12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45970
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Обучающие диктанты по теме «Местоимение. Орфография. 6 класс».

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.

Цель

Совершенствовать умение выполнять орфографический анализ слова, совершенствовать орфографические навыки, обобщить знания об изучаемых в 6 классе орфограммах.

Основные лингвистические понятия

Местоимение, разряды местоимений, способы образования местоимений.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, беседа, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка, работа с толковыми и орфографическим словарями.

Источники информации

Сергеев Б.Ф. Я познаю мир. Тайны человека.

https://homeread.net/read/ya-poznayu-mir-tayny-cheloveka-boris-sergeev?page=15#tx


Диктант с грамматическим заданием


Запишите предложения. Определите общее грамматическое значение выделенных слов. Укажите разряды всех местоимений, укажите их синтаксическую функцию.


Люди с каждым годом, с каждым столетием все больше узнают об окружающем нас мире, открывают действующие в нем законы и закономерности. Это позволяет создавать удивительные машины, приборы и механизмы, строить подводные корабли и космические ракеты. А к тому времени, когда вы станете взрослыми, будут созданы еще неведомые сегодня удивительные вещи, о которых мы пока даже не мечтаем.

Все, что накопила сегодня наука, одному человеку знать не дано, да и не нужно. Достаточно знать лишь главное, а также то, что может понадобиться в дальнейшей жизни. Но чтобы достойно войти в XXI век и быть хозяином своей судьбы, вам придется выбрать себе профессию и овладеть всем объемом знаний и навыков, чтобы знать ее в совершенстве.


Запишите предложения. Определите морфологические признаки трех существительных на выбор.

Внутри клетки находятся ее крохотные органы. Их называют органоидами. Важнейшее из них – ядро. Оно руководит многими химическими процессами, в том числе созданием белковых молекул.

В ядрах находятся хромосомы – особые гигантские молекулы специальных белков. Это удивительные молекулы. В них с помощью особого «алфавита» описан план строения всего организма, программа его роста, правила работы всех органов и клеток тела.


Запишите предложения. Определите морфологические признаки трех существительных на выбор. Укажите разряд и синтаксическую функцию всех местоимений.

Скелет – самая тяжелая часть тела, поэтому при увеличении размера и веса тела животного вес его костей будет увеличиваться намного быстрее, чем мягких тканей, и очень скоро обгонит его в весе. Это значит, что существует предел, при котором дальнейшее увеличение будет невозможным. Следовательно, у людей еще есть резерв для увеличения своего роста, и не исключено, что со временем люди станут выше, шире в плечах и тяжелее, но, живя на планете Земля, наши потомки никогда не станут огромными великанами вроде Кинг Конга. Другое дело, если они освоят Луну, притяжение которой в 6 раз меньше земного, или будут жить в невесомости, тогда они смогут стать крупнее нас, но уже никогда не вернутся на Землю. Здесь, на нашей планете, кости гиганта с Луны не выдержали бы веса тела и его тяжестью были бы разрушены.


Выборочный диктант

Выписать местоимения в составе словосочетаний, указать разряд местоимений.

Каждый ген определяет какой–нибудь один признак организма. Любая клетка организма любого существа содержит полный набор генов, определяющих форму его тела, особенности органов чувств, работу пищеварительных и других желёз организма, цвет волос, группу крови, структуру молекул гемоглобина – вещества, переносящего кислород, и так далее. Любой ген может иметь несколько вариантов. У гена, определяющего группу крови, три варианта. У гена, определяющего цвет волос, вариантов больше. От того, какие варианты генов ребенок получит от отца и матери, зависит, станет ли он брюнетом, шатеном или блондином. Разработанные генетиками методы сравнения генов позволяют разобраться в родственных связях организма.


Выписать местоимения в составе словосочетаний, указать разряд местоимений.

100 триллионов клеток, из которых состоит человеческое тело, нуждаются в хорошей упаковке. Для этого предназначена наша кожа. Она представляет многослойную ткань. Ее верхний слой состоит у человека из плоских, как блины, клеток. В нижней части этого слоя всю нашу жизнь создаются новые плоские клетки. Зато клетки, лежащие на поверхности кожи, постепенно отмирают, превращаются в роговые чешуйки и отшелушиваются. Верхний слой кожи полностью обновляется достаточно быстро: на подошве – за 1 месяц, а на локте – всего за 10 дней. Чешуйки похожи на перхоть, возникающую иногда на голове, только их размер неизмеримо мельче. Благодаря тому что клетки верхнего слоя кожи плоские, ее поверхность бывает достаточно гладкой.


Выписать личные местоимения в составе словосочетаний. Указать главное слово.

