Прослушайте текст. Запишите самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.


Богиня любви Афродита решила наказать надменного юношу Нарцисса. Она направила гордеца во время его прогулки к берегу лесного озера и наслала на него жажду. Нарцисс опустился на колени и впервые в жизни увидел свое лицо. Он вздрогнул от любви, пронзившей его сердце. Впервые в жизни почувствовал Нарцисс силу этого чувства. Он влюбился в свое собственное отражение! Нарцисс хотел поцеловать прекрасного юношу, смотрящего на него из озера, но его лицо от прикосновения губ расплылось по воде кругами и пропало. Нарцисс просидел у берега озера до самых сумерек. Боясь, что его возлюбленный исчезнет с последним лучом света, бросился Нарцисс в воду, пытаясь обнять свое отражение, и утонул. Так сбылось предсказание, данное родителям Нарцисса.


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.