Обучающие диктанты по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография. 6 класс»
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Обучающие диктанты по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография. 6 класс». |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса. |
Цель | Совершенствовать умение выполнять орфографический анализ слова, совершенствовать орфографические навыки, обобщить знания об изучаемых в 6 классе орфограммах. |
Основные лингвистические понятия | Морфема, морфемный и словообразовательный разбор, способы словообразования. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, беседа, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка, работа с толковыми и орфографическим словарями. |
Источники информации | В.Максимова. Героические малоизвестные страницы русской истории. |
Диктант с грамматическим заданием
Запишите предложения. Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.
Через несколько дней осады в русском лагере начался голод. Персидский военноначальник не спешил со штурмом крепости. Он знал, что осажденные долго не выдержат и сдадутся в плен персам. Даже предлагал полковнику Карягину перейти на службу к персидскому шаху и обещал большую награду и почести. Павел Михайлович понял, что без хитрости не получится покинуть крепость и попросил несколько дней на размышления.
Под покровом ночи русский отряд незаметно вышел из крепости и с помощью местных проводников – армян горными тропами ушли. Часовые тем временем на сторожевых башнях перекрикивались, давая понять персам, что русские в крепости. Позже они тоже покинули крепость и догнали отряд.
Этим самым Карягин на несколько дней задержал продвижение персидских войск на Тбилиси и вывел свой отряд из крепости без потерь.
Выборочный диктант
Выписать пять слов, образованных суффиксальным способом, в столбик. После вторичного прослушивания текста проверить, составить к каждому слову словообразовательную пару.
Экспедиции землепроходцев, приходя на земли какого - либо местного племени, облагали его жителей оброком. Если племя добровольно соглашалось на оброк, то его жители становились поданными русского царя. Не всегда племена добровольно соглашались на выплату оброка. Возникали вооруженные стычки казаков с местными племенами. Северные племена не знали стального и огнестрельного оружия. Они пользовались костяными ножами, луками, стрелами и копьями с наконечниками из рыбьих костей. Но холодный климат и знание местности помогало племенам противостоять казакам. Некоторые племена чукчей воевали с казаками более ста лет.
Выписать пять слов, образованных бессуффиксным способом, в столбик. После вторичного прослушивания текста проверить, составить к каждому слову словообразовательную пару.
Некоторые племена чукчей воевали с казаками более ста лет. И только после выхода Указа императора Александра I в 1822 году об отмене оброка с народов Севера и замене его на товарообмен войны прекратились.
Теперь народы Севера обменивали шкурки пушных животных на товары, в которых они остро нуждались. Это стальные ножи, ружья, порох, украшения. Товарообмен привел к увеличению сдачи звериных шкурок. Это объясняется тем, что у охотников появилась заинтересованность в сдаче шкурок. Чем больше шкурок сдашь, тем больше товара получишь.
Выписать слова, образованные при помощи сложения, в столбик. После вторичного прослушивания текста проверить, составить к каждому слову словообразовательную пару.
После смерти Михаила в 1645 году царем стал его шестнадцатилетний сын Алексей, прозванный Тишайшим. Государство окрепло после смуты и в результате победоносных войн со Швецией и Польшей были возвращены русские города Смоленск, Киев и земли восточнее Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. При Алексее Михайловиче русские землепроходцы активно продолжали движение на восток и захватывали немногочисленные племена Сибири.
Распределительный диктант
Записать в первый столбик слова с проверяемыми гласными в корне, во второй - с непроверяемыми. Корни выделить.
В январе 1613 года в Москве Земский собор выбрал нового царя. Из нескольких претендентов предпочтение было отдано Михаилу Романову. Большую роль в выборе нового царя сыграла «семибоярщина», правившая на Руси после свержения царя Василия Шуйского и пустившая поляков в Москву. Они специально выбрали царем молодого, неопытного в делах управления государством Михаила Романова и продолжали давать царю советы. А патриотические настроенные руководители народного ополчения князья Пожарский, Трубецкой и гражданин Минин были забыты. Советы «семибоярщины» были направлены на укрепление своей власти в государстве и ослабление царской власти. Поэтому более сильные соседи – Польша и Швеция воспользовались этим и отобрали Смоленск и Чернигов.