Теплокровные животные обладают способностью сохранять постоянную температуру тела, не прибегая к помощи солнца и к другим внешним источникам тепла. В холодную погоду они сами вырабатывают много тепла, а в жаркую умеют отдавать его излишки в окружающую среду. Впрочем, к повышению температуры животные нашей планеты приспособлены хуже, чем к холоду.

Морозы многие животные переносят легко. Разница между температурой тела и температурой окружающей среды может превышать 80°С, а животные очень скрупулезно будут поддерживать постоянство своей температуры. Особенно много подобных животных среди представителей арктической и антарктической фауны. Например, температура тела белой куропатки равна +43°С; куропатка сохраняет ее и при сорокаградусном морозе.


Выписать притяжательные местоимения в составе словосочетаний. Указать главное слово.

На испарение пота расходуется большое количество тепла. Если все это тепло отнять от человеческого тела, его температура понизилась бы примерно на 10 градусов, но наше тело дает для испарения лишь небольшую часть необходимого тепла, остальное тепло берется из воздуха. Только благодаря испарению воды из легких и с кожи температура нашего тела остается нормальной, даже когда температура воздуха повысится до 40–50°С.

Вырабатывая пот, наши потовые железы получают воду из крови. Но пока потоотделение не достигает чрезвычайно больших размеров, кровь не густеет. Как только кровь начинает терять свою воду, сейчас же со «складов» в кровяное русло поступает такое же количество воды.


Выписать определительные местоимения в составе словосочетаний. Указать главное слово.

Зубы вряд ли бы справились со всей своей основной работой по пережевыванию пищи, если бы им не помогали другие органы ротовой полости, например слюнные железы. Слюна предназначена для смачивания и размягчения пищи. Без этого было бы невозможно сформировать из нее пищевой комок, а затем проглотить его. Если хотите убедиться, насколько необходима нам слюна, проделайте несложный эксперимент. Возьмите чистое полотенце и тщательно досуха протрите язык и полость своего рта, а затем попробуйте разжевать и проглотить любой сухарик, какую-нибудь галету или нежирное печенье вроде крекера и убедитесь, что это невозможно.


Распределительный диктант


Распределите все местоимения по разрядам, выпишите, дополните каждый разряд 2-3 своими примерами.

Как правило, никто из животных, общаясь с себе подобными, не старается избавиться от свойственного ему видового и индивидуального запахов. Такая потребность возникла только у людей. Это мы, выходя из дома, используем духи и одеколоны, чтобы придать себе совершенно несвойственный людям запах. Среди животных прибегают к помощи пахучих веществ хищники, отправляющиеся на охоту. Если какое–нибудь природное пахучее вещество заглушит собственный запах охотника, ему будет легче подкрасться к своей жертве. К этому прибегают даже обычные собаки. Вероятно, каждому случалось наблюдать, как домашний холеный пес, найдя в парке дохлую ворону, голову копченой скумбрии или ее протухшую шкурку, к ужасу своих хозяев начинает на этой гадости кататься, чтобы пропитать очаровательным зловонием свою шкурку. Отучить от этого собаку практически невозможно: это не дурная привычка, а врожденный инстинкт.


Свободный диктант

Прослушайте текст. Что нового вы узнали о дыхании?

Запишите текст, слушая его по частям. (К чтению последующей части переходим только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую).


Такие выражения, как легкое дыхание, тяжелое дыхание, нередко встречаются в нашей жизни. Слово дыхание входит в состав ряда терминов. То, что мы называем дыханием, на самом деле является начальным процессом транспортировки кислорода, необходимого клеткам нашего тела, и конечным этапом удаления из организма углекислого газа. А дыхание – это процесс окисления в клетках тела живого организма специально предназначенных для этого веществ и внутриклеточное высвобождение энергии, которая расходуется на нужды организма.

Наиболее знакомый нам вид окисления – это горение. В процессе горения кислород присоединяется к горючему веществу, то есть окисляет его. При этом выделяется тепловая энергия. Нечто похожее происходит и в клетках нашего тела, и там тоже выделяется тепловая энергия. Благодаря этому человек способны поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне.

Слово дыхание появилось в языках европейских народов несколько тысячелетий назад, а первое научное преставление о дыхании – не больше 150 лет. Теперь уже слишком поздно менять значение этого слова, да это делать и не нужно.

Говорят, например, что квашня – забродившее тесто – задышала, что дышит топкое болото. Ученые понимают, какой смысл в каждом конкретном случае вкладывается в слово дыхание. В научных же трудах настоящее дыхание называют тканевым, а транспортировку воздуха в легкие и все, что в них происходит, – внешним дыханием. Будем и здесь придерживаться этих понятий.