Свободный диктант
Прослушайте текст. Что нового вы узнали из истории нашей Родины?
Запишите текст, слушая его по частям. (К чтению последующей части переходим только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую).
К концу 18 века над Грузией нависла смертельная опасность – быть полностью поглощенной соседями мусульманами. Более половины территории было уже отобрано.
Долго Екатерина II не давала согласия на принятие Грузии в составе Российской империи. Ведь это однозначно означало, что Турция и Персия объявят войну России. Несмотря на это надо было спасать православный народ Грузии от полного уничтожения мусульманским миром. И в 1783 году был заключен Георгиевский трактат (в крепости Георгиевск, ныне одноименный город в Ставропольском крае Российской Федерации). По этому договору Грузия входила в состав Российской империи, получала ее защиту. В 1801 году Грузия стала составной частью России.
Конечно, этим был очень недоволен персидский шах. Собрав пятидесятитысячную армию, персы двинулась на Тифлис (ныне Тбилиси столица Грузии). Там находилась резиденция наместника русского императора на Кавказе графа Цицианова. Под командованием графа находилось чуть больше семи тысяч солдат и офицеров русской армии, расквартированных по всему Кавказу.
Объяснительный диктант
Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы.
Великобритания как самая могущественная колониальная империя не могла спокойно смотреть на укрепляющуюся в начале XIX века Россию. В английских газетах целенаправленно появлялись провокационные статьи о России, которая якобы имеет цель захватить всю Европу. Эта «песня» началась еще при Иване Грозном.
В 16 веке уже был вычислен радиус Земли и изготовлен ее глобус. Когда западноевропейские короли увидели глобус Земли, их поразили размеры Российского государства. А их собственные государства были едва видны на глобусе. Это вызывало не только зависть и раздражение, но и желание «отщипнуть» что-нибудь от территории России.
Навязчивая идея покорить Россию процветает уже более пятисот лет.
Диктант «Проверяю себя»
Запишите текст под диктовку. Письменно объясните встретившиеся орфограммы. Самостоятельно отберите трудные для объяснения слова, подчеркните их. (Объясняет учитель или учащиеся по желанию).
В декабре 1941 года шли кровопролитные бои за оборону Москвы от немецко – фашистских захватчиков. Очень не хватало артиллерии для отражения атак немецких танков.
Семидесятилетний профессор Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского генерал – майор Д.Е. Козловский предложил использовать осадные орудия образца 1877 года. Это стапятидесятидвухмиллиметровые пушки использовались еще в русско – японскую войну 1904 – 1905 годов. Родных снарядов к ним не было, но подошли оставшиеся в большом количестве после англо – американской интервенции в Мурманске и Архангельске в 1919 году. Сформированные четыре взвода из курсантов и учеников старших классов были отправлены на передовую участка обороны Москвы генерала Рокоссовского, расставлены на наиболее ответственных танкоопасных направлениях и очень напугали фашистов, которые решили, что русские используют какое-то новое оружие.
Комментированный диктант
Запишите текст, комментируя его по предложениям.
Почти год крепость Осовец с небольшим русским гарнизоном сдерживала атаки превосходящих сил немецких войск. Непосредственная осада крепости продолжалась шесть месяцев с января 1915 года до момента эвакуации. 26 сентября 1939 года крепость Осовец без боя была занята частями Красной Армии и вошла в состав СССР.
Под утро 22 июня 1941 года на крепость Осовец обрушились первые бомбы Великой Отечественной войны. Гарнизон крепости несколько дней и ночей сдерживал превосходящие силы немецко – фашистских войск. Только угроза окружения вынудила защитников крепости оставить ее.