Объяснительный диктант


Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы.

Нервные окончания, реагирующие па прикосновение, очень важны при любой работе. Не менее важны болевые ощущения. Они часто помогают нам избежать серьезных травм. Боль, возникающая при любом повреждении тела, дает нам некоторую дополнительную информацию об ее источнике. Прикосновение к раскаленному предмету, способному вызвать ожог, воспринимается нами как общая жгучая боль, не несущая точной информации о том, какой участок кожи поврежден. При уколах и порезах, наоборот, возникает острая колющая боль и отчетливо ощущается, на каком участке кожи находится рана.


Диктант «Проверяю себя»

Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы. Самостоятельно отберите трудные для объяснения слова, подчеркните их. (Объясняет учитель или учащиеся по желанию).


Переваривать пищу помогают не какие–то дополнительные вещества, выделяемые стенкой кишки, а само устройство кишечной стенки. Ее внутренняя поверхность густо покрыта ворсинками. Если стенки всех ворсинок и микроворсинок тщательно распрямить и измерить площадь стенки кишечника, где происходит окончательный акт пищеварения и всасывание пищевых веществ в кровь, можно не поверить своим глазам. Она будет равна примерно 1300 квадратным метрам! Сравните эту цифру с площадью вашего школьного класса или с площадью вашей квартиры.

На этой огромной поверхности оседает и удерживается большое количество пищеварительных ферментов. Они воздействуют на пищу, как терки, разрушая большие молекулы пищевых веществ.

Пищевые массы, продвигающиеся по кишечнику, как о зубы терки, трутся об осевшие на стенках кишки ферменты и с их помощью быстро перевариваются. Вот почему даже их малые количества могут вызвать заметное увеличение скорости химических реакций.


Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы. Самостоятельно отберите трудные для объяснения слова, подчеркните их. (Объясняет учитель или учащиеся по желанию).


Хотя кровь в организме позвоночных животных и человека движется по замкнутой системе, часть ее все же просачивается сквозь стенки сосудов. Эта убыль пополняется двумя путями. Во-первых, вода и многие важные для организма вещества всасываются в кровь в кишечнике, а во-вторых, та вода, которая понемножку просачивается из кровеносных сосудов, возвращается обратно в кровь. Сначала она накапливается во внеклеточных пространствах. В это время в нее из клеток тела поступают ненужные им, а подчас и вредные вещества. Эту жидкость собирают специальные мелкие сосудики. Соединяясь между собой, они образуют более крупные, а затем впадают в лимфатические протоки, которые сливают свое содержимое в крупные вены. Эта жидкость, собранная со всего организма, называется лимфой. Лимфатические сосуды пронизывают все органы человеческого тела. Их нет только в ногтях, в коже, в волосах и в роговице глаза. За сутки в организме взрослого человека образуется 2–4 литра лимфы.


Комментированный диктант

Запишите текст, комментируя его по предложениям.

Сердце – это мышечный насос. Мышечный потому, что стенки его состоят из мышечной ткани. Размером оно с кулак взрослого человека и весит от 180 до 300 граммов, причем у женщин сердце, как правило, меньше, чем у мужчин. По своему устройству это полый орган, разделенный на.четыре попарно сгруппированных полости. Две из них названы правым и левым предсердиями.


Запишите текст, комментируя его по предложениям.

Знакомство с человеческим организмом проще всего начать с рассказа о том, из чего он сделан, из каких материалов, из каких строительных конструкций.

Все, что мы видим вокруг себя на Земле, состоит из атомов разных химических элементов и построенных из них молекул. В настоящее время ученые открыли больше 100 видов атомов, представителей такого же числа химических элементов. Атомы – это самые маленькие частички химического элемента. Они так малы, что их нельзя увидеть даже с помощью микроскопа.

Диктант по аналогии

Прослушайте текст. Запишите самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.​​​​​​​

Человек – существо всеядное. Кроме привычки, ему ничего не мешает приспособиться к любой пище. Пример тому китайцы, которые не знают никаких предубеждений и едят все подряд от медуз до собак и от ласточкиных гнезд до змей. А предубеждения возникают и исчезают. Древние греки не ели лук, считая, что это пища варваров. А энтомологи (ученые, изучающие насекомых) США в 1992 году закончили свой съезд роскошным банкетом, все блюда на котором были приготовлены из всевозможных насекомых.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Юлия Васильевна Воробьева, 21.07.23 в 13:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за продолжение серии диктантов, Вера Сергеевна! Работа с текстом на уроке очень важна
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.